Охрана конституции: понятие и субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………..3
Понятие и задачи правовой охраны Конституции РФ………….5
Субъекты и формы правовой охраны Конституции РФ……….12
Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России…………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………....25
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

Государственная охрана определяется как одна из функций  органов государственной власти. Данная функция не является исключительной компетенцией только одного государственного органа. В ее осуществлении задействованы  все государственные органы, которые  при исполнении своих непосредственных задач, тем или иным образом осуществляют государственную охрану.

Как сфера отдельного вида деятельности, государственная охрана представляет собой совокупность действий, функций  и задач государственных органов  в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

В соответствии с текстом определения, государственная охрана осуществляется на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Правовая  охрана конституции предусматривает  и охрану свободы человека и гражданина. Учитывая конституционное положение  ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право  на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и  гражданина путем своевременного и  правильного рассмотрения дел.

 

  1. Субъекты и  формы правовой охраны Конституции  Российской Федерации

 

В литературе различается охрана и  защита Конституции. Под охраной  Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в  реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в  устранении конкретных нарушений конституционных  норм, т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных  правонарушений, а защита Конституции  начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

В охране Конституции РФ задействована  вся система органов государственной  власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Основными  субъектами правовой охраны конституции  выступают Президент РФ, Конституционный  суд РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды и прокуратура РФ.

Президент РФ, являющийся гарантом Конституции  РФ и обязанный соблюдать и  защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в  случае противоречия их федеральной  Конституции. В то же время охрана Конституции РФ осуществляется в  порядке конституционно контроля, осуществляемого  Конституционным Судом РФ, и в  порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом  органов, например прокуратурой РФ.

Наиболее  точную характеристику правовой охраны Конституции Российской Федерации  можно получить, рассматривая ее как  составную часть, уровень более  широкой системы - правоохранительной системы Российской Федерации. Основанием для выделения правовой охраны Конституции  РФ в правоохранительной системе  страны является особый объект охраны - Конституция Российской Федерации  1993 г. как нормативный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами - верховенством и высшей юридической силой.

Верховенство  Конституции Российской Федерации  определяет ее статус в различных  важнейших подсистемах общества, в отношении их основных структурных  элементов, в особенности политической системы государственного управления. Высшая юридическая сила Конституции  РФ характеризует место данного  правового акта в системе источников российского права, а также иных соционормативных регуляторов. Юридические  свойства Конституции Российской Федерации  находят свое яркое выражение  в том, что именно в ней устанавливаются  важнейшие, общеобязательные основы функционирования экономической, социальной, политической, духовной сфер общественной жизни. Спецификой данной системы правовой охраны Конституции  Российской Федерации также является ее закрепление в конституционных  нормах, т.е. самом объекте правоохраны, что свидетельствует об особой правовой охране Конституции с целью обеспечения  конституционности государства  в целом, а также отдельных  его институтов.

Правовая  охрана Конституции РФ способствует не только обеспечению реализации конституционных  норм, но и сохранению безопасности государства, его независимости  и государственной целостности, поскольку конституционное государство  может существовать только в рамках конституционно упорядоченного политического  процесса. Рассматривая правовую охрану Конституции Российской Федерации  как часть правоохранительной системы, можно выделить ее составные элементы:

а) конституционные нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции  Российской Федерации как Основного  закона государства;

б) принципы правовой системы Российской Федерации (в первую очередь принцип  законности, а также справедливости, демократизма, гуманизма, ответственности  за виновное деяние);

в) субъекты правовой охраны Конституции  Российской Федерации, которые, в свою очередь, представляют собой построенную  на принципе разделения властей систему  государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением  конституционных норм, а также  применение мер конституционной  ответственности;

г) специфическая правоохранительная деятельность, направленная на защиту норм Основного закона государства, применение мер государственного принуждения  в случае их нарушения.

Обязанность обеспечивать реализацию конституционных  норм, предотвращать и пресекать  их нарушения возлагается на все  без исключения государственные  органы - Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, федеральные суды, входящие в  соответствии со ст. 11 Конституции РФ в систему государственной власти. Таким образом, системой органов  охраны Конституции является система  государственной власти Российской Федерации, основанная на принципе разделения властей. Вместе с тем она сориентирована в первую очередь на защиту Конституции  от посягательств со стороны самих  государственных органов и должностных  лиц государства.

Исследование  развития отечественного российского  конституционного законодательства, направленного  на обеспечение соблюдения и реализации норм Основного закона нашего государства, показывает, что к 1993 г. в России произошла смена модели системы правовой охраны Конституции Российской Федерации, обусловленная коренными изменениями в российской правовой системе. Если охрана советских Конституций осуществлялась высшими представительными органами государственной власти (Президиумом Верховного Совета СССР и президиумами Верховных Советов союзных республик), то в результате конституционной реформы 1991 - 1993 гг. основным элементом механизма охраны Конституции стал Конституционный Суд Российской Федерации.

Формы осуществления правовой охраны Конституции  Российской Федерации различными органами государственной власти, можно подразделить на следующие виды:

1. Предупредительные. Направлены на  предупреждение и пресечение  нарушения конституционных положений  (изменение конституционных норм  в порядке, установленном гл. 9 Конституции Российской Федерации,  что обеспечивает стабильность  правовых норм; толкование конституционных  норм, направленное на преодоление  неопределенности в их понимании). В соответствии со ст. 125 (ч. 5) Конституции  РФ полномочием толкования Конституции  наделен только Конституционный  Суд РФ. Однако уяснение смысла  конституционных норм может производиться,  к примеру, Президентом РФ при  осуществлении полномочий гаранта  Конституции или Федеральным  Собранием в законодательном  процессе, а также федеральными  судами при непосредственном  применении положений Конституции.  При этом толкование Конституции  ограничено определенными пределами  - в результате толкования не  должны создаваться новые конституционные  нормы или же изменяться смысл  уже существующих положений Основного  закона; разрешение конституционных  споров - преодоление противоречий  в вопросе о принадлежности  государственных полномочий, а также  о соответствии Конституции РФ  деяний общественных объединений;  предварительный контроль конституционности  правовых актов - проверка соответствия  Конституции РФ не вступивших  в силу федеральных законов,  международных договоров, вопросов, выносимых на референдум РФ, указов  Президента РФ о введении военного  или чрезвычайного положения);

2. Охранительные. Направлены на  восстановление нарушенных норм  Конституции Российской Федерации  и наказание виновных в конституционных  деликтах (последующий конституционный  контроль и надзор - проверка конституционности  действующих правовых актов нормативного характера и индивидуального характера; применение мер конституционной ответственности за нарушение норм Конституции РФ).

Следует отметить, что эффективную правовую охрану Конституции обеспечивает органичное сочетание в деятельности ее субъектов  различных методов.

Обобщив практику осуществления Президентом  Российской Федерации его полномочий как гаранта Конституции РФ за последние годы можно сделать  вывод о том, что в настоящее  время именно он играет ведущую роль в механизме охраны Конституции  Российской Федерации. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, определяет основные направления  внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в  соответствующих законах и подзаконных  актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), он обладает значительными  полномочиями по разрешению конституционных  споров (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85 Конституции) контрольными полномочиями (п. "д" ст. 84, ч. 2 ст. 85 Конституции, ст. 33 Федерального конституционного закона "О Правительстве  Российской Федерации"), а также  привлечению государственных органов  и должностных лиц к конституционной  ответственности (ст. 29.1 Федерального закона "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации"). Неоспоримыми преимуществами президентской  формы охраны Конституции Российской Федерации являются оперативность  реагирования на попытки нарушения  конституционных норм органами государственной  власти и должностными лицами и действенность  мер воздействия, применяемых к  нарушителям.

Негативной  стороной правовой охраны Конституции  главой Российского государства  является и то, что она не облечена в собственную процедурную форму.

В то же время следует отметить явный  недостаток полномочий российского  парламента в сфере правовой охраны Конституции. Конституция РФ устанавливает  право Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждать указы Президента РФ о введении чрезвычайного  или военного положения (п. "б" и "в" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), обращаться в Конституционный Суд  РФ с запросом о проверке конституционности  правовых актов Президента РФ, Правительства  РФ, конституций (уставов), законов и  иных нормативных правовых актов  субъектов РФ (п. "а" и "б" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), а также  толковании конституционных положений (ч. 5 ст. 125), применять конституционную  ответственность к Президенту РФ (ст. 93 Конституции). Иные полномочия в  области толкования конституционных  норм, рассмотрения вопросов о конституционности  или неконституционности нормативных  и индивидуальных правовых актов  органов государственной власти (в т.ч. полномочие Совета Федерации  одобрять федеральные законы, закрепленное в ч. 4 ст. 105 Конституции РФ) имеют  по преимуществу политический характер. Его решения по результатам рассмотрения правовых актов главы государства, федеральных органов исполнительной власти носят характер политических рекомендаций. Парламенту как законодательному органу должно принадлежать право толкования конституционных норм, поскольку  он не только непосредственно осуществляет развитие конституционных положений  в текущем законодательстве, но и  является инициатором как внесения конституционных поправок, так и  пересмотра Конституции.

Важной  составляющей системы охраны Конституции  является судебный контроль. Конституционный  Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он учрежден в целях  обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции Российской Федерации  на всей территории Российской Федерации (ст. 1 и 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Суды  общей юрисдикции не только наделены рядом полномочий в сфере правовой охраны Конституции РФ, но они являются наряду с арбитражными судами своего рода "первичным звеном обеспечения  конституционности". Это обусловлено  прежде всего спецификой предмета конституционного регулирования, а также внутренней иерархией конституционных норм и подчинением текущего законодательства Конституции РФ. Высшие органы судебной власти, в т.ч. Конституционный Суд  РФ, не способны физически охватить своим контролем все те многочисленные акции, которые совершаются на российских пространствах, охрана Конституции  не может быть сконцентрирована в  руках отдельных государственных  органов.

Таким образом, Конституционный Суд РФ должен выступать в виде своеобразной контрольной инстанции, выполняя в  императивной форме корректирующую функцию. Его решения о конституционности  или неконституционности правового  акта или по конституционному спору  окончательны и не подлежат обжалованию. Правовые позиции Конституционного Суда могут рассматриваться иными  судебными органами как своего рода "образцы" обеспечения конституционности.

Конституционная (уставная) юстиция в субъектах  Российской Федерации также может  быть включена в механизм правовой охраны федеральной Конституции, поскольку  конституционные (уставные) суды также  обязаны обеспечивать соблюдение конституционных  норм. Придя к выводу о нарушении  федеральным законом, примененным  или подлежащим применению в деле, конституционный (уставный) суд может  обратиться с запросом в Конституционный  Суд Российской Федерации в порядке  ст. 125 (ч. 4) Конституции Российской Федерации.

Конституционная ответственность занимает "финальное" место в механизме охраны Конституции  Российской Федерации, что обусловлено  восстановительным характером значительной части конституционно-правовых санкций. Применение мер конституционной ответственности возможно в том случае, если осуществление Президентом Российской Федерации полномочий как гаранта Конституции, а также судебный конституционный контроль или конституционный надзор не привели к восстановлению нарушенных норм Конституции. Роль конституционной ответственности обусловливается особым характером конституционно-правовых санкций - они направлены не только на наказание виновных, но и на восстановление нарушенных конституционных норм.

Информация о работе Охрана конституции: понятие и субъекты