Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:42, курсовая работа
Профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.
Концепция новой модели государственной службы
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 21 июля 2011 года
№ 119
Раздел 1. Видение развития системы государственной службы
Республики Казахстан
Введение
Профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.
В настоящей Концепции
представлен анализ текущей ситуации
в системе государственной
Настоящая Концепция станет основой для разработки законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на оформление новой модели и дальнейшую профессионализацию государственной службы Республики Казахстан.
1.1. Анализ текущей ситуации
Развитие системы
Для реализации целей и
приоритетов независимой
Началом институционализации
современной системы
Принятие Указа позволило урегулировать отношения на государственной службе путем установления принципов государственной службы, иерархии государственных должностей, определить правовой статус и установить социальные гарантии государственных служащих, ввести антикоррупционные ограничения.
Следующей вехой в развитии
государственной службы стала Стратегия
«Казахстан – 2030», определившая в 1997 году
в качестве долгосрочного приоритета
государственного развития формирование
профессионального
Закон Республики Казахстан
«О государственной службе» (далее
– Закон), принятый в1999 году, определил
новый, отвечающий актуальным потребностям
подход к формированию профессиональной
и эффективной системы
В настоящее время Закон
и соответствующие нормативные
правовые акты, разработанные в его
реализацию, регулируют вопросы поступления,
прохождения и прекращения
Действует уполномоченный орган
по делам государственной службы
и его территориальные
Вопросы поступления на государственную службу
Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе реализовано посредством введения обязательного конкурсного отбора, механизм которого закреплен в Законе и иных нормативных правовых актах.
Внедрение конкурсного отбора на государственную службу направлено на определение соответствия кандидата утвержденным квалификационным требованиям к административной государственной должности.
Так, в соответствии с Законом конкурсный отбор при поступлении на административную государственную должность предполагает проведение уполномоченным органом по делам государственной службы тестирования на знание действующего законодательства о государственной службе, а также проведение конкурсной комиссией государственного органа собеседования с кандидатами.
Формируется кадровый резерв государственной службы.
Однако, исходя из сложившейся
в настоящее время практики проведения
конкурсного отбора, наблюдается
некоторое недоверие со стороны
граждан к объективности
В этой связи, необходимо совершенствовать порядок конкурсного отбора на государственную службу и повысить его транспарентность.
Вопросы обучения государственных служащих
В настоящее время в системе государственной службы сформирована инфраструктура обучения, включающая в себя Академию государственного управления при Президенте Республики Казахстан, региональные центры переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и иные организации образования.
Ежегодно в среднем одна треть государственных служащих проходит обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, благодаря чему в течение трехлетнего периода обеспечивается стопроцентное обучение государственных служащих.
Наряду с этим в настоящее время возникла необходимость модернизации системы управления качеством учебного процесса и включения инновационных методов обучения в учебные программы для государственных служащих.
Система обучения государственных
служащих должна быть направлена на развитие
профессиональных знаний и умений,
имеющих практическую значимость и
отвечающих целям и задачам
Кроме того, необходимо обеспечить эффективную координацию работы по обучению государственных служащих.
Вопросы аттестации административных государственных служащих
Согласно законодательству о государственной службе административные государственные служащие по истечении трех лет пребывания на должности проходят аттестацию, целью которой является определение уровня их профессиональной подготовки, правовой культуры и способности работать с гражданами.
Процедура аттестации включает
в себя представление на государственного
служащего служебной
Вместе с тем, в настоящее
время возникла необходимость
Вопросы мотивации государственных служащих
В настоящее время действует единая система оплаты труда работников государственных органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Республики Казахстан.
Данная система основана на коэффициентах и позволяет учитывать стаж и категорию занимаемой административной государственной должности.
Определен порядок премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников государственных органов за счет средств государственного бюджета.
Несмотря на стабильность,
оплата труда государственных служащих
остается недостаточно конкурентоспособной
в сравнении с частным
Так, согласно статистическим
данным на 1 апреля 2011 года средняя заработная
плата в системе
Кроме того, отсутствие оценки качества деятельности государственного служащего ведет к слабой взаимосвязи между его трудовым вкладом и системой материальной, карьерной и моральной мотивации.
Работа государственных органов часто характеризуется неэффективной организацией труда и отсутствием четкой системы социальной защищенности государственных служащих, что приводит к оттоку профессиональных кадров, в том числе с зарубежным образованием, в частный сектор, а также ведет к восприятию государственной службы как недостаточно престижного места для трудоустройства.
Снижение кадрового потенциала не позволяет в полной мере обеспечить профессионализацию кадрового состава государственных органов, особенно на региональном уровне.
Вопросы функционирования института ответственного секретаря
В системе государственной службы введен институт ответственного секретаря, основной задачей которого является сохранение кадровой преемственности в работе государственных органов при смене политических государственных служащих.
Вместе с тем, в некоторых
центральных государственных
Более того, учитывая, что должность ответственного секретаря является политической, назначение новых руководителей государственных органов на практике сопровождается сменой и самих ответственных секретарей.
Вопросы формирования этики и имиджа государственных служащих
Законодательство Республики Казахстан о государственной службе носит ярко выраженный антикоррупционный характер.
Например, на государственную службу не может быть принято лицо, которое привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, либо лицо, отказавшееся принять на себя ограничения, связанные с поступлением на государственную службу и установленные Законом.
Закреплена норма по принесению присяги государственными служащими и принятию ими письменных ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.
Действующий Кодекс чести
государственных служащих Республики
Казахстан определяет требования к
морально-нравственному облику и
деловым качествам
Уполномоченным органом по делам государственной службы и его территориальными подразделениями в ходе проверок осуществляется контроль соблюдения действующего законодательства о государственной службе и антикоррупционного законодательства.
Однако результаты проверок
нередко свидетельствуют о
Уполномоченным органом
по делам государственной службы
и его территориальными подразделениями
на основе справки о выявленных нарушениях
выносятся рекомендации руководителю
государственного органа об устранении
нарушений и привлечении к
дисциплинарной ответственности
Вместе с тем, в настоящее время необходимо совершенствовать работу дисциплинарных советов.
Вопросы оказания государственных услуг
Важно отметить, что отношение населения к государственному аппарату в большей степени связано с качеством и доступностью государственных услуг.
Действующие стандарты оказания
государственных услуг
Однако в настоящее
время в деятельности государственных
органов наблюдаются факты
Недостаточный уровень профессионализма
государственных служащих, проявления
бюрократической волокиты и наличие
административных барьеров при оказании
государственных услуг
Учитывая вышеуказанные проблемные вопросы, сегодня необходимо обеспечить дальнейшее поступательное развитие системы государственной службы и ее реформирование в тесной взаимосвязи с процессами модернизации государственного управления.
Таким образом, с учетом положений Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года формирование новой модели и профессионализация государственной службы Республики Казахстан будут направлены на обеспечение результативной системы государственного управления.
Информация о работе Новая модель концепции государственной службы в РК