Международные автомобильные перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Торговля с древнейших времен являлась одной из первоначальных и основных форм межгосударственных отношений. Однако, как и многие годы назад, она не ограничивается лишь заключением договора купли-продажи. Существует целый ряд вспомогательных по отношению к купле-продаже сделок: кредитно-расчетные операции, перевозка, страхование и др. Так, одним из двигателей международного торгового оборота является транспортный процесс, суть которого заключается в перемещении товара от изготовителя к потребителю. Это неотъемлемый элемент жизнедеятельности всего мирового хозяйства как на национальном, так и на международном уровне. «Объем российского рынка международных автотранспортных услуг превышает в настоящее время 6 млрд. долларов США. Международные автомобильные перевозки - это динамично развивающаяся отрасль экономики, обеспечивающая 4% перевозок внешнеторговых грузов по объему и 25% - по стоимости и приносящая в бюджетную систему страны более 6,3 млрд. руб. налоговых поступлений ежегодно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие международных автомобильных перевозок……………..5
Глава 2. Международно-правовые правила автомобильных перевозок……9
Глава 3. Применение книжки МДП в международных автомобильных перевозках………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы и источников…………………………..27

Работа содержит 1 файл

автоперевозки.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Следующим международно-правовым основанием для выпуска к международному движению согласно п. 1 ст. 41 является наличие  или национального, или международного водительского удостоверения. Кроме  того, в конвенции о дорожном движении предусмотрены требования к форме и содержанию таких удостоверений (приложения 6 и 7) и установлено, что договаривающиеся стороны могут не признавать на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет (п. 3 «б» ст. 41). В ст. 42 установлена процедура лишения водительских удостоверений у тех, кто серьезно нарушил правила дорожного движения.

Одним из международно-правовых документов в области автомобильных сообщений  и перевозок является Конвенция  о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), подписанная в Женеве в 1956 г.

Конвенция 1956 г., руководствуясь соответствующими положениями Конвенции о дорожном движении 1949 г. (согласно ее ст. 4 под  «автомобилем» в данном случае следует  понимать автомобили (т.е. грузовики), автомобили с полуприцепом, прицепы и полуприцепы), применяется ко всякому договору автомобильной перевозки грузов, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных государств (ст. 1). Пункт 3 данной статьи особо оговаривает, что настоящая Конвенция применяется также в том случае, если перевозки, входящие в область ее применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.

Специально предусмотрено, что  при применении данной Конвенции  транспортер (т.е. участвующая в КДПГ сторона) несет ответственность  как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и  всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

       Среди других важных обязанностей транспортера - его ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки. Специально этому вопросу посвящена гл. IV (ст. 17 - 29) КДПГ, которая в целом состоит из восьми глав и 51 статьи. Главным перевозочным документом согласно Конвенции является накладная. Конвенция регламентирует оформление реквизитов накладной международного образца, которая составляется обычно в трех экземплярах (отправителю, получателю, перевозчику).

Об условиях и требованиях по ее содержанию говорится в ст. 4 - 6, 9, 11 и др. Точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест (разметки и номеров), а также внешнее состояние груза и его упаковки являются основной обязанностью автоперевозчика (транспортера) при принятии груза. Одной из особенностей, как видно из анализа этой и других конвенций, является то, что отношения конкретно транспортных организаций и их клиентуры, связанные с международными автоперевозками (грузов, пассажиров и багажа) и многие другие вопросы регулируются как нормами международного частного права, закрепленными в международных договорах (соглашениях), так и в нормах внутринационального транспортного законодательства, к которым при необходимости могут быть применены нормы гражданского, административного и некоторых других отраслей права. Так, комплекс гражданско-правовых вопросов, касающихся материально-имущественных отношений между транспортером и клиентом и регулируемых нормами международного частного права, затронут положениями ст. 31 Конвенции. Относительно претензий и исков сторон п. 1 данной статьи содержит предписание, согласно которому по всем спорам, возникающим по поводу перевозок, истец может обратиться помимо компетентных судов участвующих в Конвенции стран, совместно указанных сторонами, к суду страны, на территории которой находятся: а) обычное местожительство ответчика, его главная контора или отделение, или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки, или б) место принятия груза к перевозке или указанное для сдачи его, и может обратиться лишь к этому суду.

       Открытый характер Конвенции о договоре международной перевозки грузов КДПГ выражается, как видно, в том, что ее положения распространяются на договоры о перевозке грузов автомобильным транспортом, если место назначения и отправления груза находятся в двух государствах, из которых хотя бы одно состоит участником Конвенции.

Другая особенность  заключается в том, что при  перевозке грузов в европейские  и азиатские страны в автомобильную  накладную должна включаться оговорка о подчинении перевозки положениям Конвенции.

Для выполнения автотранспортных сообщений и перевозок между  государствами необходимо урегулирование ряда не только административных и  технических вопросов, связанных, в  частности, с организацией автомобильного движения, определением правил его  осуществления, но и касающихся некоторых других специальных вопросов. В первом случае к числу таких международных договоров (соглашений) можно отнести, к примеру, Конвенцию ряда латиноамериканских стран (Аргентину, Бразилию, Чили, Парагвай и Уругвай - 1966 г.) о международном наземном транспорте. К ней имеется приложение о международном автомобильном сообщении, в котором установлены: а) порядок выдачи разрешения на перевозки, распределение их объемов между сторонами в равных долях, б) соответствие технических характеристик перевозимых средств требованиям внутригосударственного законодательства в этой области, в) порядок осуществления технического надзора и контроля, г) обязанность уплачивать налоги и сборы, установленные в каждом из этих государств, а также д) гарантии на случай причинения ущерба третьим лицам - так называемое страхование ответственности, и др.

Характерно то, что  за последние десятилетия в практике ряда государств других континентов  вышеотмеченные вопросы также явились  предметом двусторонних договоров (соглашений) в области международных автотранспортных сообщений и перевозок, которым свойственна однотипная структура (общие положения, пассажирское сообщение, грузовые положения). Обычно общие положения содержат указания о предмете договора (соглашения), определение основных используемых терминов и регулируют определенный круг вопросов (о документах водителей и обслуживающего персонала; условия снабжения автотранспортных средств горючим и запасными частями; порядок таможенного досмотра; запрещение для иностранных автоперевозчиков осуществлять внутренние перевозки и др.). Отдельно может предусматриваться взаимное освобождение от налогов и сборов, связанных с осуществлением международных автотранспортных сообщений и перевозок. В этих договорах (соглашениях) могут содержаться и указания о страховании иностранным автоперевозчиком гражданско-правовой ответственности (на случай причинения вреда или ущерба).

Подавляющее большинство  договоров (соглашений) о современных  международных автотранспортных сообщениях и перевозках особо отмечают, что их осуществление должно соответствовать требованиям внутринационального законодательства государств-участников (если в них не предусмотрен иной порядок).

Автоперевозки пассажиров обычно делятся на регулярные (осуществляемые по установленным маршрутам согласно опубликованным расписаниям и тарифам) и на нерегулярные, как правило, туристические.

При международных автоперевозках грузов необходима выдача разрешения (лицензии) другой стороны, порядок  которых может быть определен  не только положениями самого договора (соглашения), но и внутренним законодательством государства-участника. Наряду с этим могут быть определены и некоторые другие условия международного грузового сообщения, например требования к автотранспортным средствам и транспортной документации, порядок провоза грузов в обратном направлении и другие вопросы.

       Во втором случае к такого рода международно-правовым документам в области автомобильных сообщений и перевозок можно отнести Европейскую конвенцию о международных последствиях лишения прав управления автомототранспортными средствами, подписанную в Брюсселе в 1976 г. и вступившую в юридическую силу в 1983 г.

       Другой важный международно-правовой акт, регламентирующий международные автомобильные перевозки и сообщения, - это Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Это Соглашение и протокол о подписании были приняты в Женеве в 1957 г., а вступило оно в силу в 1968 г.

       Одно из международно-правовых значений ДОПОГ заключается в том, что оно как бы заложило основы современной транспортной безопасности, распространяющейся, разумеется, и на международные автомобильные перевозки и сообщения пассажиров и грузов. В настоящее время для осуществления эффективной внешнеторговой деятельности, особенно для новых суверенных государств, важное значение имеет международно-правовое обеспечение надлежащего уровня транспортной безопасности, а также необходимость соблюдения международных соглашений о перевозке или транспортировке и условий, которые могут быть установлены заинтересованными государствами.

Как определено Европейским  соглашением, когда речь идет о перевозке  опасных и особо опасных грузов, то понятие и значение грузов сводится к определенной части, группе всех видов  грузов, выделенных в самостоятельную группу опасных и особо опасных грузов.

Однако существует и  ряд проблем, имеющих общее значение и характер для всех постсоветских  государств, например неконкурентоспособность  отечественных автотранспортных средств  по перевозкам, что может привести, в частности, к уходу с рынка международных автоперевозок и серьезным потерям валютных источников, поскольку может быть утеряна не только выручка (для бюджета), но необходимы будут огромные валютные средства за оплату внешнеторговых операций иностранным партнерам по перевозке экспортно-импортных грузов.

       Таким образом, одним из условий эффективного функционирования автотранспортных систем всех без исключения новых суверенных государств, скорее всего, является сохранение сложившейся договорной системы двусторонних соглашений в области международных автотранспортных перевозок и сообщений с постепенным изменением и совершенствованием существующих законодательно-правовых основ, в том числе касающихся вопросов налогообложения и таможенных пошлин в направлении либерализации внешнеэкономических отношений, согласующихся с принципами Всемирной торговой организации.

 

3. Применение  книжки МДП в международных  автомобильных перевозках

 

       «Современный этап развития внешнеэкономических связей характеризуется тенденцией к либерализации торговых отношений. Однако здесь возникает ряд вопросов, связанных с тем, что, открывая свои границы даже для относительно свободного перемещения товаров и услуг, государство может утратить способность обеспечивать свою экономическую безопасность» .

       Важным инструментом в решении проблем, возникающих на современном этапе, являются международные источники права. «Интернационализация таможенных отношений выражается в заключении союзов и многосторонних соглашений, выработке единых тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, в создании общей системы безопасности и международных организаций, устанавливающих правила, нормы, процедуры регулирования внешнеэкономической деятельности».

Для развития международных отношений большое значение имеет открытость для них внутреннего законодательства, в частности Основного закона.

       Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

       Таким образом, общепринятые нормы и принципы международного права и международные договоры, участниками которых является Россия, подлежат непосредственному применению.

       Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) должна применяться всеми физическими и юридическими лицами как часть российского законодательства (Россия является ее участником с 8 декабря 1982 г., по правопреемству СССР) АСМАП, «Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)». М., 1993..

Следует также указать, что Таможенный кодекс РФ учитывает  специфику процедуры МДП. В частности, при международном таможенном транзите книжка МДП заменяет грузовую таможенную декларацию.

Что касается коллизий Конвенции  МДП и национального законодательства, то этот вопрос должен решаться с учетом положений Конституции РФ, Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и самой Конвенции МДП.

       Процедура перевозки грузов с применением книжки МДП призвана упростить перемещение товаров через границы других государств. Однако ее применение налагает ряд обязанностей на перевозчика. Условия, при которых применяется процедура МДП, указаны в ст. 3 Конвенции МДП. Данная статья устанавливает следующие требования:

1) перевозки должны производиться в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, предварительно допущенных к перевозке, с соблюдением условий, указанных в гл. III «а»; либо в других дорожных транспортных средствах, других составах транспортных средств или других контейнерах при соблюдении условий, указанных в гл. III «в».

Приложение II Конвенции  МДП устанавливает «правила, касающиеся технических условий, применимых к  дорожным транспортным средствам, которые  могут допускаться к международным перевозкам под таможенными печатями и пломбами». Грузовое отделение транспортного средства должно быть сконструировано так, чтобы:

а) грузы не могли извлекаться из опечатанной части транспортного средства или загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;

б) таможенные печати и пломбы могли налагаться простым и надежным способом;

в) в них не было никаких потайных мест для сокрытия грузов;

 

г) чтобы все места, в которые могут помещаться грузы, были легко доступны для таможенного досмотра.

Различаются две процедуры  допущения транспортных средств:

а) индивидуальном порядке;

б) по типу конструкции (серия дорожных транспортных средств).

На каждое транспортное средство должно быть выдано «свидетельство о допущении дорожного транспортного средства», образец которого также установлен Конвенцией МДП (приложение IV). Свидетельство должно сопровождать транспортное средство при осуществлении перевозок;

2) перевозки гарантируются  объединениями, признанными согласно положениям ст. 6, и должны производиться с применением книжки МДП, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к Конвенции МДП.

       Страна, участвующая в Конвенции МДП, может предоставлять право выдачи книжек МДП некоторым гарантийным объединениям. При этом не указывается, каким объединениям возможна передача таких прав. Государство вправе само решать, будет ли это коммерческая или некоммерческая организация. Требуется лишь, чтобы были установлены определенные гарантии, которые должно обеспечивать объединение. Существование гарантийных объединений позволяет возлагать на них солидарную ответственность в случае неуплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими перевозку. Пункт 7 ст. 8 устанавливает, что «компетентные органы должны, по мере возможности, требовать уплаты этих сумм у лица или лиц, с которых непосредственно причитаются эти суммы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению». Кроме того, государство вправе поручить эту деятельность одному из своих органов. В Российской Федерации гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Информация о работе Международные автомобильные перевозки