Международные договоры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.
Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Право международных  договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Договоры заключаются  для конкретного и четкого  определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма  закрепления международных отношений  обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Субъектами права международных  договоров являются субъекты международного права.

Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи.

Первый кодификационный акт  в области права международных  договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция  о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америке.

С появлением Организации Объединенных Наций и созданием и ее рамках Комиссии международного права кодификация  права международных договоров  стала одной из главных задач, поставленных перед Комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968—1969 годах, была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Эта Концепция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами.

В 1978 году на основе проекта статей, подготовленного Комиссией международного права, была принята Конвенция о  правопреемстве государств в отношении  договоров, которая, однако, до сих пор  не вступила в силу.

Появление межправительственных международных организаций и возрастание их роли в международных отношениях повлекли договорное оформление их отношений как с государствами, так и между собой. В результате не только появилось большое число таких договоров, но была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения данной категории договоров. Это вызвало, в свою очередь, необходимость подготовки и принятия специальной конвенции. В этих целях в 1986 году на созванной в Вене под эгидой ООН конференции была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, которая, являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций.

Хотя Венские конвенции 1978 и 1986 годов и не вступили в силу, многие их положения действуют в качестве обычных норм.

Названные конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому наравне с договорными продолжают действовать и обычные нормы.

Важное место в осуществлении договорной правоспособности государств занимают нормы их внутреннего права. Как правило, такие нормы содержатся в конституциях. Но некоторые государства издали специальные нормативные акты, касающиеся компетенции государственных органов и других вопросов заключения, выполнения и прекращения международных договоров.

В России действует Федеральный  закон «О международныx договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 г1. (СЗ РФ. -1995. — № 29. — Ст. 2757). Его положения в основном соответствуют Венским конвенциям о праве международных договоре» 1969 и 1986 годов.

Этот закон охватывает все аспекты  заключения, выполнения, прекращения  и приостановления международных  договоров России. Кроме того, в  нем устанавливается порядок  регистрации договоров в Секретариате ООН и соответствующих органах других международных организаций, хранения подлинников договором, заключенных Российской Федерацией, и их официального опубликования. Законом предусматривается создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров, которая находится в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Закон о международных договорах  имеет в то же время и международное  значение, поскольку им определяется отношение России к праву международных  договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и юридическая природа международного договора

 

§ 1.1.Понятие, объект и цель международного договора.

 

Понятие международного договора. В соответствии со ст. 2 Венской  конвенции о праве международных  договоров (далее — Венская конвенция 1969 г.) и Венской конвенцией о праве договором между государствами и международными организациями или между международными организациями 2(далее — Венская конвенции 1986 г.) международный договор — это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Хотя в определении не говорится  о договорах в устной форме, Государства  и другие субъекты международного права  могут по взаимномy согласию распространить на устные договоры действии положений Венских конвенций 1969 и 1986 годов. В международной практике применяются и другие письменные акты, в которых находят отражение согласованные позиции государств по различным вопросам международных отношений.

Так, в рамках Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе действуют такие документы  в письменной форме, как Заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для Новой Европы 1989 года. Эти документы внешне напоминают договоры, однако государства — участники СБСЕ не пожелали придать им силу договоров. Это подтверждается, в частности, тем, что документы не подлежали регистрации в Секретариате ООН. Между тем такое требование содержится в ст. 102 Устава ООН.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора.

Сами государства определяют, что  должно быть объектом международного договора3. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Однако государства воздерживаются от того, чтобы объектом договоров становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить  или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с помощью которого государства и другие субъекты международного права осуществляют поставленную перед собой цель. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора. Так, в преамбуле и в ст. 1 Устава ООН сформулированы цели принятия Устава и создания ООН.

Сторонами, или субъектами, международных договоров выступают только субъекты международного права.

Как следует из ст. 6 Венской конвенции 1969 года, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры «регулируется правилами этой организации». Под правилами понимаются, в частности, «учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившаяся практика этой организации» 4. Другими словами, если правоспособность государств относительно договоров ничем не ограничена и они могут заключать договоры по любым вопросам, то правоспособность международных организаций заключать договоры определяется в первую очередь их учредительными актами.

Исходя из практики, в Венских  конвенциях 1969 и 1986 годов используются такие понятия, как «участвующее в переговорах государство», «участвующая в переговорах организация», «договаривающееся  государство», «договаривающаяся организация», «участник», «третье государство» и «третья организация». Участвующее в переговорах государство — это государство, котоpoe принимало участие в составлении и принятии текста договора: договаривающееся — государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. К участникам договора относятся государства, которые согласились на обязательность для них договора и для которых договор находится в силе. Государства, которые не являются участниками договора, называются третьими государствами. Все сказанное относительно государств применяется и к международным организациям.

 

 

§ 1.2.Классификация международных договоров

 

 

Классификация международных договоров. Договоры могут классифицироваться по различным основаниям. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние.

Двусторонними являются договоры, в  которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие  договоры, когда с одной стороны  выступает одно государство, а с  другой — несколько (например, мирные договоры 1947 г.).

К многосторонним договорам относятся  универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников. К первому виду договоров относятся, например, Венские конвенции 1969 и 1986 годов, а ко второму — Римский договор о создании ЕЭС 1957 года.

Договоры могут быть открытыми  и закрытыми. К открытым относятся  такие договоры, участниками которых  могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или  нет других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, участие в которых зависит от согласия их участников. Открытым договором является, например, Венская конвенция 1986 года, а закрытым — названный выше Римский договор 1957 года.

По объектам регулирования договоры могут подразделяться па политические, экономические, научно-технические и т.д. Однако такое деление носит условный характер, поскольку государства являются политическими образованиями. В то же время классификация договоров по объектам облегчает учет и систематизацию договоров.

В соответствии с Законом «О международных  договорах Российской Федерации» международные  договоры, заключенные Россией, подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Межгосударственные договоры — это договоры, которые заключаются от имени Российской Федерации, межправительственные — от имени Правительства Российской Федерации. К межведомственным договорам относятся договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Данная классификация имеет лишь внутригосударственное значение, и в зависимости от того, какой характер носит заключаемый договор (межгосударственный, межправительственный или межведомственный), определяются органы государственной власти, в чью компетенцию входит заключение тех или иных договоров.

Несмотря на эту классификацию, а также независимо от государственного органа, заключившего договор, все международные  договоры являются договорами Российской Федерации и как таковые создают права и налагают обязательства на государство в целом.

Договор может заключаться в  письменной или устной форме (так  называемое «джентльменское соглашение»). Договоры в устной форме заключаются  очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.

К структуре договора относятся  его составные части, такие как  название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи  сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится  на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г.)5, главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.

Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

Договор, как правило, составляется в одном документе. Однако текст  договора, заключенного, например, путем  обмена нотами или письмами, содержится в двух или более связанных между собой документах.

Договоры могут носить различные  наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.) либо быть без  названия. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников. Поэтому понятие «договор» рассматривается в качестве родового понятия.

Язык, на котором составляется текст  договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке. Этот текст лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися сторонами. Установилась практика составления договоров, заключаемых под эгидой ООН, специализированных учреждений ООН или других международных организаций на инициальных языках этих организаций. Тексты договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

Информация о работе Международные договоры