Международные автомобильные перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Торговля с древнейших времен являлась одной из первоначальных и основных форм межгосударственных отношений. Однако, как и многие годы назад, она не ограничивается лишь заключением договора купли-продажи. Существует целый ряд вспомогательных по отношению к купле-продаже сделок: кредитно-расчетные операции, перевозка, страхование и др. Так, одним из двигателей международного торгового оборота является транспортный процесс, суть которого заключается в перемещении товара от изготовителя к потребителю. Это неотъемлемый элемент жизнедеятельности всего мирового хозяйства как на национальном, так и на международном уровне.

Содержание

Введение
1. Понятие международных автомобильных перевозок
2. Международно-правовые правила автомобильных перевозок
3. Применение книжки МДП в международных автомобильных перевозках
Заключение
Список использованной литературы и источников

Работа содержит 1 файл

автомоб.право.docx

— 55.00 Кб (Скачать)

Однако существует и ряд  проблем, имеющих общее значение и характер для всех постсоветских  государств, например неконкурентоспособность  отечественных автотранспортных средств  по перевозкам, что может привести, в частности, к уходу с рынка  международных автоперевозок и  серьезным потерям валютных источников, поскольку может быть утеряна  не только выручка (для бюджета), но необходимы будут огромные валютные средства за оплату внешнеторговых операций иностранным партнерам по перевозке экспортно-импортных грузов9.

Таким образом, одним из условий  эффективного функционирования автотранспортных систем всех без исключения новых  суверенных государств, скорее всего, является сохранение сложившейся договорной системы двусторонних соглашений в  области международных автотранспортных перевозок и сообщений с постепенным  изменением и совершенствованием существующих законодательно-правовых основ, в том  числе касающихся вопросов налогообложения  и таможенных пошлин в направлении  либерализации внешнеэкономических  отношений, согласующихся с принципами Всемирной торговой организации.

 

3. Применение книжки  МДП в международных автомобильных  перевозках

 

«Современный этап развития внешнеэкономических связей характеризуется  тенденцией к либерализации торговых отношений. Однако здесь возникает  ряд вопросов, связанных с тем, что, открывая свои границы даже для  относительно свободного перемещения  товаров и услуг, государство  может утратить способность обеспечивать свою экономическую безопасность»10.

Важным инструментом в  решении проблем, возникающих на современном этапе, являются международные  источники права. «Интернационализация таможенных отношений выражается в  заключении союзов и многосторонних соглашений, выработке единых тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, в создании общей системы безопасности и международных организаций, устанавливающих правила, нормы, процедуры регулирования внешнеэкономической деятельности»11.

Для развития международных  отношений большое значение имеет  открытость для них внутреннего  законодательства, в частности Основного  закона.

«Конституционный строй  России служит преодолению во многом искусственной изоляции страны, обеспечивает взаимодействие сообщества правовых государств на основе универсальных принципов  и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов  международного права»12.

Согласно ст. 15 Конституции  Российской Федерации: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Таким образом, общепринятые нормы и принципы международного права и международные договоры, участниками которых является Россия, подлежат непосредственному применению.

Пункт 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных  договорах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О международных  договорах Российской Федерации») устанавливает  порядок применения международных  договоров на территории России:

«Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания  внутригосударственных актов для  применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для  осуществления иных положений международных  договоров Российской Федерации  принимаются соответствующие правовые акты»13.

Таможенная Конвенция  о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция  МДП) должна применяться всеми физическими  и юридическими лицами как часть  российского законодательства (Россия является ее участником с 8 декабря 1982 г., по правопреемству СССР)14.

Многие вопросы применения книжки МДП в Российской Федерации  урегулированы Положением о порядке  применения таможенной Конвенции о  международной перевозке грузов с применением книжки МДП15.

Следует также указать, что  Таможенный кодекс РФ учитывает специфику  процедуры МДП. В частности, при  международном таможенном транзите книжка МДП заменяет грузовую таможенную декларацию.

Что касается коллизий Конвенции  МДП и национального законодательства, то этот вопрос должен решаться с учетом положений Конституции РФ, Федерального закона «О международных договорах  Российской Федерации» и самой Конвенции  МДП.

Процедура перевозки грузов с применением книжки МДП призвана упростить перемещение товаров  через границы других государств. Однако ее применение налагает ряд  обязанностей на перевозчика. Условия, при которых применяется процедура  МДП, указаны в ст. 3 Конвенции  МДП. Данная статья устанавливает следующие  требования:

1) перевозки должны производиться  в дорожных транспортных средствах,  составах транспортных средств  или контейнерах, предварительно  допущенных к перевозке, с соблюдением  условий, указанных в гл. III «а»;  либо в других дорожных транспортных  средствах, других составах транспортных  средств или других контейнерах  при соблюдении условий, указанных  в гл. III «с».

Приложение II Конвенции МДП  устанавливает «правила, касающиеся технических условий, применимых к  дорожным транспортным средствам, которые  могут допускаться к международным  перевозкам под таможенными печатями и пломбами». Грузовое отделение  транспортного средства должно быть сконструировано так, чтобы:

a) грузы не могли извлекаться из опечатанной части транспортного средства или загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;

b) таможенные печати и пломбы могли налагаться простым и надежным способом;

c) в них не было никаких потайных мест для сокрытия грузов;

d) чтобы все места, в которые могут помещаться грузы, были легко доступны для таможенного досмотра.

При этом транспортное средство должно быть допущено к перевозке  с применением книжки МДП по особой процедуре, установленной в приложении III («процедура допущения дорожных транспортных средств, отвечающих техническим требованиям, предусмотренных правилами, приведенными в приложении 2»).

Различаются две процедуры  допущения транспортных средств:

a) в индивидуальном порядке;

b) по типу конструкции (серия дорожных транспортных средств).

На каждое транспортное средство должно быть выдано «свидетельство о  допущении дорожного транспортного  средства», образец которого также  установлен Конвенцией МДП (приложение IV). Свидетельство должно сопровождать транспортное средство при осуществлении  перевозок;

2) перевозки гарантируются  объединениями, признанными согласно  положениям ст. 6, и должны производиться  с применением книжки МДП, соответствующей  образцу, приведенному в приложении 1 к Конвенции МДП.

Страна, участвующая в  Конвенции МДП, может предоставлять  право выдачи книжек МДП некоторым  гарантийным объединениям. При этом не указывается, каким объединениям возможна передача таких прав. Государство  вправе само решать, будет ли это  коммерческая или некоммерческая организация. Требуется лишь, чтобы были установлены  определенные гарантии, которые должно обеспечивать объединение. Существование  гарантийных объединений позволяет  возлагать на них солидарную ответственность  в случае неуплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими перевозку. Пункт 7 ст. 8 устанавливает, что «компетентные  органы должны, по мере возможности, требовать  уплаты этих сумм у лица или лиц, с которых непосредственно причитаются  эти суммы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению». Кроме  того, государство вправе поручить эту деятельность одному из своих  органов. В Российской Федерации  гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных  перевозчиков (АСМАП).

При применении книжки МДП  следует учитывать, что ее положения  не ограничивают и не отменяют положений  национального законодательства. Это  касается и правил применения таможенных режимов, установленных национальным законодательством. Согласно п. 2 ст. 47 Конвенции МДП ее положения «не  препятствуют применению иных национальных или международных положений, регламентирующих перевозки».

Из Постановления кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. следует16:

«Украинская организация  ООО «Катех-Электро» 20 февраля 1999 г. заключила договор № 342 ВП с ООО «Аметист» (г. Калуга) на поставку продукции на консигнацию. В счет исполнения данного контракта автомашиной МАЗ 49-89 КХВ/02713 КХ на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен автопогрузчик модели 40814 с соблюдением процедуры МДП. Из книжки МДП № УХ 25664790 усматривается, что автопогрузчик 12 апреля 1999 г. был доставлен в Калужскую таможню. Данное обстоятельство также подтверждается и свидетельством № А0965403, удостоверяющим доставку товаров под таможенным контролем от 12 апреля 1999 г. Из названного свидетельства Людиновского поста Калужской таможни следует, что перевозка по книжке МДП № УХ 25664790 завершена.

В этот же день согласно CWR № 031559 Калужской таможней было произведено  таможенное оформление автопогрузчика, о чем свидетельствует штамп  № 21 «выпуск разрешен».

Согласно рапорту № 27 младшего инспектора Чувашской таможни  во время проведения оперативно-поискового мероприятия 16 апреля 1999 г. на посту  ГИБДД «Хыркасы» был остановлен автомобиль МАЗ 49-89 КХВ, перевозящий автопогрузчик из города Калуги в город Казань. Инспектору таможни был представлен договор № 68/50-99 от 23 февраля 1999 г. на поставку автопогрузчика марки 40814, заключенный между ООО «Аметист» (г. Калуга) и АО «Сэвилен» (г. Казань). По признакам нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, 16 апреля 1999 г. было заведено дело о нарушении таможенных правил № 17900-159/99».

Суд в Постановлении отметил:

«Согласно статье 15 Таможенной конвенции о международной перевозке  грузов с применением книжки МДП 1975 г. (в дальнейшем - Конвенция МДП) при временном ввозе дорожного  транспортного средства, используемого  для перевозки грузов с соблюдением  процедуры МДП, специального таможенного  документа не требуется. Пунктом 2.2 Временных правил регистрации и  учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся  на территории Российской Федерации  сроком до 6 месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 марта 

1995 г. № 137, установлено,  что регистрация транспортных  средств, следующих в соответствии  с Конвенцией МДП, производится  таможенными органами путем указания  транспортного средства в книжке  МДП.

Таким образом, автомашина МАЗ 49-89 КХВ, осуществившая ввоз автопогрузчика на таможенную территорию Российской Федерации по книжке МДП, была помещена под таможенный режим временного ввоза...

Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном  контроле за осуществлением международных  автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка  их выполнения" установлено, что  перевозки грузов транспортными  средствами, принадлежащими иностранным  перевозчикам, в том числе временно ввезенным ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, запрещаются»17.

Суд признал незаконной перевозку  автопогрузчика украинской организацией ООО «Катех-Электро» на машине, в отношении которой таможенный режим «временного ввоза (вывоза)» завершен.

Таким образом, транспортное средство с грузом может перемещаться в соответствии с международным  режимом (режимом МДП) и национальным режимом одновременно. При этом Конвенция  МДП решает вопрос об их противоречии в пользу национального законодательства.

Следует также учитывать, что Конвенция МДП действует  в совокупности не только с национальным, но и международным законодательством. Примером такой совокупности может  служить решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 г. по делу N А41-К2-21623/0518:

«Из исследованных в судебном заседании документов усматривается, что 18 июня 2005 года автомашина (фирма-перевозчик - ООО «Паритет-98»), следовавшая по книжке МДП ХВ 45675459, CMR 10874 от 17 июня того же года, инвойс № 10874 от 14 июня 2005 года, с товаром «Хвойные лесоматериалы  шлифованные» пересекла таможенную границу России в зоне деятельности Выборгской таможни (таможенный переход  «Торфяновка»). Согласно товаросопроводительным документам на автомашине перемещался товар весом 20292 кг (28 грузовых мест)...

Согласно акту таможенного  досмотра № 10122110/070705/000386 товар был  доставлен с ненарушенными средствами идентификации, количество грузовых мест и вес товара соответствовал указанному в товаросопроводительных документах...

Отдел товарной номенклатуры Московской западной таможни определил (направление № 850 от 7 июля 2005), что  вышеуказанный товар представляет собой «сборные строительные конструкции  из древесины», а также то, что  код товара по ТН ВЭД должен быть иной, чем указан в товаросопроводительных документах, представленных заявителем при прибытии».

Следует учитывать, что право  перевозчика на проверку груза ограничено Конвенцией о договоре международной  дорожной перевозки грузов, заключенной  в г. Женеве 19 мая 1956 г.19. Таким образом, на наш взгляд, считать виновным его нельзя. Этот вывод также следует и из упомянутого решения арбитражного суда: «Суд считает, что реализовать право проверить содержимое грузовых мест перевозчик может только по требованию отправителя (ч. 3 ст. 8 КДПГ)... Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Паритет-98» надлежащим образом выполнило все возложенные на него таможенным законодательством обязанности...»20. Кроме того, обязанности и ответственность перевозчика также ограничены данной Конвенцией.

Информация о работе Международные автомобильные перевозки