Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:49, научная работа
Еще в древние времена применение пыток было лучшим средством наказания, устрашения и получения необходимых признаний. В свое время широкое применение это нашло в юрисдикции Древнего Рима. В средние века применение пыток было неразрывно связано с розыскной формой уголовного процесса и феноменом Инквизиции. В XX веке пытки вошли в широкое употребление с возникновением и упрочением тоталитарных, диктаторских и прочих репрессивных режимов.
В 1955 году на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила по обращению с заключенными Они устанавливают основные принципы, однако не дают детального урегулирования. Правило 31 устанавливает абсолютную недопустимость телесных наказаний, наказания путем помещения в неосвещенную камеру, а также всех видов жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинства наказания.
Нормативное закрепление пыток в региональных международно-правовых актах
Принципиальные нормы о запрещении пыток содержатся и в региональных международно-правовых актах. В Европе в послевоенное время они, как известно, разрабатывались и принимались под эгидой Совета Европы. Это: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с протоколами), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. (с протоколами). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, содержание которой основывается на Всеобщей декларации прав человека, в ст. 3 определяет, что «никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию». Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, вступившая в силу в феврале 1989 г., исходит из принципов, изложенных в упомянутой выше Конвенции ООН против пыток 1984 г., но имеет свои особенности. Они связаны с созданием специального внесудебного механизма контроля в области предупреждения пыток в местах заключения в виде Европейского комитета по предупреждению пыток. Все государства-участники Конвенции договариваются о том, что Комитет имеет право периодически посещать места заключения, в том числе тюрьмы, с целью выявления и предотвращения нарушений в этой области. Рекомендации, включаемые Комитетом в свои конфиденциальные доклады (ст. 11 Конвенции устанавливает закрытый характер деятельности Комитета), призваны улучшать условия заключения с тем, чтобы устранить всякую возможность пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. В то же время Конвенция устанавливает (п. 1 ст. 17), что она не может оправдывать ограничения защиты, гарантированной другими международными документами или внутренним законом. Это означает, что «фактически Конвенция является лишь одной из ряда мер, направленных на предупреждение пыток и усиление защиты, предоставляемой лицам, лишенным свободы».
При рассмотрении такого вопроса как определение понятия «пыток», «жестокого, бесчеловечного обращения и наказания» необходимо также затронуть и такой документ, который называется Венская декларация и Программа действий. Венская декларация и Программа действий была принята представителями 171 государства, в том числе и Республикой Казахстан на Всемирной конференции ОБСЕ по правам человека 25 июня 1993 года. Принимая Декларацию и Программу действий, государства-члены ООН торжественно обязались уважать права человека и основные свободы и принимать в индивидуальном и коллективном порядке меры и программы, нацеленные на то, чтобы осуществление прав человека стало реальностью для всех людей. Пункт 5 раздела B («Свобода от пыток») Декларации и Программы действий гласит: «Всемирная конференция по правам человека приветствует ратификацию многими государствами-членами Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и настоятельно призывает к ее скорейшей ратификации всеми другими государствами-членами. Всемирная конференция по правам человека подчеркивает, что одним из самых отвратительных способов попрания человеческого достоинства являются пытки, которые лишают жертв достоинства и подрывают их способность продолжать свою жизнь и деятельность. Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что, согласно международному праву в области прав человека и гуманитарному праву, свобода от пыток является правом, которое должно защищаться в любых обстоятельствах, в том числе в периоды внутренних или международных беспорядков или вооруженных конфликтов. В этой связи Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает все государства немедленно положить конец практике пыток и навсегда искоренить это зло на основе полного осуществления Всеобщей декларации прав человека, а также соответствующих конвенций и, при необходимости, посредством укрепления существующих механизмов. Всемирная конференция по правам человека призывает все государства в полной мере сотрудничать со специальным докладчиком в осуществлении его мандата.
Римский статут Международного уголовного суда 1998 года (статьи 7, 8) запрещают применение пыток, наделяя Международный уголовный суд полномочиями расследовать такие случаи. В случаях, когда пытки, то есть «умышленное причинение сильной боли или страданий, будь то физических или психических, лицу, находящемуся под стражей или под контролем обвиняемого; за исключением боли или страданий, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно» (статья 7) «совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц» они представляют собой «преступление против человечности» (статья 7). «Пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты» (статья 8.2.) представляют собой «военные преступления« (статья 8).
Право на свободу от пыток является абсолютным и распространяется на военное время, что закрепляется Женевскими конвенциями 1949 года. Существует обязанность защищать жизнь, здоровье и безопасность гражданского населения и прочих невоюющих лиц, в том числе военнопленных и сложивших оружие солдат. Пытки таких находящихся под защитой лиц полностью запрещены. Общая статья 3 Женевских конвенций запрещает «посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания», а также «посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение». Использование силы для получения информации запрещено в соответствии со статьей 31 Четвертой Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года (статья 31), которая устанавливает, что «никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности, с целью получения от них или от третьих лиц сведений».
Статья 17 Третьей Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 года устанавливает, что «никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям». Пытки или бесчеловечное обращение с военнопленными являются серьезным нарушением Конвенции (статья 130). Некоторые элементы международного гуманитарного права также становятся частью обычного международного права. Это означает, что все пленные в военное время, независимо от их правового статуса, должны быть защищены определенными минимальными мерами безопасности. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 года (статья 75). Статья 75 («Основные гарантии») Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям, в котором воспроизводятся положения обычного международного права, устанавливает, что «пытки всех видов, будь то физические или психические» в отношении «лиц, находящихся во власти стороны, участвующей в конфликте, и не пользующихся более благоприятным обращением в соответствии с Женевскими конвенциями» «запрещаются и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте независимо от того, совершают ли их представители гражданских или военных органов». «Жестокое обращение и пытки» заложников также запрещены в соответствии в общей статьей 3 Женевских конвенций 1949 года, в которых отражены нормы обычного международного права.
Американская конвенция по правам человека 1978 года (статья 5) устанавливает, что «никто не может подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. Все лица, лишенные свободы, должны иметь право на обращение, обеспечивающее уважение прав человека (статья 5.2). Межамериканская конвенция по предупреждению и наказанию пыток 1985 года, вступившая в силу в феврале 1987 года, устанавливает обязательства государств в отношении пыток и содержит положения, аналогичные положениям Конвенции ООН против пыток.
Положения практических руководств, разработанных для правозащитных организаций и других НПО
Далее, применительно к исследуемой теме, рассмотрим некоторые положения практических руководств ООН, разработанных для правозащитных организаций и других НПО. Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания разработано Офисом Верховного комиссара ООН по правам человека. Оно призвано служить международными принципами оценки действий лиц, применяющих пытки или жестокое обращение, для расследования случаев применения пыток и для передачи отчетов в судебные или другие следственные органы. Методы документирования, содержащиеся в данном руководстве, также могут применяться в других случаях, включая расследование и контроль соблюдения прав человека, оценки необходимости политического убежища, защиты лиц, «признавшихся» в совершении преступлений под пытками, оценки обращения с жертвами пыток и др. К руководству прилагаются принципы эффективного расследования и документирования пыток и жестокого обращения, а также руководство по медицинской оценке пыток и жестокого обращения.
Мониторинг мест лишения свободы: практическое руководство для НПО (Ассоциация по предупреждению пыток и офис ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека) содержит ключевые моменты и вопросы. Данное руководство предназначено помочь неправительственным организациям для разработки и применения программы проверок мест лишения свободы. Среди возможных национальных механизмов посещений таких мест, национальные неправительственные организации могут воспользоваться некоторыми другими преимуществами, самым важным из которых является их независимость от правительственных органов. В руководстве рассматриваются такие вопросы, как получение разрешения на доступ, определение программы посещения, а также методология посещения и последующих действий. В руководстве также приводятся и комментируются международные стандарты, соответствие которым должно проверяться во время посещения, например стандартные требования к обращению с заключенными, средствам защиты или материальным условиям.
Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания - Руководство по предупреждению (Межамериканский институт по правам человека/Ассоциация предупреждения пыток). В данном руководстве приводятся сведения о Факультативном протоколе, подчеркивается необходимость данного новаторского документа в рамках существующих норм и механизмов. Руководство содержит историю принятия Факультативного протокола, от первоначальной концепции и переговорного процесса до окончательного исторического принятия Генеральной ассамблеей ООН. В юридическом комментарии к тексту более детально исследуются значение и предпосылки основных положений. В руководстве также иллюстрируется потенциальное влияние системы регулярного контроля мест заключения, путем описания двух главных органов, осуществляющих руководство данной работой на международном и национальном уровне. В заключении приводятся конкретные действия и отдельные стратегии, предлагаемые для использования в процессах ратификации и имплементации.
Предупреждение Пыток: справочник для персонала ОБСЕ на местах (Офис ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека). Данный справочник служит в качестве основного источника информации для служащих ОБСЕ, которые рассматривают заявления, связанные с пытками и жестоким обращением, а также нуждающимися в доступе к соответствующим международным средствам защиты, стандартам и механизмам. Справочник состоит из трех частей: 1. роль ОБСЕ в борьбе против пыток и жестокого обращения; 2. предупреждение пыток и жестокого обращения: правовая основа и средства защиты; 3. контроль, расследование, отчеты и прочие способы борьбы с пытками и жестоким обращением. Также содержит список организаций и прочих источников. Справочник по отчетам о пытках. Как документировать и реагировать на заявления о применении пыток в международной системе защиты прав человека (Камилла Гиффард). Данный справочник содержит сведения о том, как действовать после получения заявления о пытках или жестоком обращении. В нем объясняется процесс сообщения и доставки жалоб в международные органы и механизмы работы; как следует действовать при документировании заявлений; что вы можете сделать с собранной информацией; как выбрать различные способы защиты, соответствующие вашим целям; каким образом лучше представить информацию, чтобы получить ответ. В Руководстве «Борьба с пытками», разработанным для судей и прокуроров описываются права и обязанности судей и прокуроров по предупреждению и расследованию случаев применения пыток, а также прочих форм унижающего обращения, наказанию лиц, противоправно применяющих пытки, а также предоставлению гарантий возмещения ущерба жертвам пыток. Также в руководстве содержатся практические советы. Руководство по судебной практике рассмотрения случаев применения пыток и жестокого обращения: Статья 3 Европейской конвенции по защите прав человека (Ассоциация предупреждения пыток). В данном руководстве приводится судебная практика по рассмотрению случаев применения пыток и жестокого обращения Европейского суда по правам человека. Руководство представляет интерес для практикующих юристов, правозащитников и студентов. Права человека и тюремные учреждения: Руководство для инструкторов по вопросам подготовки сотрудников тюрем в области прав человека (Организация Объединенных Наций). Данное руководство является составной частью публикации из четырех частей «Права человека в тюрьме» - комплекта обучающих документов по правам человека для должностных лиц, работающих в тюрьмах. Четыре части данной статьи дополняют друг друга и содержат все необходимые данные для обучения должностных лиц программе по правам человека, методы обучения разработаны офисом Верховного комиссара ООН по правам человека. Данное руководство (часть первая) предоставляет полную информацию по источникам, системам и стандартам прав человека, связанную с работой должностных лиц пенитенциарной системы, практические рекомендации, темы для обсуждения, изучение практических примеров и списки документов.
Меры для предупреждения применения пыток
Органы ООН рекомендуют на национальном уровне применение следующих мер для предупреждения применения пыток. Увеличение контроля и проверок действий полицейских, в том числе: обязанности полицейских офицеров информировать подозреваемых о принадлежащих им правах при задержании, например, о праве сохранять молчание, праве на присутствие адвоката на допросе. Неисполнение такой обязанности влечет недействительность признательных показаний, полученных от подозреваемого. Можно установить обязанности полицейских офицеров вести видеозапись допросов с целью подтверждения соответствия стандартным требованиям; уменьшить сроки заключения без права переписки и арестов; обязанности обеспечить присутствие адвоката на допросе, а также присутствие офицера женского пола, в случае если задержанными являются женщины, присутствие родителей или независимого представителя при допросе несовершеннолетнего лица. Также необходимо: предоставить заключенному право позвонить адвокату, связаться со средствами массовой информации, семьей или другими лицами, право на свидания; гарантировать заключенному право на адекватный, эффективный и целенаправленный доступ к справедливому суду; гарантировать заключенному право связаться с официальными органами (уполномоченный по правам человека, правозащитник и т.д.), а также с неправительственными контрольными органами. Необходимо обеспечить: использование гражданско-правовых средств защиты своих прав. Лицо, пострадавшее от пыток или иных форм жестокого обращения со стороны любых правительственных лиц, имеет право на возмещение ущерба и получение компенсации. В некоторых случаях, пострадавшие имеют право предъявить иск против действий своих преследователей, совершенных на территории других государств. Требуется уголовное преследование лиц, применяющих пытки. В действительности очень трудно начать уголовное дело против уполномоченных должностных лиц. Неофициальный кодекс молчания, существующий у коллег, делает затруднительным получение доказательств, достаточных для осуществления успешных действий. Обеспечение запрета пыток правительственными властями на самом высоком уровне означает полную недопустимость пыток. Такие заявления властей должны сопровождаться кампаниями по привлечению внимания общественности к пыткам. В целях координации обмена информацией, Правительства и неправительственные организации могут: создать международный банк данных по лицам, применяющих пытки; провести кампании по объявлению персоной нон-грата лиц, о которых известно, что они применяли пытки, в случае, если такие лица были направлены с дипломатической или образовательной миссией в какое-либо государство.