Цель МВФ заключается
в поддержании стабильности в
международных валютных отношениях.
Это должно способствовать экономическому
росту, развитию международной
торговли и обеспечить высокий
уровень занятости и доходов.
Для достижения этой цели МВФ
определил в Уставе «кодекс
поведения», который, естественно,
изменялся с течением времени.
Правила МВФ касаются конвертируемости
валют и валютного курса, свободы
платежей по текущим операциям.
Для выполнения своих задач
МВФ регулярно анализирует экономическую,
финансовую и валютную политику
государств-участников. Денисов А.
МВФ: как прожить бывшему кредитору?
// Россия в глобальной политике.
- 2007. - Т.5, N 5. - С.80
МВФ имеет значительные
технические и финансовые возможности
для помощи государствам, испытывающим
трудности с урегулированием
платежных балансов. Он может
обеспечить займы в конвертируемой
валюте. Эти займы предоставляются
в поддержку экономических программ
оздоровления, одобренных фондом. Таким
образом, МВФ располагает финансовым
рычагом, который позволяет отклонять
в нужную сторону экономическую
политику стран, Испытывающих
трудности в урегулировании сальдо
платежных балансов. Некоторые страны
Европы прибегли к его помощи
вследствие «нефтяных шоков». С
начала 80-х годов помощь МВФ
сосредоточена в странах, испытывающих
проблемы структурной задолженности,
то есть на большинстве развивающихся
стран. Кюн Иг Сон. МВФ как
субъект мировой политики и
интересы России // Власть. - 2004. - N 3. -
С.64
Высший руководящий
орган МВФ - Совет управляющих,
в котором каждая страна-участница
представлена управляющим и его
заместителем, назначаемым на пять
лет. Обычно это министры финансов
или руководители центральных
банков. В ведение Совета входит
внедрение изменений в Статьи
Устава, прием и исключение стран-членов,
определение и пересмотр величины их долей
в капитале, выборы исполнительных директоров.
Управляющие собираются на сессии 1 раз
в год.
МВФ учрежден по принципу
акционерного предприятия. В соответствии
с принципом «взвешенного» количества
голосов каждое государство имеет
250 «базисных голосов» независимо от
величины взноса в капитал я дополнительно
по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР
его киоты. Решения в Совете управляющих
обычно принимаются простым большинством
голосов, а по наиболее важным вопросам
- «специальным большинством» 70% или 85%
голосов. В современном уставе МВФ
выделены 53 подобных вопроса. Наибольшим
количеством голосов в МВФ
обладают: США - 17,7%, Германия - 5,5%, Япония
- 5,5%, Великобритания - 4,9%, Франция -4,9%, Саудовская
Аравия - 3,4%, Италия - 3,1%, Россия - 2,9%, Доля
стран ЕС-26, 2%. Несмотря на некоторое
сокращение удельного веса голосов
США и ЕС, они по-прежнему могут
налагать вето на ключевые решения
Фонда. В середине 1994 г. членами Фонда
были 178 государств. Денисов А. МВФ: как
прожить бывшему кредитору? // Россия
в глобальной политике. - 2007. - Т.5, N 5.
- С.80
1.3.4 Международный
банк реконструкции и развития
(МБРР)
МБРР или Мировой
Банк как и МВФ - детище Бреттон-Вудса.
Соглашение о МБРР, являющееся
одновременно его уставом, официально
вступило в силу в 1945 г. Банк
начал функционировать с 1946 г.
Цель Мирового
Банка - содействие экономическому
развитию стран-участников путем
предоставления им долгосрочных
кредитов, гарантирования частных
инвестиций. Мировой Банк предоставляет
ссуды исключительно платежеспособным
заемщикам в основном для того,
чтобы финансировать потенциально
высокорентабельные проекты. Он
заимствует свои ресурсы на
рынках развитых стран. Поэтому
его кредиты предоставляются
на рыночных условиях. Членами
Мирового Банка могут быть
только страны, вступившие в МВФ.
В систему Мирового Банка входят
его филиалы - Международная ассоциация
развития (MAP) и Международная финансовая
корпорация (МФК). MAP, созданная в
1960 г. нацелена на оказание
помощи самым бедным странам
на привилегированных условиях.
МФК, учрежденное в 1956 г. занимается
мобилизацией национальных и иностранных
капиталов для развития частного сектора
в странах третьего мира». Сегодня МФК
также активно работает в России и бывших
социалистических странах. Школяр Н.
Международные банки
развития и Россия // Мировая экономика
и междунар. отношения. - 2003. - N 12. - С.81
Руководящим органом
Мирового Банка является Совет
управляющих и Директорат (исполнительный
орган). Совет, состоящий из министров
финансов или управляющих центральными
банками стран-членов, собирается
на сессии раз в год. Причем
МВФ и МБРР проводят их совместно.
Право голоса в органах МБРР
определяется паем в уставном
капитале (аналогично МВФ). Наибольшую
долю голосов имеют США - 17%.
Квота России - 1,8% голосов. В середине
1993 г. членами МБРР были 176 стран.
Экономические организации // Большой
энциклопедический справочник: пер.
с англ. - М., 2001. - С.764
Большинство проектов
с участием Банка в 80-годы
осуществлялось в форме «совместного
финансирования» с тремя основными
категориями партнеров: государственными
и международными организациями
развития, органами экспортного
кредитования развитых капиталистических
стран, коммерческими банками.
Новым направлением работы Банка,
непосредственно не связанным
с кредитованием инвестиционных
проектов, стало финансирование
структурных реформ в развивающихся
странах. Изменился и характер
кредитования Банком некоторых
секторов экономики, Сегодня Банк
финансирует, прежде всего, структурные
преобразования экономики в целом.
В 1988 г. в
рамках Мирового Банка было
учреждено многостороннее агентство
по гарантированию инвестиций. Его
цель - стимулирование иностранных
капиталовложений в экономику
развивающихся стран путем обеспечения
долгосрочных гарантии некоммерческих
рисков. 'В условиях кризиса задолженности
развивающихся стран существенно
возросла роль МБРР в регулировании
задолженности и координации
внешних займов. Школяр Н. Международные
банки развития и Россия // Мировая
экономика и междунар. отношения.
- 2003. - N 12. - С.81
Возрастание роли банка
в мировой экономике отразилось
на его структуре. Появился; Экономический
комитет, который имеет право
давать политическую оценку займам, одобрять
или отклонять их. Важное значение имеют
ежегодные Отчеты Банка, публикуемые в
печати и дающие уникальную экономическую
информацию.
1.3.5 Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР)
Расположенная
в Париже и созданная в 1961
г. ОЭСР объединяет 24 промышленно
развитые капиталистические страны.
ОЭСР является преемницей организации
европейского экономического сотрудничества
(ОЕЭС), созданной в 1948 г. для
реализации «плана Маршалла»
по восстановлению после второй
мировой войны экономики Западной
Европы.
Целью деятельности
ОЭСР является содействие социально-экономическому
развитию стран-участниц, выработке
наиболее эффективной экономической
политики. Достижение этих целей
строится на основе многосторонней
координации макроэкономической
политики стран-участниц. Экономические
организации // Большой энциклопедический
справочник: пер. с англ. - М., 2001. -
С.764
2. Взаимодействие
России с международными экономическими
организациями
2.1 Сотрудничество
Российской Федерации с МВФ
Эта организация
оказывает воздействие на экономические
процессы в России через реализацию
программ финансовой стабилизации
и корректировок платежного баланса.
В своей деятельности МВФ руководствуется
принципом обусловленности, согласно
которому страны-члены могут получить
от него кредиты лишь при
условии, что они обязуются
проводить определенную экономическую
политику. В качестве таких условий
МВФ обычно выдвигает сокращение
бюджетного дефицита, снижение темпов
роста денежной массы и поднятие
процентных ставок по кредитам
выше уровня инфляции. Кредиты
МВФ являются своеобразной лакмусовой
бумажкой для частного капитала.
Это объясняется тем, что, получая
кредит, страна обязуется проводить
экономическую политику, в результате
которой она накопит валютные
резервы и, следовательно, сможет
погашать долги частным кредиторам.
Саркисянц А. МВФ и Россия
в меняющемся мире // Независимая
газета. - 2000. - 15 февр. - С.9
Высшим руководящим
органом МВФ является Совет
управляющих, состоящий из представителей
стран-членов (обычно ответственного
за проведение валютной политики
министра или главы центрального
банка вместе с заместителем),
назначенных на пять лет; он
собирается один раз в год.
За исключением ряда полномочий
(определение условий и прием
новых членов, пересмотр квот, изменение
валютных паритетов и др.) Совет
управляющих может делегировать
исполнение своих задач Исполнительному
совету.
Исполнительный
совет (Директорат) отвечает за
текущие дела МВФ. Семь из 24
исполнительных директоров назначаются
странами с наибольшими квотами
(Германия, Великобритания, Китай, Франция,
Саудовская Аравия, США и Япония),
остальные избираются управляющими
из других стран с соблюдением
принципов регионального представительства.
Среди исполнительных директоров
представлена и Россия. Назначение
и выборы производятся один
раз в два года. Заседания Исполнительного
совета проходят несколько раз
в неделю. Директорат назначает
директора-распорядителя (по традиции
- это представитель Европы), который
не может быть ни управляющим, ни
исполнительным директором. Директор-распорядитель
председательствует на заседаниях Директората
(без права голоса, за исключением случаев,
когда голоса разделяются поровну) и возглавляет
административный аппарат фонда. Правительство
России приняло решение увеличить число
своих голосов до 3%, что потребует внесения
в бюджет МВФ дополнительных валютных
средств, зато и сумма, на которую может
претендовать наша страна, увеличится
до 8 млрд. долл. Общий бюджет фонда в последние
годы ХХ столетия составлял более 200 млрд.
долл. Последний официальный займ Россия
должна была получить в 1998 г. Кроме 13,8 млрд.
долл. для России, было решено выделить
займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике
(9,1 млрд. долл.), Аргентине (4,1 млрд. долл.),
Индонезии (2,2 млрд. долл.). Россия свой
кредит так и не получила, а потом вообще
отказалась от займов у МВФ. Председатель
Правительства РФ М. Касьянов в одном из
интервью весной 2001 года заявил, что необходимости
брать кредиты у Международного валютного
фонда у нашей страны нет и в ближайшие
годы не возникнет. Кюн Иг Сон. МВФ как
субъект мировой политики и интересы России
// Власть. - 2004. - N 3. - С.64
2.2 Россия и МБРР
Россия стала
членом М БРР 16 июня 1992 г. В
1992-1998 гг. МБРР предоставил России
кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию
41 проекта (по состоянию на
конец 1998 г. освоено 5,4 млрд. долл.).
В 1998 г. Россия стала крупнейшим
заемщиком МБРР в Европе и
Центральной Азии. За 1997-1998 финансовый
год она получила кредиты на
1,63 млрд. долл. (в мировом списке
получателей Россия занимает
пятое место).
В 1997 г. Россия
впервые участвовала в сессии
Всемирного банка и МВФ (в
Гонконге) как полноправный член
и заявила о своей прямой
и полной заинтересованности
в обсуждении мировых финансовых
проблем.
В августе 1998 г. на заседании
Совета директоров Всемирного банка
был утвержден проект кредитования
России на сумму 1,5 млрд. долл. Срок погашения
- семь лет с трехлетним льготным
периодом. Выделение кредита предусмотрено
тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно),
500 (в декабре 1998 г.) и 700 млрд. долл. (в
июне 1999 г.). Став членом МБРР, Россия вступила
и в Многостороннее агентство
по гарантированию инвестиций (МАГИ). Школяр
Н. Международные банки развития и Россия
// Мировая экономика и междунар. отношения.
- 2003. - N 12. - С.81
2.3 Анализ последствий
присоединения России к ВТО
В 1993 году Россия
обратилась с официальной заявкой
о присоединении к Генеральному
соглашению по тарифам и торговле
(ГАТТ). В соответствии с действующими
процедурами была создана Рабочая
группа по присоединению России
к ГАТТ, преобразованная после
учреждения в 1995 г. Всемирной
торговой организации (ВТО) в
Рабочую группу по присоединению
Российской Федерации к ВТО
(РГ). РГ наделена мандатом на
изучение торгового режима России
и выработку условий ее участия
в ВТО. Кузнецова И.П. ВТО:
история, основы функционирования,
проблемы // ЭКО. - 2005. - N 5. - С.2-18; N 6. - С.2
Переговорный процесс
по присоединению России к ВТО
начался в 1995 году. На первом этапе
он был сконцентрирован на рассмотрении
на многостороннем уровне в рамках
РГ торгово-политического режима России
на предмет его соответствия нормам
ВТО.
После представления
в 1998 году Россией первоначальных
предложений по доступу на
рынок товаров и по уровню
поддержки сельского хозяйства
начались переговоры на двустороннем
уровне. В 1999 году членам ВТО
была передана первая редакция
Перечня специфических обязательств
по доступу на рынок услуг
и проект Списка изъятий из
режима наибольшего благоприятствования
(РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры
стали носить полномасштабный
характер, то есть охватывать
все аспекты процесса присоединения
России к ВТО.
На современном
этапе в состав РГ (председатель
РГ с декабря 2003 г. - Постоянный
представитель Исландии при ВТО
Стефан Йоханнессон) входят 59 стран-членов
(27 стран-членов Европейского Сообщества
(ЕС) - как один член). С 23 февраля
2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам.
В переговоры по тарифным вопросам
вовлечено в различной степени
свыше 50 членов ВТО, по доступу
на рынок услуг - около 30. По
итогам этих переговоров подписываются
соответствующие двусторонние протоколы
об их завершении.