Международный коммерческий арбитраж

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

В то же время мировой опыт предпринимательской деятельности убедительно доказывает, что международные коммерческие споры в очень редких случаях рассматриваются государственными судами общей компетенции. Организации и фирмы различных стран обычно считают, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, как с точки зрения сроков и порядка рассмотрения споров, так и с точки зрения размеров необходимых для этого материальных затрат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1 Понятие международного коммерческого арбитража...........................4

Глава 2 Правовое регулирование международного коммерческого арбитража.................................................................................................................6

Глава 3 Арбитраж в РФ.........................................................................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................13

Список использованной литературы...................................................................14

Работа содержит 1 файл

Арбитраж.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1 Понятие международного коммерческого  арбитража...........................4

Глава 2 Правовое регулирование международного коммерческого арбитража.................................................................................................................6

Глава 3 Арбитраж в РФ.........................................................................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................13

Список  использованной литературы...................................................................14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

ВВЕДЕНИЕ

    При заключении и осуществлении внешнеэкономических сделок нельзя исключать возможности возникновения правовых споров между участниками договора. Поэтому еще в ходе переговоров о заключении контракта стороны должны проработать вопрос о процедуре рассмотрения таких споров в будущем. В противном случае предприниматели могут лишить себя возможности своевременно привлечь к ответственности недобросовестного партнера, принудить его к исполнению своих контрактных обязательств или взыскать с него понесенные убытки. После возникновения спорных правоотношений потерпевшая сторона, при отсутствии соответствующего раздела в контракте, будет уже не в состоянии заставить другую сторону дать согласие на внесудебную процедуру разрешения споров. Обращение в государственный суд за защитой своих прав станет для нее единственным выходом.

    В то же время мировой опыт предпринимательской  деятельности убедительно доказывает, что международные коммерческие споры в очень редких случаях  рассматриваются государственными судами общей компетенции. Организации и фирмы различных стран обычно считают, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, как с точки зрения сроков и порядка рассмотрения споров, так и с точки зрения размеров необходимых для этого материальных затрат. Немаловажную роль при этом играет и тот факт, что решения арбитража, в отличие от решений суда, как правило, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Наконец, следует иметь в виду, что решения арбитражных органов обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания имен и названий участников спора, что позволяет обеспечить необходимую конфиденциальность.  
 

3

Глава 1 Понятие международного коммерческого арбитража

   Международный коммерческий арбитраж – это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения.

     Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т.е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. В этом смысле можно утверждать, что арбитраж является институтом, полностью противоположным институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства.

   Международный коммерческий арбитраж создается для  разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т.е. вытекающих из гражданско-правовых и главным образом торговых сделок, а также включающих в себя «иностранный элемент» в той или иной форме.

   В науке международного частного права  достаточно долго велись дискуссии  о юридической природе арбитража  и его месте в системе юрисдикционных органов. «Проанализировав высказанные учеными мысли по данному вопросу, можно выделить как минимум три различные точки зрения:

   1) Договорная концепция юридической  природы арбитража в качестве  главного аргумента приводит  утверждение о том, что арбитражное соглашение, лежащее в основе передачи спора на разрешение в арбитраж, представляет собой обычный гражданско-правовой договор. Предметом такого договора выступает выбор сторонами вида арбитража, времени и места проведения арбитражного разбирательства, определение самой

   4

процедуры арбитражного разбирательства и  материального права, подлежащего  применению арбитрами. В силу того, что в основе арбитражного соглашения лежит воля сторон передать спор на разрешение в арбитраж, договорный характер такого соглашения определяет договорную природу самого арбитража.

   2) Процессуальная концепция предполагает  признание арбитража в качестве  особой формы правосудия, осуществляемого  от имени государства. Арбитражное  соглашение в этом контексте  рассматривается лишь как соглашение процессуального характера, основной целью которого является исключение юрисдикции государственного суда. Элемент государственности сторонники данной концепции видят в том, что ряд вопросов арбитражного процесса может быть разрешен только при участии государственных судебных органов. К их числу относятся вопросы, связанные с признанием арбитражного соглашения юридически действительным, с определением компетенции арбитража, с осуществлением признания и исполнения арбитражного решения. При решении этих вопросов будет применяться право того государства, на территории которого происходит арбитражное разбирательство или к суду которого сделаны соответствующие обращения.

   3) Смешанная концепция сочетает  в себе основные положения  двух предыдущих концепций и рассматривает арбитраж как самостоятельный институт, включающий в себя и материально – правовые, и процессуально – правовые элементы. Такой подход позволяет обеспечить применение не только собственного права того государства, где происходит арбитражное разбирательство, но и соответствующего иностранного права»1. 
 
 
 

   1 Под ред. Г. В. Петровой «Международное частное право», «Юрайт», 2011, стр. 525

   5

   Глава 2 Правовое регулирование  международного коммерческого  арбитража

   В силу того, что международный коммерческий арбитраж является важнейшим институтом международного частного права (МЧП), общие положения МЧП об источниках правового регулирования применимы и к арбитражу. Основными источниками права, регулирующими вопросы международного коммерческого арбитража, выступают международные договоры и национальное законодательство. Международные договоры представлены целым рядом документов как универсального, так и регионального характера. К их числу относятся:

   • Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании  и приведении в исполнение иностранных  арбитражных решений, носящая универсальный характер и объединяющая в числе участников свыше 120 государств;

   • Европейская конвенция 1961 г. о международном  коммерческом арбитраже, широко известная  в российской юридической литературе как Европейская конвенция о  внешнеторговом арбитраже;

   • Европейская конвенция 1966 г., устанавливающая  Единообразный закон об арбитраже, принятая и действующая в рамках Совета Европы. Совет Европы – международная межправительственная организация регионального характера, целью которой выступает развитие сотрудничества европейских государств в экономической, политической, правовой и культурной областях.

   • Межамериканская конвенция 1975 г. о  международном коммерческом арбитраже, действующая в большой группе латиноамериканских государств, и целый ряд других конвенций.

   Национальное  законодательство представлено внутригосударственными актами о международном коммерческом арбитраже. В России в настоящее  время существует и применяется  Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. (в дальнейшем – Закон 1993 г.).

   В качестве примера рассмотрим более  подробно структуру и содержание

   6

Европейской конвенции 1961 г. о внешнеторговом арбитраже  и Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. Европейская  конвенция 1961 г. была разработана под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и принята в Женеве при участии не только европейских государств, но и некоторыми странами с других континентов. В настоящее время в состав ее участников входит около 30 государств, в том числе и Россия как правопреемница СССР. Конвенция включает преамбулу, 10 статей и приложение, регулируя целый ряд важных вопросов, касающихся арбитражного рассмотрения международных коммерческих споров:

   • возможность для публично – правовых юридических лиц обращаться в арбитраж;

   • право иностранных граждан быть арбитрами;

   • отвод арбитражного суда по неподсудности;

   • подсудность государственным судам;

   • выбор права, подлежащего применению арбитрами при решении спора  по существу;

   • вынесение мотивированного решения;

   • основания объявления арбитражного решения недействительным.

   Европейская конвенция 1961 г. дает определение основных понятий, относящихся к международному коммерческому арбитражу, в том  числе понятий арбитража и  арбитражного соглашения (ст. I). Большое практическое значение имеют положения, регулирующие формирование арбитража в случае, когда стороны предусмотрели рассмотрение споров не в постоянно действующем арбитражном органе, а в «изолированном» арбитраже, создаваемом только для разрешения конкретного дела.

   Следует отметить, что в целом положения Европейской конвенции создают гарантии осуществления арбитражного разбирательства в соответствии с общепризнанными на международном уровне стандартами, что в особенности важно в случае формирования «изолированного»

   7

арбитража.

   Российский  Закон «О международном коммерческом арбитраже», разработанный на основании  Типового закона ЮНСИТРАЛ и принятый в 1993 г., состоит из преамбулы, 36 статей и двух приложений, представляя собой  весьма объемный и детальный документ. Закон включает в себя положения, регулирующие:

   • арбитражные соглашения;

   • состав арбитража и его компетенцию;

   • ведение арбитражного разбирательства  и его прекращение;

   • вынесение арбитражного решения  и основания для его оспаривания;

   • признание и приведение в исполнение арбитражных решений.

   Российский  закон дает определение основных понятий, относящихся к международному коммерческому арбитражу, в частности понятий арбитража, третейского суда и суда (ст. 2). Следует отметить полное совпадение определений арбитража в российском Законе и в Европейской конвенции 1961 г. Оба документа понимают под арбитражем любой арбитраж независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением. Закон наделил существенными полномочиями Президента Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), которые особенно важны при рассмотрении спора в «изолированном» арбитраже на территории России. К ним относятся полномочия по назначению арбитра или суперарбитра (п. 3 – 4 ст. 1); по отводу арбитра (п. 3 ст. 13); по прекращению полномочий (мандата) арбитра (п. 1 ст. 14). Что же касается выбора применимого права, то правила российского Закона почти дословно воспроизводят текст ст. VII Конвенции. В силу указаний российского Закона арбитраж разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При отсутствии какого-либо указания сторон арбитраж применяет право, определенное в соответствии с коллизионными

   8

нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях арбитраж принимает  решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (ст. 28).

   Наиболее  существенным аспектом юридической  природы арбитража выступает  его негосударственный характер, что позволяет отличить его от государственного суда. Арбитраж – это третейский суд, компетентный рассматривать спор только в случае наличия арбитражного соглашения между спорящими сторонами, т.е. в случае явно выраженного согласия обеих сторон. Суд – это орган судебной системы государства, наделяемый компетенцией в силу законодательства, в силу прямого указания национального права, а не в силу соглашения сторон.

   Закон 1993 г. закрепляет пять оснований, по которым  во время арбитражного разбирательства  можно обратиться к суду с просьбой о совершении юридически значимых действий. К ним относятся следующие основания:

Информация о работе Международный коммерческий арбитраж