Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ на море

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

Средствами, которые используются для незаконного распространения наркотиков морским путем, могут быть суда различного типа и водоизмещения. Имеет место транспортировка наркотиков, осуществляемая без участия отправителя, поэтому наиболее вероятно использование контейнеров. Современные наркоконтрабандисты используют самые новые средства связи и военные навигационные приборы. Известно, что колумбийские картели производят подводные и полуподводные лодки для доставки наркотиков на прибыльные рынки США. Более того, в пределах моря основной объем наркотиков перевозится и сбывается крупными партиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. Конвенции, направленные на противодействие незаконному обороту
наркотиков ….......................................................................................................…4
1.1. Единая конвенция о наркотических средствах ……….………….…4
1.2. Конвенция о психотропных веществах............................................…6
1.3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ………………………………………..………7
II. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных
веществ на море …………………..………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…16
Список использованных источников……….………………….....…..………..17

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по мчп.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

      Специфическим особенностям предупреждения и пресечения указанного вида незаконной деятельности на море особое внимание уделено в  Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г., далее по тексту - Конвенция 1982 г.) и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

      Положения ст. 108 Конвенции 1982 г. гласят о сотрудничестве государств в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международных конвенций; о возможности любого государства при наличии разумных оснований считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками и психотропными веществами, обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли. Эти положения действуют в открытом море, а также в исключительной экономической зоне (п. 2 ст. 58 Конвенции 1982 г.).

      Некоторые авторы признают упомянутые положения Конвенции 1982 г. в современных условиях юридически слабыми и носящими весьма неопределенный характер, поскольку в перечне оснований для вмешательства в плавание иностранного торгового судна в открытом море, содержащемся в ст. 110 Конвенции 1982 г., отсутствует занятие незаконной торговлей наркотиками и психотропными веществами.

      В этой связи необходимо обратить внимание на Конвенцию 1988 г., в которой в  ст. 17 "Незаконный оборот на море" закреплено непосредственное решение указанной проблемы.

      Статья 17 Конвенции 1988 г. содержит в высшей степени новаторские положения  по обеспечению соблюдения норм права, направленных на оказание содействия международному сотрудничеству в целях  пресечения использования судов, участвующих в осуществлении незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ на море. Основная направленность ст. 17 - это содействие установлению исполнительной юрисдикции в отношении подозреваемых судов. В этих целях в ней сформулированы различные процедуры, практические действия и стандарты, которые должны эффективно осуществляться сторонами. В соответствии с п. 3. ст. 17 государство флага подозреваемого судна может разрешить запрашивающему государству высаживаться на данное судно, производить его досмотр, в случае обнаружения доказательств участия в незаконном обороте наркотиков принимать надлежащие меры в отношении этого судна, лиц и груза на борту. Государство флага подозреваемого судна может сопроводить свое разрешение условиями, которые должны быть взаимно согласованы между ним и запрашивающим государством, в том числе условия, касающиеся ответственности.

      Если в результате запроса окажется, что флаг судна не соответствует действительной национальности судна, то возникает право на осмотр согласно ст. 110 Конвенции 1982 г. При этом по ст. 17 (п. 7) Конвенции 1988 г., становясь ее участником, каждое государство берет на себя обязательство назначать орган (органы), который должен получать такие запросы и отвечать на них.

      В международной практике может возникнуть сложная ситуация, когда судно, преследуемое в целях реализации ст. 17 Конвенции 1988 г., входит в территориальное море третьего государства, даже если у преследующего судна имеются соответствующие полномочия от государства флага и прибрежного государства. Принятие прибрежным государством на борту иностранного судна мер по осуществлению уголовной юрисдикции в соответствии со ст. 27 Конвенции 1982 г., если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками, или мер в соответствии с положениями ст. 4 Конвенции 1988 г., согласно которой не исключается осуществление уголовной юрисдикции, установленной государством - участником Конвенции 1988 г. в соответствии с его законодательством, будет весьма затруднено. Это связано с тем, что прибрежному государству для принятия подобных мер на борту иностранного судна потребуются обоснованные доказательства того, что вошедшее в его воды иностранное судно занимается противоправной деятельностью. Возможность осуществления преследования в рассмотренной ситуации также может осложниться и причинами организационного характера.

      Сложности связаны и с затратами на исполнение запроса. Когда речь идет о значительных или чрезвычайных расходах, подразумевается, что "государству, которое обращается за помощью, будет предложено разделить бремя расходов, связанных с вмешательством... Необходимо, чтобы заинтересованные стороны достигли соглашения о разделе расходов. Если такое соглашение не будет достигнуто, то вмешательства, по всей вероятности, не произойдет". Другая проблема связана с ответственностью за ущерб: должна ли применяться в таких условиях сложившаяся практика возложения ответственности за ущерб на государство, осуществляющее вмешательство. Специальная норма, содержащаяся в п. 3 ст. 26 Соглашения Совета Европы 1995 г. о борьбе против незаконного оборота наркотиков на море, гласит, что ответственность за любой ущерб возлагается на запрашивающее помощь государство, которое может требовать компенсации убытков запрашиваемым государством в случаях, когда ущерб был связан с небрежностью или другими нарушениями, которые могло совершить государство, осуществляющее вмешательство.

      При осуществлении судном мирного прохода  через территориальное море иностранного государства в целях пресечения незаконной торговли наркотиками указанным судном устанавливается юрисдикция прибрежного государства в соответствии с его национальным законодательством. В этом случае, по мнению некоторых авторов, возможно осуществление уголовной юрисдикции на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, согласно ст. 27 Конвенции 1982 г. Важно отметить, что положения указанной статьи распространяются только на торговлю наркотиками (п. 1 (d) ст. 27 Конвенции 1982 г.), что не охватывает другие действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, предусмотренные ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

      В связи со значительным незаконным оборотом наркотиков в зонах свободной  торговли и свободных портах в  ст. 18 Конвенции 1988 г. содержится перечень необходимых мероприятий в целях пресечения такой незаконной деятельности в этих районах. Например, компетентные национальные органы государств - участников Конвенции 1988 г. уполномочиваются производить досмотр грузов, судов, самолетов и сухопутных транспортных средств и в случае необходимости членов экипажа и пассажиров, а также их багажа.

      В рамках рассматриваемой проблемы актуальным вопросом является вопрос о возможности  применения останавливающим судном огнестрельного оружия, который не нашел отражения в Конвенции 1988 г. В соответствии с п. 5 ст. 17 Конвенции 1988 г. в случае принятия мер, указанных в данной статье, государства-участники не должны ставить под угрозу безопасность жизни на море, судна и груза, равно как и не наносить ущерб коммерческим и другим законным интересам государства флага или любого другого заинтересованного государства. В то же время в соответствии со ст. 24 Конвенции 1988 г. государство может принимать более строгие, или суровые, меры, чем те, которые предусмотрены настоящей Конвенцией, если, по его мнению, такие меры являются целесообразными или необходимыми для предотвращения или пресечения незаконного оборота наркотиков. При этом такие меры не должны противоречить принципам и нормам общего международного права, данной Конвенции, а также других международных договоров, участниками которых являются государства, имеющие отношение к рассматриваемой ситуации.

      В этой связи необходимо обратить внимание на п. 9 ст. 17 Конвенции 1988 г. о необходимости  развития многостороннего сотрудничества государств, прежде всего на региональном уровне, путем заключения двусторонних и региональных соглашений или договоренностей с целью выполнения положений настоящей статьи. Особенно это касается порядка преследования и механизма остановки судов, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также процедуры высадки на судно и его осмотра при реализации положений ст. 17 Конвенции 1988 г.

      В международной практике, например в  Японии, распространен такой метод  контрабанды, называемый морской сделкой, когда наркотики, доставленные из-за рубежа грузовыми и рыболовными судами, передаются на японское судно в открытом море. Указанные преступные действия по многократному перегрузу наркотиков в море проследить, предотвратить и пресечь весьма сложно. Поэтому возникает необходимость более широкого использования национальных систем наблюдения за надводной обстановкой на море и создания в рамках международного сотрудничества региональных систем, а в дальнейшем и единой глобальной системы подобного характера с привлечением самого широкого состава государств. Таким образом, возрастает роль научно-технического сотрудничества государств в данной области.

      В настоящее время необходимо уделить  должное внимание взаимозависимости  между распространением ВИЧ-инфекции (СПИДа) и незаконным оборотом наркотиков, их потреблением, поскольку в период создания соответствующих конвенций ООН указанная связь не предполагалась. Важно закрепить положение о запрещении владения наркотиками при отсутствии разрешения и строгом наказании таких правонарушений, в том числе их незаконного распространения, в соответствии с национальным законодательством. Существующие нормы российского законодательства признают преступной в основном всю совокупность осуществляемых в настоящее время операций в сфере незаконного оборота наркотиков на море, предусмотренных универсальными международными договорами. Тем не менее не исключается дальнейшее совершенствование отдельных статей УК РФ в целях более эффективного предупреждения и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации в этой области.

      В Российской Федерации, начиная с 60-х  годов XX в., после ратификации СССР вышеуказанных Конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг. стали приниматься более  жесткие законы, направленные против наркотиков. В настоящее время в России существует свыше 100 нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих уголовные, социальные и медицинские аспекты потребления и поставок наркотических средств и психотропных веществ. Например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" определяет государственную политику в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту.

      Международные конвенции о наркотиках, в которых  участвует Российская Федерация, стали неотъемлемой частью российской правовой системы согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (см., например, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", п. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и др.). Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в своей преамбуле содержит прямую ссылку на Единую конвенцию 1961 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества. К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

      Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности  некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.

      В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в  частности в такие законы как  «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке  средств массовой информации и книжной продукции» и другие.

      Налицо  увеличение и омоложение потребителей наркотических средств и психотропных веществ, и это, к сожалению, закономерность, так как в несовершеннолетнем возрасте человек еще не сформирован  полностью как личность, поэтому легко поддается чужому влиянию и совершает какие-либо противоправные поступки из желания самоутвердиться или повысить свой статус в глазах окружающих.

      Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам – Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Краснодарский край, Северный Кавказ, Дальний Восток.

      Список  использованной литературы

  1. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961) // Сб. документов / Сост. Овчинский В.С. – М.: Инфра-М, 2004. – 1048 с.;
  2. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971) // Сб. документов // Сб. документов / Сост. Овчинский В.С. – М.: Инфра-М, 2004. – 1048 с.;
  3. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988) // Сб. документов / Сост. Овчинский В.С. – М.: Инфра-М, 2004. – 1048 с.;
  4. Антонян Ю.М., Князев В. В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. – М.: МИ МВД России, 2003. – 210 с.;
  5. Макаров Ю. Незаконный оборот наркотиков // Законность. – 2005. – № 8. – с. 14-25;
  6. Погудина М.В. Взаимодействие международного права и национального законодательства в области борьбы с незаконным производством, оборотом и распространением наркотических средств. – М.: Юридическая литература, 2003. – 139 с.;
  7. Савельев А.В. О деятельности международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. – СПб: Юридическая литература, 2003. – 259 с.;
  8. Сергеев А.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. – М.: «Щит-М», 2003. – 268 с.;
  9. Хайруллин М. Чума XXI века // Мир новостей. – 2003. – № 21. – с. 4-11.

Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ на море