Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:49, научная работа
Еще в древние времена применение пыток было лучшим средством наказания, устрашения и получения необходимых признаний. В свое время широкое применение это нашло в юрисдикции Древнего Рима. В средние века применение пыток было неразрывно связано с розыскной формой уголовного процесса и феноменом Инквизиции. В XX веке пытки вошли в широкое употребление с возникновением и упрочением тоталитарных, диктаторских и прочих репрессивных режимов.
Законодательство РК в отношении пыток и жестокого и бесчеловечного или унижающего обращения и наказания
Согласно статье 17 Конституции Республики Казахстан никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Достоинство человека неприкосновенно.
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан предусматривает, что лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применимы не иначе, как на основании закона.
В Уголовный кодекс включена статья 347-1, предусматривающая уголовную ответственность за пытки. В статью 116 Уголовного процессуального кодекса внесены дополнения, согласно которым к числу фактических данных, не допустимых в качестве доказательств, отнесены данные, полученные с применением пытки (подпункт d) пункта 9 Заключений и рекомендаций Комитета против пыток).
По вопросу исключения показаний, полученных в результате пыток и других видов принуждения, в пункте 24 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах оценки доказательств по уголовным делам» судам рекомендовано принимать все меры по проверке заявлений сторон о применении незаконных методов следствия (дознания) при собирании и закреплении доказательств. При подтверждении применения незаконных методов следствия (дознания), суды должны признавать полученные при этом доказательства недопустимыми.
Согласно пункту 9 Общевоинского устава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года в соответствии с Конституцией Республики Казахстан военнослужащий, как гражданин Республики Казахстан, независимо от своего служебного положения, имеет право на неприкосновенность личного достоинства. Лица, совершившие по отношению к военнослужащему насилие, пытки, жестокое или унижающее человеческую честь и достоинство обращение или наказание, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Как показывает практика, недозволенные методы следствия применяются обычно к лицам, содержавшимся под стражей. В целях исключения необоснованных арестов и необоснованного продления сроков арестов в Республике право санкционирования ареста передано судам.
Подробно вопросы санкционирования ареста урегулированы Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения меры пресечения в виде ареста».
По представленным статистическим данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за 2005 год по ст. 347-1 УК осуждено 2 лица, а в 2006 году - осуждено 7 лиц.
Всего за 2006 год судами Республики Казахстан рассмотрено 47 уголовных дел в отношении 67 сотрудников органов уголовного преследования по фактам нарушения конституционных прав и свобод граждан, из них с вынесением обвинительного приговора рассмотрено 45 дел в отношении 63 лиц. При этом, по фактам нарушения конституционных прав свобод граждан в ходе предварительного расследования и дознания, в том числе, применения пыток и других недозволенных методов ведения следствия, с вынесением приговора рассмотрено 8 уголовных дел в отношении 15 лиц.
С января 2004 года в ведении Министерства юстиции переданы все следственные изоляторы, которые находились в ведении Министерства внутренних дел. Несмотря на то, что в настоящее время представители общественных организаций не имеют законных оснований для посещения мест лишения свободы с целью публичного мониторинга, государственные власти положительно относятся к возможности посещения представителями общественных организаций мест содержания под стражей. Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам органов юстиции» от 29 декабря 2004 года внесены изменения и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. Данным законом предусмотрен общественный контроль над соблюдением законных прав и свобод граждан, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
Для осуществления общественного контроля действуют областные общественные наблюдательные комиссии, которым предоставлено право:
в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии беспрепятственно посещать исправительные учреждения и следственные изоляторы, в порядке, установленном уполномоченным органом уголовно-исполнительной системы;
беседовать с осужденными при наличии согласия указанных лиц, а также принимать обращения и жалобы по вопросам нарушения их прав и законных интересов;
обращаться с заявлениями к администрации исправительного учреждения и следственного изолятора и (или) органам прокуратуры по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Согласно статье 21 Уголовно-исполнительного кодекса непосредственно представители средств массовой информации и иные лица, в том числе независимые международные и национальные органы, имеют право посещать учреждения с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Таким образом, на законодательном уровне заложены основы для реализации нормы указанного Протокола о создании независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток.
Казахстаном в 2007 году подписано Заявление о признании компетенции Комитета против пыток, предусмотренной статьями 21 и 22 Конвенции против и пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
Заключение
За последнее десятилетие в рамках совершенствования уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан реализован ряд программ, преемственность между которыми позволила поэтапно решить ряд приоритетных вопросов и достичь определенных положительных результатов.
Так, значительно расширены права осужденных, стала более эффективной социальная и правовая их защищенность, законодательно закреплена прогрессивная система отбывания наказаний, укрепляется материально-техническая база исправительных учреждений и следственных изоляторов, снижена плотность тюремного населения.
Использованная литература:
1. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 года / Права человека. Сборник международных договоров. Том I (часть первая). Универсальные договоры. – Организация Объединенных наций. – Нью-Йорк и Женева, 1994. – С. 333.
2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года / Международная защита прав человека. Сборник документов. - М., 1999. – С. 121.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. / Международная защита прав человека. Сборник документов. - М., 1999. – С. 132.
4. Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания, принятого ГА ООН 18 декабря 2002 г. / Международная защита прав человека. Сборник документов. - М., 1999. – С. 132.
5. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К. А. Бекяшев. - М., 2004. – 462 с.
6. Ерджанов Т.К. Международное публичное право: Учебник. – Алматы, 2006. – С. 492.
2