О роли региональной
организации легче судить но
тому. чего она достигает на
пути интеграции. Дж. Най анализирует
различные уровни интеграции. Самый
низкий уровень - это «некое
подобие интеграции». Оно характеризуется
чисто символическим согласованием
экономической политики, обилием
деклараций и необязательностью
решений для участников процедур
согласования. Второй уровень - это
создание «сообщества безопасности»,
которое уже обладает региональными
структурами. Эти структуры реально
препятствуют возникновению силовых
конфликтов между странами-участниками.
Третий уровень
интеграции - «функциональное сотрудничество».
Его главным признаком является
создание региональных банков и координация
валютной политики. Четвертый уровень
означает создание разнообразных экономический
ассоциации - зон свободной торговли,
таможенных союзов, общего рынка и
экономического союза. И пятый уровень
интеграции - «прямое политическое
объединение». По сути это означает
слияние участников в единое государство
с общей валютой.
Представляют
интерес исследования в области
классификации международных организаций
экономистов США: Лини X. Миллер, А.
Лерой Беннет.
Миллер разделил
все региональные организации
на 3 группы: организации сотрудничества,
союзы или альянсы (военно-политические)
и функциональные организации.
Беннет выделил дна основных
класса международных организаций:
глобальные (универсальные) и региональные.
К глобальным организациям Беннет
отнес ООН. Интересно, что к
региональным организациям Беннет
отнес региональные комиссии
ООН, которые являются связующим
звеном между ООН и региональными
системами.
При анализе
целей и структур существующих
глобальных и региональных организаций
можно обнаружить, что при всех
их разнообразии они однотипны
по своей сути, имеют сходную
структуру и цели. Едва ли не
самый существенный признак организации
обеспечение глобальной либо
региональной «безопасности». «Безопасность»
в широкой трактовке распространяется
не только на военно-политические,
но и на экономические аспекты
региональных и межрегиональных
отношений. При анализе основополагающих
документов межгосударственных организаций
(как глобальных, так и региональных) обнаруживается
сходство целей и задач их сотрудничества.
На первый план выдвигаются задачи экономического
сотрудничества во имя прогресса и процветания
каждой отдельной страны, целого региона
или всего мирового сообщества. Мировая
экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.
М.: Экономистъ, 2003. - С. 267
Структурно-организационные
механизмы международных организаций
обладают значительным сходством.
Чаще всего в качестве высшего
органа выступает совещание глав
правительств, созываемое с регулярной
периодичностью. Действуют ежегодные
совещания министров иностранных
дел, экономики, финансов и
других ведомств. Учреждены органы,
работающие в промежутках между
совещаниями на постоянной основе.
По различным направлениям сотрудничества
создаются комитеты и комиссии
в составе представителей всех
стран-участниц. Обычно при решении
главных проблем действует принцип
консенсуса (согласия).
Несмотря на
сходство структур, механизмов функционирования,
влияние международных экономических
организаций неодинаково. Даже
если ежегодные встречи на
высшем уровне для тон или
иной организации - обычное дело,
то по значимости решаемых
вопросов, результатам они несопоставимы.
Например, решения «семерки» по
экономическим проблемам, бесспорно,
окажут большее влияние на
мировую экономику, чем обсуждение
этих вопросов на региональной
экономической комиссии ООН. Успех
деятельности международной экономической
организации зависит от комплекса
условий. Важными факторами являются
экономическая и политическая
ориентация стран-участниц, а также
сходство национально-государственных
приоритетов внутренней и внешней
политики. Кроме того, эффективность
объединения зависит от уровня
экономического развития стран.
Контрасты и уровни экономического
потенциала, как правило, ведут
к обострению внутренних противоречий
экономической организации. При
этом, чем выше уровень интеграции
стран, тем острее «могут быть
противоречия между богатыми
и бедными странами-участницами.
В совокупности взаимодействие
указанных факторов определяет
соотношение центростремительных
и центробежных тенденций в
организации, уровень интеграционных
процессов, их жизнеспособность.
Экономические организации // Большой
энциклопедический справочник: пер.
с англ. - М., 2001. - С.763 Страны Запада, особенно
США, придают большое значение регулированию
международных экономических отношении
через международные структуры. США как
мировая сверхдержава не упускает из внимания
ни один из регионов мира. США первые оценили
значение такого явления, как «регионализм».
Одно из первых заявлении в поддержку
«регионального партнерства» принадлежит
бывшему президенту США Л. Джонсону. Он
указал на «небескорыстность» интересов
США к «регионализму». С тех пор, как утверждал
английский журнал «Экономист», слово
«регионализм» регулярно используется.
Оно обозначает» достаточно неопределенные
принципы, с помощью которых целые континенты
могут быть приведены в больший порядок».
Все последующие американские администрации
в общей форме высказывались в поддержку
региональных интеграционных процессов.
Однако эта поддержка затрагивает лишь
те организации, которые не противоречат
стратегическим интересам США. Бородулина
Л.П. Международные экономические организации:
учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова
И.А., Юрга В.А. - М.: Экономистъ, 2005. - С. 22
1.3 Основные международные
экономические организации
К числу основных
международных экономических организаций
следует отнести те структуры,
которые оказывают существенное
влияние на «правила игры»
в мировой экономике.
1.3.1 Всемирная торговая
организация (ВТО)
Возникновение
ГАТТ связано с попытками создать
Международную торговую организацию
(МТО). Это было связано со стремлением
многих стран после второй
мировой войны искоренить протекционизм
во внешней торговле. Новый внешнеторговый
режим должен был основываться
на либерализации и сотрудничестве
между странами.
30 октября 1947 г.
в Женеве 23 страны подписали предварительное
соглашение под названием «Cteneral
Agreement Tarif and Тгаdе» (ГАТТ). В нем были
определены принципы действия
этой международной торговой
организации. 24 марта 1948 г. был
подписан заключительный акт
- Гаванский устав Международной
торговой организации. Этот документ
должен был вступить в силу
через 2 месяца после ратификации
большинством (более половины) стран,
подписавших заключительный акт.
Но этот устав в силу не
вступил. Большинство стран, подписавших
Гаванский устав, выжидали, какую позицию
займут США. В США взяли верх сторонники
протекционизма и устав МТО так и не был
ими ратифицирован. Так как МТО не появилась
на свет, страны, подписавшие ГАТТ, решили
применять его принципы. Всемирная торговая
организация // Конкурс. - 2002. - N 3. - С.2
Таким образом,
ГАТТ - это порожденная текущим
ходом событий организация. Аппарат
ГАТТ ограничен - он включает
в секретариат в Женеве, совет,
состоящий из представителей
стран-участниц. Механизм выработки
и принятия решении в рамках
ГАТТ представляет периодические
длительные переговоры-раунды, которые
длятся несколько лет.
ГАТТ исходит
из следующих основных принципов:
1. Многосторонность
внешней торговли.
2. Применение общего
режима наибольшего благоприятствования
3. Снижение таможенных
тарифов и других (нетарифных) препятствий.
4. Взаимность уступок.
5. Ведение внешней
торговли на основе частного
права. В ГАТТ установилась
практика, в соответствии с которой
все ограничения разбиты на
«допустимые», попадающие под исключения,
и «остаточные», подлежащие отмене.
Эти особенности исходят из
того факта, что ГАТТ в строго
юридическом смысле является
международным соглашением, а
не организацией. На примере ГАТТ
хорошо видно, что международные
организации вырастают из многосторонних
конференций. В случае ГАТТ
этот процесс не доведен до
конца с формальной точки зрения,
то есть в системе ООН ГАТТ
рассматривается как специализированное
агентство де-факто.
В настоящее
время в деятельности ГАТТ
в тех или иных формах участвуют
более 150 стран, в том числе
и Россия. За время действия
ГАТТ было проведено 8 многосторонних
торговых переговоров-раундов (МТП).
На первых пяти конференциях-раундах
согласовывалось снижение тарифов
но принципу «уступка за уступку».
Было согласовано 67 тысяч взаимных
уступок, затрагивающих более
21 миллиарда долл. годового экспорта
в мировой торговле. В 1964-1967 годах
был проведен шестой раунд,
известный под названием «Кеннеди-раунд».
В результате сложных переговоров
было достигнуто соглашение о снижении
таможенных пошлин до конца 1971 года в среднем
на 35%.
Восьмой, «Уругвайский
раунд» переговоров ГАТТ открылся
в 1986 г. Впервые в истории
ГАТТ в повестку дня переговоров
были включены вопросы регулирования
мировой торговли услугами (транс-порт,
страхование, банковские операции),
торговые аспекты защиты интеллектуальной
собственности. Также впервые
в истории ГАТТ было признано
необходимым увязать переговоры
с урегулированием мировых валютно-финансовых
конфликтов, включая внешнюю задолженность.
По итогам «уругвайского
раунда» была создана Всемирная
торговая организация (ВТО). После
официального начала функционирования
ВТО с 1 января 1995 г. ГАТТ стало
ее составной частью. Богачева
Е. ВТО на грани кризиса //
Финанс. - 2003. - N 25. - С.23
1.3.2 Конференция
ООН по торговле и развитию
(ЮНКТАД)
Как отмечают многие
экономисты, глобальные экономические
проблемы выдвигают перед мировым
сообществом новые и сложные
задачи. Их успешное решение зависит
от согласованных усилий всех стран.
В этой связи роль ООН в решении
глобальных экономических проблем
возрастает.
Одна из целей
ООН - организация многостороннего
сотрудничества в решении международных
проблем экономического характера
(п. 3 ст. 1 Устава). За пятьдесят лет
механизм экономического сотрудничества
в ООН претерпел определенные
изменения. Одним из важнейших событий
было создание в 1964 г. Конференции ООН
но торговле и развитию (ЮНКТАД). Она
получила статус постоянного органа
Генеральной Ассамблеи ООН.
Главные задачи
ЮНКТАД:
* формирование принципов
и политики международной торговли,
* разработка рекомендаций
в этой области,
* подготовка многосторонних
юридических актов в области
международной торговли.
В круг ведения
ЮНКТАД входят проблемы торговли
сырьем, готовыми изделиями и
полуфабрикатами, морской транспорт
и страхование, коммерческие аспекты
передачи технологии, вопросы экономической
интеграции между развивающимися странами.Основными
органами ЮНКТАД являются конференция
(следует различать два понятия: «конференция»
как наименование самой организации и
как название ее высшего органа) и Совет
по торговле и развитию. Конференция собирается
на Сессии раз в 4 года (как правило, на
уровне министров н глав правительств).
Членство в Совете открытое и устанавливается
на основе пожелания каждого государства.
В качестве вспомогательных органов Совета
действуют 7 специализированных комитетов:
по сырьевым товарам, промышленным товарам,
невидимым статьям (услугам) и финансированию,
но морским перевозкам, по преференциям,
по экономическому сотрудничеству между
развивающимися странами, по передаче
технологии. Экономические организации
// Большой энциклопедический справочник:
пер. с англ. - М., 2001. - С.763
Сессии ЮНКТАД
можно рассматривать как многосторонние
экономические форумы под эгидой
ООН. Большинство решении ЮНКТАД
не имеют обязательной силы
и носят рекомендательный характер.
Но это не лишает их определенного
правового значения, свойственного
рекомендательным нормам международного
нрава. В целом ЮНКТАД оказала
определенное влияние на решение
проблем мировой торговли. Под
эгидой ЮНКТАД были продлены
или обновлены международные
товарные соглашения (МТС) но олову,
сахару, кофе, какао, пшенице, по
натуральному каучуку. В рамках
ЮНКТАД было принято соглашение
о создании «Общего фонда»
для сырьевых товаров. Деятельность
ЮНК-ТАД повлияла на принципы
ГАТТ, в частности был введен
более благо-приятный торговый
режим для развивающихся стран.
ЮНКТАД была основоположником
недискриминационных льгот в
системе международной торговли.
Несомненен вклад ЮНКТАД в
создание новой комплексной системы
регулирования мировых товарных
рынков. Сегодня нельзя представить
системы международных экономических
организации без ЮНКТАД, без ее
вклада в концепцию мировой
торговли и раз-вития, без ее
исследований и многочисленных
совещаний экспертов. Сегодня
ЮНКТАД объединяет 168 стран. Кузнецова
И.П. ВТО: история, основы функционирования,
проблемы // ЭКО. - 2005. - N 5. - С.2-18; N 6. - С.2
1.3.3 Международный
валютный фонд
Учреждение МВФ
связано с созданием Бреттон-Вудской
валютной системы в 1944 г. и
он был неотъемлемой частью
этой системы. Но крах Бреттон-Вудского
валютного порядка не привел
к ликвидации МВФ. Этот факт
показывает, что МВФ является
необходимым институтом регулирования
международных валютных отношений.