Общая характеристика международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются исследование особенностей международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Объектом исследования являются отношения возникающие в связи с международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 Понятие, значение и правовая основа осуществления международного сотрудничества 5
1.2 Общая характеристика и особенности международного сотрудничества в уголовном процессе некоторых зарубежных стран 9
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ 16
2.1 Запрос о правовой помощи: его форма и особенности исполнения 16
2.2 Рассмотрение жалоб, порядок выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВОННЫХ ИСТОЧНКОВ ИНФОРМАЦИИ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПО МУ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

принятые государствами - членами СНГ: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г., ратифицированная Россией и вступившая для нее в силу 10 декабря 1994 г., с дополнительным протоколом к ней 1997 г. (далее - Минская конвенция 1993 г., Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г., ратифицированная Россией и вступившая для нее в силу 5 июля 2000 г.

Двусторонние международные  договоры заключаются государствами  в развитие положений многосторонних и для конкретизации применения содержащихся в них принципов. В частности, в них могут быть уточнены основания для отказа в оказании правовой помощи, положения о совпадении концепций (например, двойная юрисдикция, отсутствие срока давности), виды правовой помощи, органы, управомоченные запрашивать правовую помощь, и т.д. Так, в Договоре между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г., ратифицированном и вступившем в силу для России 3 ноября 2000 г., в значительной степени расширен и конкретизирован объем правовой помощи, согласно ст.2.5

В настоящее время  Россией заключено около сорока двусторонних соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам  с другими государствами. Многосторонние договоры в отношении тех стран, к которым они применяются, имеют преимущество перед положениями двусторонних договоров этих стран.

В целях оказания государствам помощи в подготовке двусторонних международных  договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам и унификации законодательства по этому вопросу Организацией Объединенных Наций были приняты типовые договоры: О передаче уголовного судопроизводства - Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/118)6; О передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены, а именно Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990г. № 45/1197; О взаимной помощи в области уголовного правосудия и факультативный протокол к нему в области уголовного правосудия, касающийся доходов от преступлений - Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/1178.

Оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения, но и на основе общих правил достижения межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам - в виде письменных обязательств Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Такое оказание правовой помощи по уголовным делам называется правовой помощью на основе принципа взаимности.

Оказание правовой помощи по уголовным делам регламентируется также ст.13 и п.4 ст.72 УК РФ9 и некоторыми подзаконными актами. В частности, на основании Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола»10 и Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 119011, регламентируется организация информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с соответствующими органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола12.

Ведомственные нормативные  правовые акты, в том числе приказы  Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью»13 и от 3 августа 1998 г. № 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации»14, указание Генерального прокурора РФ от 23 июня 1998 г. № 42/35 «О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции»15, совместный приказ от 26 июня 2000 г. МВД России № 684, Минюста России № 184, ГТК России № 560, ФСБ РФ № 353, ФСНП РФ № 257, ФПС РФ № 302 «Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола»16 и другие определяют процедуру оформления, направления и получения, а также выполнения отдельных видов правовой помощи.

В случае несоответствия нормативного правового акта Российской Федерации международному договору Российской Федерации согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ действует международный договор Российской Федерации.17

Виды правовой помощи по уголовным делам. Выделяются следующие основные виды международной правовой помощи по уголовным делам для государств - членов СНГ, вытекающие из Минской конвенции 1993 г.18:

1) выполнение поручений  о следственных и иных процессуальных  действиях, предусмотренных законодательством  запрашиваемого государства;

2) выполнение поручений  об уголовном преследовании граждан  запрашиваемого государства, совершивших  преступления на территории запрашивающего  государства, на основании передачи  компетенции учреждением одного  государства - соответствующему учреждению другого государства;

3) выполнение поручений  о розыске лиц;

4) выполнение поручений  о выдаче лиц для привлечения  их к уголовной ответственности  (экстрадиция);

5) выполнение поручений  о передаче на время лица, находящегося  под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в следственных действиях;

6) выполнение поручений  о взятии под стражу или  задержании подозреваемого или  обвиняемого до получения требования  о выдаче;

7) выполнение поручений  об исполнении приговоров и  других решений суда иностранных государств, в том числе передача осужденных для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются;

8) выполнение поручений  о пересылке и вручение документов;

9) выполнение поручений  о предоставлении информации о действующем законодательстве запрашиваемой страны.

Согласно вышеназванным  европейским конвенциям виды правовой помощи по уголовным делам делятся  на:

1) выполнение поручений  в целях получения свидетельских  показаний (к свидетельским показаниям  отнесены и показания эксперта), в том числе путем проведения очной ставки;

2) выполнение поручений  о передаче вещественных доказательств,  материалов или документов;

3) выполнение поручений  об обмене информацией из судебных  материалов и о законодательстве;

4) выполнение поручений о вручении документов о приведении в исполнение приговора, взимании штрафа или оплате судебных издержек;

5) выполнение поручений  о мерах, связанных с приостановлением  вынесения или исполнения приговора,  условным освобождением, отсрочкой  начала исполнения приговора или прерыванием такого исполнения;

6) выдача преступников;

7) передача осужденных  для отбывания наказания в  государствах, гражданами которых  они являются.

Некоторые двусторонние международные договоры предусматривают  и иные виды правовой помощи. Так, в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в числе видов правовой помощи, помимо указанных выше действий, включено «предоставление по просьбе другой Стороны сведений о судимости обвиняемых».

Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным  делам 1998 г., ратифицированный Россией 8 апреля 2000 г., в числе видов правовой помощи называет «принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма», что указано в ст.1.19

В Договоре между Российской Федерацией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам в объем правовой помощи дополнительно включены: получение показаний и заявлений; установление местонахождения и идентификация лиц и предметов; арест имущества с целью его конфискации, а также конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества; возмещение ущерба и взимания штрафов; любая иная правовая помощь, не запрещенная законами запрашиваемой стороны, что указано в ст.2.20

Сделаем вывод, что запрос иностранного государства об осуществлении  уголовного преследования в отношении  гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. При наличии оснований в отношении данного лица возбуждается уголовное дело и производится расследование в общем порядке.

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

2.1 Запрос о правовой помощи: его форма и особенности исполнения

 

Основанием оказания всех видов правовой помощи является международный запрос о правовой помощи по уголовным делам (в некоторых международных актах этот документ называется поручением, ходатайством или просьбой о взаимной помощи; несмотря на разные названия, по сути они тождественны), под которым понимается оформленный в соответствии с международным договором Российской Федерации и УПК РФ, документ, направляемый в соответствующий орган или должностному лицу иностранного государства с просьбой осуществить определенные процессуальные действия по уголовному делу.

Запрос должен быть оформлен надлежащим образом и содержать  следующие основные реквизиты, предусмотренные  ст.454 УПК и международными договорами21:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место  нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного  дела и характер запроса;

4) данные о лицах,  в отношении которых направляется  ходатайство, включая данные о  дате и месте их рождения, гражданстве,  роде занятий, месте жительства  или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;

5) изложение подлежащих  выяснению обстоятельств, а также  перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических  обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Запрос может содержать  и другие сведения, необходимые для  исполнения поручения, в соответствии со с.74 Минской конвенции 1993 г.22, ст.14 Конвенции о правовой помощи 1959 г.23 Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г. предусматривает включение в поручение цели, с которой сделан запрос, а при необходимости - подробностей любого отдельного процессуального действия или требований, соблюдение которых было бы желательно запрашивающей стороне, с указанием соответствующих причин, что указано в ст.13.24

Запрос составляется в письменной форме и должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также должностным лицом федерального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, определенной ч.2 ст.453 УПК и международным договором, направляется запрос, и скреплен гербовой печатью запрашивающего учреждения.25

Составляя запрос, должностное  лицо, в производстве которого находится  уголовное дело, описывает фабулу совершенного преступления, а также  все действия, подлежащие исполнению запрашиваемым государством, и последовательность их проведения. Так, в запросе о производстве допроса свидетеля необходимо сформулировать вопросы.

В запросе излагаются также способы исполнения поручения. Например, в запросе о производстве следственного действия, следует  указать на необходимость составления протокола в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством государства, на территории которого проводится следственное действие.

К запросу прилагается  заверенная выписка из законодательного акта, необходимого для выполнения запроса, в том числе из уголовного закона - с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление. При необходимости выполнения запроса о производстве следственного действия (выемки, обыска, наложения ареста на имущество или почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствования и т.д.) прилагаются копии постановлений о производстве этих следственных действий, заверенные подписями и гербовой печатью. Кроме того, наряду с перечисленными документами вместе с запросом следует направлять копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о привлечении в качестве обвиняемого.

Запрос, направляемый в  страны СНГ, составляется на русском  языке, а при возможности - на государственном  языке запрашивающего (запрашиваемого) государства. В случае исполнения документов на государственных языках указанных государств к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык26.

Государствам - участникам европейских конвенций запрос и  прилагаемые к нему документы  направляются в переводе на государственный язык запрашивающего (запрашиваемого) государства, который заверяется подписью и печатью. В соответствии со ст.23 Конвенции о выдаче 1957 г. «запрашиваемая Сторона может потребовать перевод на один из официальных языков Совета Европы по своему выбору».27

Запросы исполняются  в сроки, непосредственно указанные  в нем или в международном  договоре либо установленные национальным законодательством. В случаях, не терпящих отлагательства, практикуется направление  запроса по факсу или по иным согласованным средствам электронной связи, что позже подтверждается письменным оригиналом.

Информация о работе Общая характеристика международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства