Общая характеристика международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются исследование особенностей международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Объектом исследования являются отношения возникающие в связи с международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 Понятие, значение и правовая основа осуществления международного сотрудничества 5
1.2 Общая характеристика и особенности международного сотрудничества в уголовном процессе некоторых зарубежных стран 9
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ 16
2.1 Запрос о правовой помощи: его форма и особенности исполнения 16
2.2 Рассмотрение жалоб, порядок выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВОННЫХ ИСТОЧНКОВ ИНФОРМАЦИИ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПО МУ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Международными договорами предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к отдельным видам  правовой помощи.

Например, Минская конвенция  содержит требование об указании в поручении о взятии под стражу или задержании подозреваемого или обвиняемого до получения требования о выдаче сведений о вынесенном постановлении об аресте либо задержании или приговоре, вступившем в законную силу, а также обязательства о том, что требование о выдаче будет представлено дополнительно. Данное требование указано в ст.61.28

Поручение о передаче на время свидетеля или потерпевшего, содержащегося под стражей или  отбывающего наказание в виде лишения свободы на территории запрашиваемого государства, должно дополнительно содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие лица в запрашивающем государстве, согласно ст.7 Минской конвенции 1993 г. Поручение, содержащее ходатайство о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, должно содержать обязательства запрашивающего государства о том, что его не привлекут к уголовной ответственности, не арестуют и не подвергнут наказанию за деяния, совершенные до пересечения границы, а также в связи со свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Наряду с этим должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашиваемой стране. Вызов таких лиц не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки29.

Содержание поручения  об осуществлении уголовного преследования  должно содержать в соответствии со ст.73 Минской конвенции 1993 г., кроме вышеуказанных положений, возможно более точное указание времени и места совершения деяния. К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающего государства материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения запрашивающего государства.

В поручении о вручении документа  должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. А в поручении об осуществлении уголовного преследования, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности, необходимо дополнительно описать его внешность или приложить (по возможности) фотографию и отпечатки пальцев. Такое требование прямо указано в ряде двусторонних договоров.

Нарушение требований, предъявляемых  к оформлению поручения влечет его  неисполнение.

Минской конвенцией 1993 г. предусмотрено  производство следующих следственных действий в порядке оказания правовой помощи: составление и пересылка документов; проведение осмотров, обысков, изъятий, передача вещественных доказательств; проведение экспертизы; допрос подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, экспертов, согласно ст.6 в редакции Протокола 1997 г. к Минской конвенции 1993 г.30

Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г. предусматривает выполнение в рамках взаимной правовой помощи любых поручений, касающихся уголовных  дел, которые направлены ей юридическими органами запрашивающего государства в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов, указанное в ст.3.31

При выполнении международных поручений  о производстве следственных действий (далее - международные следственные поручения) применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако по просьбе запрашивающего государства могут быть применены и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат законодательству последней.

Полученные в результате выполнения международных следственных поручений материалы приобщаются к уголовному делу в качестве доказательств, о чем следователь, орган дознания или прокурор (далее - следователь) выносит постановление.

Эти доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами или принципом взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями ст.455 УПК.32

В соответствии с Минской конвенцией каждый лист протокола следственного действия, произведенного в соответствии с международным поручением, должен быть заверен гербовой печатью. В противном случае такой протокол теряет юридическую силу.

В необходимых случаях возможно присутствие представителей правоохранительных органов запрашивающей стороны при производстве следственных действий. В связи с этим по просьбе запрашивающего учреждения ему своевременно должно сообщаться о времени и месте исполнения поручения следуя ст.4 Конвенции о правовой помощи 1959 г.33, п.3 ст.8 Минской конвенции 1993 г. При необходимости выезда следователя для присутствия при проведении следственных действий на территории другого государства нужно получить на это письменное согласие последнего.

Выполнение отдельных следственных действий в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам имеет свои особенности.

Согласно ст.9 Минской конвенции 1993 г. следователь может вызвать  для дачи показаний свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также эксперта для дачи заключения по уголовному делу. В таком случае им вручается повестка учреждением запрашиваемого государства с просьбой явиться в учреждение юстиции запрашивающего государства.34

Вызываемые для дачи показаний  участники уголовного процесса имеют следующие гарантии: они не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на территории запрашивающего государства к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяния, совершенные до пересечения его государственной границы, а также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства, согласно ч.4 ст.456 УПК.35 Однако указанные лица утрачивают названную гарантию, если они не оставят территорию запрашивающего государства, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В названный срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию государства36.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю должны быть возмещены расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить указанные лица. По их ходатайству учреждение юстиции запрашивающего государства выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

Явка названных участников уголовного процесса из другого государства  в органы расследования стран СНГ является их правом, а не обязанностью, следовательно, они не могут быть подвергнуты приводу.

При необходимости допросить в  качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или  отбывающее наказание в виде лишения  свободы на территории другого государства, а также провести иное следственное действие с его участием это лицо, независимо от его гражданства, по обоснованной просьбе заинтересованной стороны может быть по решению Генерального прокурора (прокурора) запрашиваемого государства передано на время производства указанных следственных действий. На него распространяются гарантии, предусмотренные п.9 Минской конвенции.37 При этом должны быть соблюдены два условия:

1) указанное лицо продолжают  содержать под стражей;

2) оно подлежит возвращению  в установленный срок.

Передача на время  лица не производится:

- если не получено его согласие на такую передачу;

- в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемого государства;

- если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы;

- если в поручениях о производстве допроса в порядке оказания правовой помощи содержатся вопросы, которые запрашивающая сторона считает необходимым задать, это должно быть осуществлено в обязательном порядке;

- если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности, исходя из требований ч.2-4 ст.457 УПК.38

Сделаем вывод, что запрос иностранного государства об осуществлении  уголовного преследования в отношении  гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. При наличии оснований в отношении данного лица возбуждается уголовное дело и производится расследование в общем порядке.

Таким образом, тенденции  развития современной преступности предопределяют необходимость создания эффективных механизмов международного сотрудничества в сфере уголовного процесса.

Для достижения этой цели важно, используя опыт России в практике осуществления международных связей по борьбе с преступностью, обеспечить их правовое регулирование, с учетом национальных интересов, как на международном уровне, так и внутреннем законодательстве страны.

 

 

 

2.2 Рассмотрение жалоб,  порядок выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора

 

Под выдачей (экстрадицией) понимается возвращение лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, государству, на территории которого этим лицом было совершено преступление или гражданином которого он является, в целях осуществления в отношении него расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного обвиняемого или подозреваемого. Лицо, совершившее преступление, может быть выдано также международному трибуналу.

Рассматриваемый правовой институт включает в себя не только сам факт выдачи, но и комплекс процессуальных действий, предусмотренных гл.54 УПК39, в том числе направленных на то, чтобы воспрепятствовать обвиняемому или подозреваемому скрыться от органов расследования и суда или продолжать заниматься преступной деятельностью. К таким действиям относятся проверка в процессуальном порядке поводов и оснований для задержания или ареста, применение мер процессуального принуждения, решение вопросов о процессуальном оформлении выдачи лица, а также документов и доказательств по делу.

При выполнении мероприятий  по экстрадиции граждан стран - участниц Минской конвенции 1993 г. российские органы расследования руководствуются  положениями ст.15, 61 и 63 Конституции РФ40, ч.2 ст.13 УК РФ, ст.32 УПК РФ, ст.60-62 Минской конвенции41, а государств - членов Совета Европы, кроме указанных норм российского законодательства, еще и Европейской конвенцией о выдаче 1957 г.42 с оговорками, принятыми Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней».43

Выдача предполагает соблюдение ряда условий. В частности, она возможна только в отношении  преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года44.

Выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается  запрашиваемым государством в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. Аналогичный запрет установлен и в случае, если запрашиваемая сторона имеет существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин, в соответствии со ст.3 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 г.45

Российская Федерация  в соответствии с Федеральным  законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ оставила за собой право отказать в выдаче46:

- если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими международными договорами о правах человека;

Информация о работе Общая характеристика международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства