Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа
Актуальность работ. Обращение к вопросу о мирном урегулированию международных споров является актуальным для исследователей самого широкого профиля: специалистов в области международных отношений, политологов, социологов, юристов, экономистов, политиков, дипломатов и др. После приобретения Казахстаном независимость и проведения независимой внешней политики изучение международных отношений в контексте мирного урегулирования международных споров является актуальным и в свете множества предконфликтных ситуаций по вопросам приграничных, ресурсных и других межгосударственных проблем Казахстана с другими государствами.
В принятой Конференцией Конвенции о мирном решении международных столкновений международным следственным комиссиям был посвящен разд. III, включающий шесть статей (ст. ст. 9—14), в которых регламентировались задачи комиссий, состав и порядок их работы, обязанности спорящих держав по отношению к комиссии, содержание и характер доклада комиссии. Статья 9 конвенции гласит: «В международных несогласиях, не затрагивающих ни чести, ни существа интересов и проистекающих из разногласия в оценке фактических данных дела, подписавшиеся державы признают полезным, чтобы стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей бу,дет лежать обязанность облегчить разрешение этих несогласий выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования».
Новый шаг в регламентации международной следственной процедуры был сделан на второй Гаагской конференции мира в 1907 году. На конференции было признано, что Конвенция 1899 года придала комиссиям характер, «полезность которого никто не может отрицать».
В докладе по вопросу о пересмотре Конвенции 1899 года, представленном I комиссией конференции, обосновывалась необходимость дополнения института международных следственных комиссии системой правил производства, которые усилили бы надежность и эффективность их использования. В частности, там говорилось: «Если государства, желающие прибегнуть к этому мирному способу разрешения своих споров, не найдут в разрабатываемой ими конвенции ясного и практического руководства, способного облегчить предварительные шаги и немедленное открытие самого следственного производства, то можно опасаться, что они откажутся от применения этого мирного средства. Подлежащие выяснению факты могли разжечь национальные страсти, трудно поддающиеся успокоению, или создать критические ситуации, грозящие опасностью, если их не устранить. Правительства должны располагать достаточно хорошо налаженным и удобным средством, которым они могли бы пользоваться без промедления».
В принятой конференцией Конвенции о мирном решении международных столкновений раздел о международных следственных комиссиях подвергся изменениям и был увеличен с 6 до 28 статей (ст. ст. 9—36). Конференция учла опыт первой международной следственной комиссии, созданной в соответствии с Декларацией Великобритании и России от 12 ноября 1904 г. для урегулирования Гулльского (Доггер-Банкского) инцидента, имевшего место в ночь с 21 на 22 октября 1904 года. В новой Конвенции сохранилась в основном юридическая сущность института международного расследования. Однако этот институт был определен более точно и в некоторых отношениях усовершенствован—в частности, в отношении правил следственного производства.
В соответствии со ст. 10 Конвенции международные следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими сторонами. В этом соглашении точно определяются подлежащие расследованию факты, устанавливается порядок и срок образования комиссии и объем полномочий ее членов.
Порядок образования следственных комиссий в соответствии с положениями ст. ст. 45 и 47 Конвенции следующий. Каждая сторона назначает двух членов комиссии, из которых только один может быть ее гражданином. Эти члены сообща выбирают председателя комиссии. В случае разделения голосов стороны избирают сообща третью державу, которая и избирает председателя комиссии. Если и в этом отношении не было достигнуто соглашения между сторонами, то каждая из них отдельно избирает государство и выбор председателя комиссии производится по соглашению между избранными таким образом государствами. Если в течение двух месяцев эти два государства не смогут прийти к соглашению, каждая из них представляет двух кандидатов, взятых из списка членов Постоянной палаты третейского суда, но не из членов, назначенных спорящими сторонами, и не из числа их граждан. В этом случае председатель комиссии избирается путем жребия.
Стороны имеют право назначать при следственной комиссии своих агентов, а также советников или адвокатов, которые поддерживали бы их интересы в комиссии.
Следствие в комиссии производится в состязательном порядке. Каждая сторона сообщает комиссии и другой стороне сведения о фактах, представляет бумаги и документы, которые она считает необходимыми для раскрытия истины, а также список свидетелей и экспертов, которых она желает выслушать. Стороны обязываются предоставить, по возможности, следственной комиссии все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов.
Свидетели и эксперты вызываются по просьбе сторон или по инициативе самой комиссии и выслушиваются поочередно и отдельно в порядке, устанавливаемом комиссией.
Совещания комиссии проходят
при закрытых дверях и остаются секретными.
Решение принимается
Итак, общие черты положений о международной следственной процедуре можно свести к следующим: к услугам международных следственных комиссий государства прибегают добровольно; комиссии должны заниматься лишь рассмотрением вопросов факта в спорах международного характера, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств; они учреждаются на временных началах для рассмотрения именно того вопроса, который обусловил их создание; состав комиссий таков, что в них преобладает нейтральный элемент (гражданами спорящих государств из пяти членов комиссии могут быть лишь два ее члена), функции председателя также осуществляет представитель третьей державы;
доклад комиссии содержит рекомендации и не имеет для сторон обязательного характера. Международная следственная процедура на основании Конвенции 1907 года была применена в деле о «Тавиньяно», «Камупе» и «Галуа» (спор между Францией и Италией) в 1912 году, а также в деле о «Тубантии» (спор между Нидерландами и Германией) в 1921—1922 годах.
Положения Гаагских конвенций, действующих и сейчас, послужили образцом при разработке других многосторонних актов по мирному разрешению международных споров. Существенных изменений, касающихся юридической сущности института международного расследования, в эти акты внесено не было.
После первой мировой войны институт международного расследования стал приобретать новые формы. Практика урегулирования межгосударственных разногласий пошла по пути расширения компетенции следственных комиссий путем наделения их правами рассматривать не только фактические, но и правовые аспекты вопросов, передаваемых им. Следственные комиссии, по сути дела, стали превращаться в согласительные, не теряя, однако, вначале своего прежнего качества. С созданием Лиги наций эта тенденция становится все более заметной, и следственная процедура все чаще сочетается с согласительной, а в дальнейшем совмещение задач согласительной и следственной процедур приобретает характер организованной системы.
По смыслу ст. ст. 12, 15 и 17 Статута Лиги наций эта процедура становится средством предварительного рассмотрения споров и получения информации Советом и Ассамблеей как центральными органами по примирению.
В период между 1919 и 1940 годами было заключено свыше 200 договоров о следственной процедуре, о согласительной процедуре и договоров, предусматривающих сочетание согласительной процедуры с третейским или судебным разбирательством. Но договоров о собственно следственной процедуре, то есть договоров об учреждении комиссий, целью которых было бы только проведение следствия или расследования, насчитывается очень немного. К ним можно отнести: Конвенцию об учреждении международных следственных комиссии от 7 февраля 1923 г., заключенную между пятью центральноамериканскими государствами и США; Договор о предотвращении или предупреждении конфликтов между американскими государствами от 3 мая 1923 г. (договор Гондра); договор между Бразилией и Великобританией от 4 апреля 1919 г.; договор между США и Албанией от 22 октября 1928 г. Они предусматривали создание комиссий из пяти членов, задача которых ограничивалась «расследованием» и «изучением».
В сочетании с согласительной процедурой следственная процедура применялась в ряде случаев. К ним относятся: спор об албанских границах 1921 года, спор о Верхней Силезии 1921 года; пограничные споры между Австрией и Венгрией в 1922 году; между Венгрией и Чехословакией, Венгрией и Югославией в 1923 году; между Польшей и Чехословакией в 1923 году; спор об Алданских островах между Финляндией и Швецией в 1920 году; спор между Ираном и Турцией из-за Мосульской территории в 1924—1925 годах; спор в связи с инцидентом «Демир Кару» между Болгарией и Грецией в 1925 году; споры между Японией и Китаем из-за Маньчжурии в 1931 году; между Боливией и Парагваем о Гран-Чако в 1929 году; между Францией и Португалией в 1928 году; Бельгией и Люксембургом в 1934 году; Данией и Литвой в 1937 году.
Произошло фактическое и юридическое поглощение процедуры установления фактов согласительной процедурой, предусмотренной Статутом Лиги наций, что и определило в ряде случаев неудачу расследования.
По существу, следственная процедура превратилась в придаток согласительной. Наметилась редкая диспропорция между обильным договорным материалом о следственной процедуре (включая ее сочетание с согласительной) и весьма ограниченной практикой ее применения.
Устав ООН, воплотивший в себе идею мирного сосуществования государств, создал прочную международно-правовую основу для повышения эффективности мирных средств, в том числе и следственной процедуры. Она закреплена в системе мирных средств в п. 1 ст. 33 Устава ООН, Декларации принципов международного права 1970 года и Декларации об укреплении международной безопасности 1970 года, а также в ряде многосторонних и двусторонних договоров специального характера.
Новый вид следственной процедуры предусмотрен ст. 34 Устава ООН, уполномочивающей Совет Безопасности как главный орган ООН по поддержанию международного мира и безопасности производить международное расследование для определения того, может ли продолжение спора или ситуации создать угрозу международному миру и безопасности, и в зависимости от этого решать, какие действия ему необходимо предпринять для сохранения мира. Следственную процедуру вправе осуществлять также Генеральная Ассамблея и Генеральный секретарь ООН, которые, с учетом положений главы VI Устава, могут создавать для этого специальные органы как правило, временные.
На базе основополагающих положений Устава ООН развивается и традиционная следственная процедура, осуществляемая через создаваемые по соглашению сторон, на паритетных началах, следственные комиссии. Если в период Лиги наций эволюция следственных комиссий шла в направлении придания им согласительных функций, то со времени создания ООН роль таких органов стала сводиться к их первоначальной роли — установлению фактов.
Следственные комиссии учреждались также на основании ст. 34 Устава ООН Советом Безопасности при рассмотрении им ряда международных споров и ситуаций.
Сейчас наиболее подробно следственная процедура в многостороннем порядке регламентирована в Американском договоре о мирном разрешении споров от 30 апреля 1948 г. (ст. ст. XV—XXX).
28 апреля 1949 г. по докладу Специального политического комитета Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 268 (III) «Изучение методов содействия международному сотрудничеству в политической области». В разд. III этой резолюции Ассамблея, учитывая установленную опытом органов ООН необходимость в создании группы компетентных лиц, которые могли бы в любой момент оказать содействие этим органам в разрешении споров и ситуаций, приняв участие в следственных и согласительных комиссиях, рекомендовала составить список кандидатов в члены следственных и согласительных комиссий и предложила государствам — членам ООН указать от одного до пяти лиц, которые по своим данным могли бы быть членами таких комиссий.
К вопросу о международном расследовании ООН вернулась в 1963 году. 16 декабря 1963 г. XVIII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 1967 (XVIII) «Вопрос о методах выяснения фактов». На основании этой резолюции вопрос о методах выяснения фактов был передан Генеральной Ассамблеей на рассмотрение Специального комитета по принципам международного права, касающимся дружественных взаимоотношений и сотрудничества государств, и параллельно Генеральному секретарю ООН.
Итак, анализ показывает, что международная следственная процедура прочно вошла в систему мирных средств разрешения международных споров. Что же касается ее места в этой системе, то оно четко определена международно-правовыми актами, и попытки как преувеличить, так и недооценить роль международного расследования не имеют под собой правовых оснований.
Международная согласительная процедура—сравнительно новый международно-правовой институт и одно из самых поздних по времени возникновения средств мирного разрешения международных споров.
Согласительную процедуру можно определить как международно-правовое средство мирного урегулирования, состоящее в рассмотрении споров в создаваемых сторонами на паритетных началах органах, в состав которых, как правило, входят и представители третьих государств, имеющие своей задачей на основе соблюдения принципов и норм международного права, с учетом взаимных интересов, выработать проект соглашения и представить его сторонам с целью их примирения.
Основным способом осуществления согласительной процедуры является рассмотрение спора в согласительной комиссии. Согласительная процедура может быть осуществлена также в международных организациях, смешанных комиссиях, с помощью пограничных представителей и т. п.
Исторически согласительная процедура возникла как дальнейший этап в развитии международных следственных комиссий. Вскоре после принятия Гаагской конвенции 1907 года практика урегулирования межгосударственных разногласий пошла по пути расширения компетенции следственных комиссий за счет наделения их правами не только по расследованию фактов, но и по вопросам процедуры и условий разрешения спора.
Впервые такое положение было включено в договор между США и Великобританией от 11 января 1909 г. о пограничных водах между Соединенными Штатами и Канадой. В ст. IX договора предусматривалось учреждение международной смешанной комиссии не только для того, чтобы «расследовать и отразить в докладе факты и обстоятельства, относящиеся к тем или иным вопросам н делам, передаваемым на рассмотрение комиссии», но также для предложения «тех выводов н рекомендаций», которые могут оказаться уместными. В то же время доклады комиссии не должны были иметь характера арбитражных решений.
Информация о работе Мирное разрешение межднуродных споров в ООН