Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена, в первую очередь ее общественной значимостью, поскольку на сегодняшний день эта проблема остается столь же сложной и противоречивой, как и ранее. В настоящее время имеется ряд острых социальных проблем. Поэтому именно в современных условиях, когда провозглашены свобода и юридическое равенство членов гражданского общества, вопросы права социального обеспечения приобретают особую значимость, актуализируется его приведение в соответствие с международными стандартами.
Целью исследования является комплексный анализ международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение и проблем реализации данного права в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Значение международного законодательства для социального обеспечения в России……………………………………………………………..6
1.1 Значение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах для социального обеспечения в России…………………...6
1.2 Значение Всеобщей декларации прав человека и конвенций МОТ в нормативном регулировании социального обеспечения в России………….....8
Глава 2. Проблемы взаимодействия российской правовой системы и международного права в сфере социального обеспечения…………………...18
2.1 Проблема реализации международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение в России…………………………….18
2.2 Проблема реализации права российских граждан на социальное обеспечение………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Значение конвенций  и рекомендаций МОТ в правовом регулировании социального обеспечения  в международном и внутригосударственном масштабе можно оценивать с различных сторон. Во-первых, в них содержатся социальные стандарты, уровню которых должны в идеале соответствовать законодательства всех стран. Во-вторых, конвенции и рекомендации МОТ способствуют унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении.

Решения конференции  МОТ по различным трудовым и социальным вопросам выступают в форме конвенций  и рекомендаций. Конвенции по своей  правовой природе являются, по мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров4, и после ратификации государством становятся обязательными для исполнения.

Конвенция – международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу. Пакты и конвенции вступают в силу не после их принятия и подписания, а лишь после ратификации (утверждения) оговоренным количеством государств. Государства,  участники пактов и конвенций, берут на себя содержащиеся в этих международных документах обязательства и должны их строго выполнять. Для наблюдения за реализацией соответствующих договоров   и соглашений в рамках соответствующих международных организаций создаются, как правило,  соответствующие комитеты или комиссии.  Комитеты и комиссии обычно создаются в соответствии с протоколами, являющимися приложениями к пактам и конвенциям, или согласно положениям самого пакта или конвенции. К открытым конвенциям и пактам могут присоединиться государства, не участвовавшие в их подготовке и принятии. Государства могут отказаться от своих обязательств и выйти из данного международного договора, то есть денонсировать (уведомить о выходе) его. В частности,   Международные пакты и протоколы к ним имеют обязательную юридическую силу для ратифицировавших их государств, то есть предполагается, что признаваемые этими государствами права, закрепленные в ратифицированных пактах, являются для них законом5.

Рекомендации  конкретизируют содержание конвенций  или носят самостоятельный характер, но содержащиеся в них нормы могут  использоваться в национальном законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями.

Все конвенции  и рекомендации МОТ о социальном обеспечении можно условно разделить  на две группы. Первую группу составляют акты универсального значения. Прежде всего, следует назвать Конвенцию N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952). Этот документ содержит основополагающие нормы о видах, размерах и условиях предоставления социального обеспечения. В Конвенции перечисляются все виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С учетом разнообразия условий в различных странах Конвенция предполагает установление минимального уровня обеспечения во всех перечисленных случаях, определяет круг лиц, подлежащих обеспечению, и минимальные размеры выплат для различных субъектов.

Конвенция N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962) имеет большое значение для достижения такого уровня социального обеспечения, который мог бы обеспечить реальные жизненные потребности людей. Она содержит обязательства государств предоставить независимым производителям и наемным работникам условия для повышения своего жизненного уровня, а также поддерживать установленный путем официальных обследований прожиточный минимум. Данное положение является актуальным в настоящее время, тем более что в Конституции РФ аналогичной нормы не содержится (несмотря на то, что п. 2 ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. устанавливает, что пенсии, пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума)6.

Сохраняет свое значение до настоящего времени и  Рекомендация N 67 "Об обеспечении  дохода" (1994). В ней речь идет об уменьшении нуждаемости людей путем  восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности или по другим причинам. Обеспечение дохода должно осуществляться на основе обязательного социального страхования, а для категорий, не охваченных социальным страхованием, - на основе социальной помощи. Рекомендация перечисляет и характеризует все случаи, в которых человек должен получать материальное обеспечение от государства, определяет условия и приблизительные размеры обеспечения. Очевидно, что данные положения актуальны в условиях перехода России к рыночной экономике и могут оказать помощь в разработке законов, иных нормативных правовых актов7.

Статья 4 Конвенции № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1964 г.) содержит следующие положения:

  • В отношении пособий, равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании. Однако оно может быть обусловлено проживанием, в отношении пособий какой-либо определенной отрасли социального обеспечения, для граждан любого Члена Организации, законодательство которого обусловливает выплату пособий той же отрасли социального обеспечения проживанием на его территории.
  • Выдача пособий, перечисленных в подпункте 6 а статьи 2 – за исключением медицинской помощи, пособий по болезни, пособий в случае телесного повреждения на производстве и профессионального заболевания и семейных пособий, может быть подчинена условию проживания на территории того Члена Организации, в соответствии с законодательством которого причитаются данные пособия, и требованию, чтобы получатель или, в отношении выплаты пособия по случаю потери кормильца, сам кормилец проживал там в течение определенного срока, который, в зависимости от случая, не должен превышать: a)  шести месяцев непосредственно перед подачей заявления о назначении пособия в отношении пособия по беременности и родам и пособия по безработице; b)  пяти непрерывных лет, непосредственно предшествующих заявлению о назначении пособия по инвалидности или непосредственно предшествующих смерти – в отношении пособия по случаю потери кормильца; c) десяти лет после достижения 18-летнего возраста, причем этот период может включать пять непрерывных лет, непосредственно предшествующих подаче заявления,– в отношении пособия по старости.
  • Особые положения могут предусматриваться в отношении пособий по переходным режимам.
  • Меры, необходимые для избежания дублирования в выплате пособий, устанавливаются в случае необходимости посредством особых соглашений между соответствующими Членами Организации8.

Вторую группу документов МОТ составляют конвенции  и рекомендации, касающиеся отдельных  субъектов и видов социального обеспечения. Конвенция N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967) регулирует условия предоставления пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, а также размер их в процентном соотношении к заработку. Положения о предоставлении медицинской помощи и об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности содержатся в Конвенции N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969). Нормы об обеспечении пособиями в случаях трудовых увечий, профессиональных заболеваний, а также безработицы включают в себя Конвенция N 121 "О пособиях в случае производственного травматизма" (1964) и Конвенция N 44 "О пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам" (1934).

Проблемам обеспечения трудовых прав и социальной защиты пожилых людей посвящена Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" (1980). Особое значение придается положению безработных из числа пожилых трудящихся, в интересах которых рекомендуется предоставлять им пособие по безработице до назначения пенсии, а выход на пенсию осуществлять, по возможности, с использованием гибкого пенсионного возраста и с предоставлением досрочной пенсии.

Следует назвать  также Конвенцию N 103 "Об охране материнства" (1952), в которой содержатся положения о защите прав женщин-матерей и об обязанности государства предоставить им гарантии в виде отпуска на период беременности и родов, послеродового отпуска и денежного пособия, рекомендуемый размер которого – не менее двух третей предшествующего заработка женщины. Специальный характер имеет Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983), которая затрагивает очень важный аспект в осуществлении инвалидами права на социальную и профессиональную реабилитацию, содержит гарантии занятости инвалидов.

Проблемой в  настоящее время является то, что  две последние конвенции – единственные из 43 конвенций МОТ, действующих в России, касающиеся вопросов социального обеспечения. Особое место среди документов МОТ занимает Рекомендация N 167 "Об установлении международной системы прав в области социального обеспечения" (1983). Ее цель – содействие заключению двух- и многосторонних соглашений о социальном обеспечении между государствами-членами МОТ на принципах равноправия в предоставлении социального обеспечения, сохранения или восстановления прав на социальное обеспечение, координации в правовом регулировании данных вопросов национальными законодательствами9.

Учитывая все  вышеизложенное, можно сформулировать краткие выводы по теоретическому исследованию, проведенному в первой главе курсовой работы.

Существенные  трудности в приведении действующего законодательства в соответствие с  международными стандартами создает  тот факт, что Россией не ратифицирована ни одна из конвенций, содержащих универсальные положения о гарантиях социального обеспечения. Однако п. 4 ст. 15 Конституции РФ прямо предусматривает действие на территории России общепризнанных принципов и норм международного права. Отсутствие акта признания конкретных норм не делает невозможным их включение в федеральные законы или конституции, уставы, другие законы субъектов РФ.

Таким образом, конвенции и рекомендации МОТ  являются важным и перспективным  источником российского права социального обеспечения. При этом Российской Федерацией до сих пор не ратифицирован ряд важнейших документов в рассматриваемой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы взаимодействия российской правовой системы  и международного права в сфере  социального обеспечения

2.1 Проблема реализации  международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение в России

 

Со вступлением  в 1996 году России в Совет Европы и  до настоящего времени остается актуальным вопрос о реформировании российского  законодательства и правоприменительной  практики в соответствии с европейскими стандартами. Понятие «европейские стандарты прав человека» - комплексное, интегрирующее в своем содержании различные аспекты: личностный, политический и социально-экономический10.

В настоящее время серьезной  проблемой является то, что Европейская Социальная Хартия от 18 октября 1961 г. (пересмотрена 3 мая 1996 г.) была подписана Российской Федерацией 14 сентября 2000 г., но до настоящего момента не ратифицирована. Таким образом, Социальная Хартия имеет статус не вступившего в силу международного договора РФ и не может быть предметом конституционного нормоконтроля. Одновременно, факт её подписания означает, что Российская Федерация не должна предпринимать действий, идущих вразрез с положениями Социальной Хартии.

Ученые отмечают, что Европейская Социальная Хартия соответствует критериям конституционности, выделяемым в науке конституционного права РФ применительно к не вступившим в силу международным договорам, а также правовым позициям Конституционного Суда РФ, в которых дана характеристика России как социального государства11.

Конституционность положений  Европейской Социальной Хартии подтверждается и тем, что Конституционный Суд  РФ в мотивировочной части двух решений, ссылается на ее нормы, обосновывая правовые позиции по вопросам конституционности действующего законодательства.

Проблема ратификация Европейской Социальной Хартии должна быть решена в максимально возможные короткие сроки. Данный шаг Российского государства позволит максимально расширить правовое поле для социальных притязаний граждан, установить более четкие ориентиры социальной политики с учетом требований европейских социальных стандартов, поднять на качественно новый уровень стратегию экономического развития России как государства, призванного обеспечить право каждого на достойную жизнь и свободное развитие12.

Ратификация Европейской  Социальной Хартии позволит расширить  каталог социальных прав, подлежащих конституционно-правовой защите. В  Конституции РФ в достаточной  мере нашли отражение все основные положения Европейской Социальной Хартии, принятой 18 октября 1961 года, и дополнительных протоколов к ней. Речь идет о праве на труд и его справедливые условия (ст.1, 2, 3, 4 Хартии и ст.37 Конституции РФ); праве граждан на объединение (ст.5, 9 Хартии и ст. 30 Конституции РФ); защите материнства и детства (ст. 9 Хартии и ст.43 Конституции РФ); праве на образование (ст. 10 Хартии и ст. 43 Конституции РФ, включая право на профессиональное объединение); праве на охрану здоровья (ст. 11 Хартии и ст. 41 Конституции РФ); социальном обеспечении (ст. 12 Хартии и ст. 7 Конституции РФ); о правах иностранцев (ст. 19 Хартии и ст. 62 Конституции РФ); праве пожилых людей на социальную защиту (ст. 23 Хартии и ст. 39 Конституции РФ) и о праве на жилище (ст. 31 Хартии и ст. 40 Конституции РФ); Конституция РФ и действующее российское законодательство могут быть дополнены конкретными нормами новой редакции Европейской Социальной Хартии, включая право на защиту от бедности и социального отторжения (ч. 1 п. 30), на информацию и консультации на предприятии (ст. 21 Хартии), право участвовать в определении и улучшении условий труда в производственной среде (ст. 22 Хартии), более развернутую редакцию права граждан на социальную защиту людей (ст. 23 Хартии - права пожилых людей, создание социальных служб и т.д.), а также законодательным закреплением идей социальной солидарности, являющихся основой социальной стабильности и цивилизованного экономического развития.

 Вместе с тем каталог социальных прав, составленный на базе Конституции РФ и Европейской Социальной Хартии не будет исчерпывающим. Основной Закон страны (ст. 17 ч. 1 и ст. 55 ч. 1) предполагает конституционную защиту максимально широкого круга прав и свобод человека и гражданина.

В целях совершенствования  законодательства, регулирующего обеспечение социальных прав граждан, необходимо принять социальный кодекс или кодекс социального обеспечения – базовый кодифицированный нормативный акт, закрепляющий основы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения, систематизирующий и упорядочивающий существующие льготы.

Информация о работе Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение