Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена, в первую очередь ее общественной значимостью, поскольку на сегодняшний день эта проблема остается столь же сложной и противоречивой, как и ранее. В настоящее время имеется ряд острых социальных проблем. Поэтому именно в современных условиях, когда провозглашены свобода и юридическое равенство членов гражданского общества, вопросы права социального обеспечения приобретают особую значимость, актуализируется его приведение в соответствие с международными стандартами.
Целью исследования является комплексный анализ международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение и проблем реализации данного права в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Значение международного законодательства для социального обеспечения в России……………………………………………………………..6
1.1 Значение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах для социального обеспечения в России…………………...6
1.2 Значение Всеобщей декларации прав человека и конвенций МОТ в нормативном регулировании социального обеспечения в России………….....8
Глава 2. Проблемы взаимодействия российской правовой системы и международного права в сфере социального обеспечения…………………...18
2.1 Проблема реализации международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение в России…………………………….18
2.2 Проблема реализации права российских граждан на социальное обеспечение………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Международно-правовые акты, связанные с правом граждан  на материальное обеспечение по старости, инвалидности и потере кормильца  в основном могут быть разделены  на несколько групп. В первую группу входят международно-правовые акты универсального характера. К таким актам относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г) и так далее. Во вторую группу входят международно-правовые акты регионального характера. К таким актам относятся Европейская социальная хартия (1961 г), Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 г), Европейский кодекс социального обеспечения (1990 г) и другие.

К третьей же группе можно отнести международно-правовые акты вспомогательного характера. К таким актам в особенности могут быть отнесены конвенции и рекомендации МОТ, выступающей как специализированное учреждение ООН.

Все три группы международных документов регулируют основные права граждан в области  социального обеспечения, в том числе и в области материального обеспечения граждан по старости, инвалидности и потере кормильца. Сущность материального обеспечения по старости, инвалидности и потере кормильца, а также по болезни, воспитанию детей и в других случаях, определенных международными документами, выражается в том, что гражданам, по объективным причинам, полностью или частично потерявшим способность работать и получать доход в результате своего труда, государство должно гарантировать выплаты достаточного количества средств, в том числе и помогать семье в связи с рождением ребенка и его воспитанием13.

Совет Европы в сотрудничестве с МОТ, на основе 102-й Конвенции  МОТ «О минимальных нормах социального  обеспечения» (1952 г) подготовил в 1964 году Европейский кодекс социального обеспечения. Этот кодекс, вместе с протоколами к нему, определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны представлять не только в связи с болезнью, безработицей, трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, материнством, но и в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца, содержанием детей. Но в нем не установлен уровень социального обеспечения выше минимального уровня, предусмотренного Конвенцией №102 МОТ. В кодексе, помимо общих положений (об используемых терминах), раскрывается содержание всех традиционных звеньев социального обеспечения, в том числе пособий (здесь термин пособие употребляется в смысле пенсии) по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). В кодексе также содержатся стандарты по начислению периодических выплат, а также стандарты процедур надзора и контроля. В таблице №1 указаны размеры выплат типичным получателям пособий. В этой таблице размеры выплат даны в процентах к прежнему заработку либо (при определенных условиях) к заработку квалифицированного рабочего мужского пола, занятого ручным трудом, либо к заработку обычного взрослого работника мужского пола. Государство может выбрать в каждом случае соответствующий заработок по своему усмотрению.

 

2.2 Проблема реализации права российских граждан на социальное обеспечение

 

В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального  государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права  социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере. Так, статья 38 Конституции Российской Федерации декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации  финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию14.

Федеральные законы и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации  к числу ее предметов ведения  и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти Российской Федерации, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты15.

В настоящее  время существует следующая проблема. Поскольку пенсионные выплаты застрахованным, а в случае их смерти членам их семьи, - это возврат «отложенной» заработной платы, недополученной работником в период его трудовой деятельности, необходимо внесение изменений в пенсионное законодательство, предусматривающее исчисление трудовых пенсий на основе среднего заработка, а не на основе пенсионного капитала».

 

Законодательством предусмотрены  следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. В соответствии с п.1 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Анализ судебной практики свидетельствует  о том, что суды первой инстанции  при рассмотрении дел данной категории  правильно руководствуются нормами  материального права, регулирующими  спорные правоотношения, а также  учитывают Постановления и Определения Конституционного Суда РФ. Так, решением  Минераловодского городского суда от 03 февраля 2010 года частично удовлетворены исковые требования С. К ГУ УПФ РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району СК. Суд признал незаконным решение о прекращении выплаты пенсии и образовании переплаты, признал право С. На досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ, возложил на ответчика обязанность возобновить С. Начисление и выплату пенсии с момента ее прекращения, т.е. с 1 августа 2008г, с учетом всех индексаций, взыскал с ответчика денежные средства в размере 2000 рублей и государственную пошлину в размере 500 руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании морального вреда отказано. Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что характер выполняемых истицей работ  и ее право на назначение льготной пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности на Грозненском машиностроительном заводе «Красный Молот», подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами16.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года  Верховный Суд РФ указал, что согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы17.

Учитывая, что  средства пенсионного фонда формируются  несколькими поколениями и в  течение длительного периода, предлагается вернуться к ранее действовавшему правилу, предусматривавшему дифференциацию размера пенсии в зависимости от продолжительности страхового стажа.

В настоящее  время одной из проблем является то, что действующая в России пенсионная система является индивидуально-накопительной, что не соответствует правовой природе  обязательного пенсионного страхования, которое выполняет функцию коллективной самозащиты, при наступлении страховых случаев на основе солидарности застрахованных разных поколений. В связи с этим предлагается отказаться от принудительно характера пенсионных накоплений, придав им добровольный характер, и исключить их из системы обязательного социального (пенсионного) страхования. Это необходимо сделать немедленно, поскольку отвлекаемые государством средства на накопления, с одной стороны, существенно ограничивают возможности, для увеличения размеров текущих выплат, а с другой – будущим пенсионерам не гарантирована их защита от инфляции, что убедительно доказал кризис 2008 года.

Трудовым кодексом РФ предусмотрены  различные гарантии и компенсации. Так, работник в период наступления  временной нетрудоспособности может рассчитывать на пособие, которое выплачивается в соответствии с федеральным законом (ст. 183 Трудового кодекса РФ). Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты также устанавливаются законодательно.

Листок нетрудоспособности должен быть оформлен в соответствии с предусмотренными правилами. Никакие другие документы недействительны. Листки нетрудоспособности вправе выдавать только лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензию на экспертизу временной нетрудоспособности. Пособия, которые выданы на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности, ФСС России не оплачивает.

Дело в том, что в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах  обязательного социального страхования" сказано: ФСС России вправе не принимать к зачету затраты на соцобеспечение работников, произведенные с нарушением законодательства. Данная норма есть и в абзаце третьем пункта 18 Положения о Фонде социального страхования РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101). Там речь идет о том, что невозможно зачесть пособия, которые выплачены на основании неправильно оформленных листков временной нетрудоспособности. К такому же выводу пришел и Верховный Суд РФ в решении от 16 марта 2005 г. N ГКПИ2005-48.

Положение об особенностях порядка  исчисления пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному  социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375 (далее – Положение). После сложных родов предоставляется 86 календарных дней. А работнице, которая родила двоих и более детей, оплачивают 110 календарных дней после родов18.

Лица, чей страховой стаж составляет менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам получают в размере, который не превышает за полный месяц МРОТ, установленный федеральным законом. А в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ с учетом этих коэффициентов. Об этом сказано в пункте 20 Положения. На сегодняшний день размер "минималки" составляет 2300 руб. (Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). В Положении не уточнено, на какой момент считать страховой стаж. Однако этот пробел еще раньше был восполнен ФСС России в письме от 14 февраля 2007 г. N 02-13/07-721. Здесь сказано, что указанная норма применяется к лицам, которые на момент наступления страхового случая имели продолжительность страхового стажа менее 6 месяцев19.

Категория дел рассматриваемых в отношении материнского капитала не относится к  спорам о назначении, перерасчете трудовых пенсий. Между тем ответчиками по данным искам являются учреждения Пенсионного фонда РФ и у судов возникают вопросы при их рассмотрении. В связи с этим, необходимо дать краткий анализ практики их рассмотрения. Так А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району об оспаривании отказа в выдаче государственного сертификата на получение материнского капитала. В обоснование заявленных требований указала, что 3 апреля 2007 года у неё родился ребенок, который умер через шесть дней после рождения. Ей выдали справки о рождении и смерти ребенка. 20 июля 2008 года у неё родился еще один ребенок. В связи с тем, что она имеет право на получение материнского капитала, она обратилась в Пенсионный фонд, который впоследствии отказал ей в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку на умершего первенца у неё нет свидетельства о рождении ребенка. Считала отказ не законным и нарушающим ее права. Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 января 2010 года исковые требования А. удовлетворены. Разрешая спор, суд сослался на положения п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года за N 873, согласно которому заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Информация о работе Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение