Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Введение………………………………………………………..…………..3
Понятие и задачи правовой охраны Конституции РФ………….5
Субъекты и формы правовой охраны Конституции РФ……….12
Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России…………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………....25
Список использованной литературы…………
Государственная
охрана определяется как одна из функций
органов государственной
Как
сфера отдельного вида деятельности,
государственная охрана представляет
собой совокупность действий, функций
и задач государственных
В соответствии с текстом определения, государственная охрана осуществляется на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
Правовая охрана конституции предусматривает и охрану свободы человека и гражданина. Учитывая конституционное положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
В литературе различается охрана и защита Конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм, т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.
В
охране Конституции РФ задействована
вся система органов
Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. В то же время охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ.
Наиболее точную характеристику правовой охраны Конституции Российской Федерации можно получить, рассматривая ее как составную часть, уровень более широкой системы - правоохранительной системы Российской Федерации. Основанием для выделения правовой охраны Конституции РФ в правоохранительной системе страны является особый объект охраны - Конституция Российской Федерации 1993 г. как нормативный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами - верховенством и высшей юридической силой.
Верховенство
Конституции Российской Федерации
определяет ее статус в различных
важнейших подсистемах
Правовая
охрана Конституции РФ способствует
не только обеспечению реализации конституционных
норм, но и сохранению безопасности
государства, его независимости
и государственной целостности,
поскольку конституционное
а) конституционные нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции Российской Федерации как Основного закона государства;
б) принципы правовой системы Российской Федерации (в первую очередь принцип законности, а также справедливости, демократизма, гуманизма, ответственности за виновное деяние);
в) субъекты правовой охраны Конституции Российской Федерации, которые, в свою очередь, представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности;
г)
специфическая
Обязанность
обеспечивать реализацию конституционных
норм, предотвращать и пресекать
их нарушения возлагается на все
без исключения государственные
органы - Президента Российской Федерации,
Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ, федеральные суды, входящие в
соответствии со ст. 11 Конституции РФ
в систему государственной
Исследование развития отечественного российского конституционного законодательства, направленного на обеспечение соблюдения и реализации норм Основного закона нашего государства, показывает, что к 1993 г. в России произошла смена модели системы правовой охраны Конституции Российской Федерации, обусловленная коренными изменениями в российской правовой системе. Если охрана советских Конституций осуществлялась высшими представительными органами государственной власти (Президиумом Верховного Совета СССР и президиумами Верховных Советов союзных республик), то в результате конституционной реформы 1991 - 1993 гг. основным элементом механизма охраны Конституции стал Конституционный Суд Российской Федерации.
Формы осуществления правовой охраны Конституции Российской Федерации различными органами государственной власти, можно подразделить на следующие виды:
1.
Предупредительные. Направлены
2.
Охранительные. Направлены на
восстановление нарушенных
Следует отметить, что эффективную правовую охрану Конституции обеспечивает органичное сочетание в деятельности ее субъектов различных методов.
Обобщив
практику осуществления Президентом
Российской Федерации его полномочий
как гаранта Конституции РФ за
последние годы можно сделать
вывод о том, что в настоящее
время именно он играет ведущую роль
в механизме охраны Конституции
Российской Федерации. Президент РФ
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти, определяет основные направления
внешней и внутренней политики государства,
которые затем реализуются в
соответствующих законах и
Негативной
стороной правовой охраны Конституции
главой Российского государства
является и то, что она не облечена
в собственную процедурную
В
то же время следует отметить явный
недостаток полномочий российского
парламента в сфере правовой охраны
Конституции. Конституция РФ устанавливает
право Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации утверждать
указы Президента РФ о введении чрезвычайного
или военного положения (п. "б"
и "в" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ),
обращаться в Конституционный Суд
РФ с запросом о проверке конституционности
правовых актов Президента РФ, Правительства
РФ, конституций (уставов), законов и
иных нормативных правовых актов
субъектов РФ (п. "а" и "б" ч.
2 ст. 125 Конституции РФ), а также
толковании конституционных положений
(ч. 5 ст. 125), применять конституционную
ответственность к Президенту РФ
(ст. 93 Конституции). Иные полномочия в
области толкования конституционных
норм, рассмотрения вопросов о конституционности
или неконституционности
Важной составляющей системы охраны Конституции является судебный контроль. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он учрежден в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации (ст. 1 и 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Суды
общей юрисдикции не только наделены
рядом полномочий в сфере правовой
охраны Конституции РФ, но они являются
наряду с арбитражными судами своего
рода "первичным звеном обеспечения
конституционности". Это обусловлено
прежде всего спецификой предмета конституционного
регулирования, а также внутренней
иерархией конституционных норм
и подчинением текущего законодательства
Конституции РФ. Высшие органы судебной
власти, в т.ч. Конституционный Суд
РФ, не способны физически охватить
своим контролем все те многочисленные
акции, которые совершаются на российских
пространствах, охрана Конституции
не может быть сконцентрирована в
руках отдельных
Таким
образом, Конституционный Суд РФ
должен выступать в виде своеобразной
контрольной инстанции, выполняя в
императивной форме корректирующую
функцию. Его решения о
Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации также может быть включена в механизм правовой охраны федеральной Конституции, поскольку конституционные (уставные) суды также обязаны обеспечивать соблюдение конституционных норм. Придя к выводу о нарушении федеральным законом, примененным или подлежащим применению в деле, конституционный (уставный) суд может обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке ст. 125 (ч. 4) Конституции Российской Федерации.
Конституционная ответственность занимает "финальное" место в механизме охраны Конституции Российской Федерации, что обусловлено восстановительным характером значительной части конституционно-правовых санкций. Применение мер конституционной ответственности возможно в том случае, если осуществление Президентом Российской Федерации полномочий как гаранта Конституции, а также судебный конституционный контроль или конституционный надзор не привели к восстановлению нарушенных норм Конституции. Роль конституционной ответственности обусловливается особым характером конституционно-правовых санкций - они направлены не только на наказание виновных, но и на восстановление нарушенных конституционных норм.