Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:52, курсовая работа
В Беларуси иностранцы вправе усыновлять белорусских детей. В соответствии со статьей 120 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и в их интересах.
Как правило, усыновление производится в отношении детей-сирот либо детей, оставшихся без родительского попечения (например, в связи с лишением родителей родительских прав, признанием родителей ребенка безвестно отсутствующими и т.п.).
1. Введение
2. Порядок международного усыновления детей, являющихся гражданами Республики Беларусь либо иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь, - кандидатами в усыновители, постоянно проживающими на территории иностранного государства.
3. Порядок международного усыновления детей, являющихся гражданами Республики Беларусь либо иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории Республики Беларусь, - кандидатами в усыновители, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь.
4. Порядок признания действительным в Республике Беларусь международного усыновления в отношении детей, являющихся гражданами Республики Беларусь, проживающих за пределами Республики Беларусь.
5. Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей, являющихся гражданами Республики Беларусь, в отношении которых установлено международное усыновление.
6. Отмена усыновления.
7. Заключение.
8. Литература.
1. представленные документы свидетельствуют, что заявители (заявитель) являются лицами, которые согласно статьям 125 и 153 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье не могут быть усыновителями либо опекунами, попечителями;
2. имеются (получены) письменные доказательства, свидетельствующие, что международное усыновление либо международная опека, попечительство установлены в нарушении законодательства Республики Беларусь и (или) законодательства иностранного государства (на основании недостоверных сведений, заведомо ложному переводу официальных документов и т.д.).
На
основании письменного согласия
органов опеки и попечительства
по последнему месту жительства (нахождения)
ребенка и документов, указанных
в пункте 73 Постановления Совета Министров
Республики Беларусь 31.01.2007 № 122, Национальный
центр усыновления готовит заключение
о признании действительным в Республике
Беларусь международного усыновления
ребенка, являющегося гражданином Республики
Беларусь, произведенного компетентным
органом иностранного государства, установленных
с соблюдением законодательства соответствующих
государств, и после получения письменного
разрешения Министра образования на признание
действительными международного усыновления
ребенка, направляет их в Министерство
иностранных дел для последующей легализации
и передачи компетентному органу государства
проживания заявителя (заявителей) через
соответствующее загранучреждение Республики
Беларусь.
4.
Порядок осуществления
контроля за условиями
жизни и воспитания
детей, являющихся гражданами
Республики Беларусь,
в отношении которых
установлено международное
усыновление
Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, проживающего на территории иностранного государства, в отношении которого установлено международное усыновление, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и государства проживания ребенка, международными договорами Республики Беларусь.
Контроль за условиями жизни и воспитания детей, проживающих на территории Республики Беларусь, в отношении которых установлено международное усыновление, иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь для граждан Республики Беларусь.
В
целях осуществления контроля за
условиями жизни и воспитания
ребенка, проживающего на территории иностранного
государства, в отношении которого
установлено международное
Дети,
являющиеся гражданами Республики Беларусь,
в отношении которых
Загранучреждения
Республики Беларусь осуществляют сбор
данных о детях, являющихся гражданами
Республики Беларусь, в отношении
которых установлено
Национальный центр усыновления осуществляет контроль за предоставлением информации об условиях жизни и воспитания детей, проживающих на территории иностранного государства, гражданами которого являются или на территории которого постоянно проживают усыновители:
-
в отношении усыновленных
Копии
отчетов об условиях жизни и воспитания
детей, в отношении которых
Вопросы
гражданства детей, усыновленных за
пределы Республики Беларусь,
регулируются Законом Республики
Беларусь от 1 августа 2002 года ”О гражданстве
Республики Беларусь“ (Национальный
реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2002 г., № 88, 2/885).
5.
Отмена усыновления
При
нарушении прав и законных интересов
ребенка, установленных
Дело
об отмене усыновления ребенка
Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка.
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту государственной регистрации усыновления, в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей, а при международном усыновлении – также в Национальный центр усыновления.
Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
В соответствии со ст. 130 Кодекса о браке и семье, усыновление может быть признано недействительным в случаях, когда решение об усыновлении было основано на подложных документах или усыновителем являлось лицо, которое не могло быть усыновителем, а также при фиктивности усыновления. При рассмотрении предъявленного иска суд должен руководствоваться интересами ребенка.5
Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка, достигшего десяти лет.
Правом требовать отмены усыновления ребенка обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший четырнадцати лет, орган опеки и попечительства, прокурор, а по делам о международном усыновлении – также Национальный центр усыновления.
При
отмене судом усыновления ребенка
взаимные права и обязанности
усыновленного ребенка и
При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
Суд также решает вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением собственное имя, отчество и фамилия, дата и место рождения.
Изменение собственного имени, отчества, фамилии, даты и (или) места рождения ребенка, достигшего десяти лет, возможно только с его согласия.
Суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в соответствии с главой 11 Кодекса о браке и семье.
Отмена
усыновления не допускается, если к
моменту предъявления требования об
отмене усыновления усыновленный достиг
совершеннолетия, за исключением случаев,
когда на такую отмену имеется взаимное
согласие усыновителя и усыновленного
ребенка, а также родителей усыновленного
ребенка, если они живы, не лишены родительских
прав или не признаны судом недееспособными.
Заключение
Постепенно
происходит все большее сближение
семьи, основанной на родстве, и семьи,
основанной на усыновлении. Ранее это
сближение в основном происходило
за счет приближения правового
конструировалось по модели кровно-родственной семьи.
В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровно-родственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое. С точки зрения социологии усыновление также является одной их разновидностей социального отцовства или материнства. Однако, если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными. Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не изменяет в отношениях между ними и ребенком. Однако, если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями.
Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровно-родственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.
Заслуживает поддержки сохранение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления. Сложности с тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право, «насколько это возможно, знать своих родителей». Это положение Конвенции сформулировано достаточно мягко, оно не налагает на государства-участники безусловной обязанности предоставить ребенку право получить информацию о своих биологических родителях. Тем не менее Конвенция формулирует такое право и призывает государства обеспечивать его осуществление. В результате сохранение тайны усыновления оказалось проблематичным. Однако доводы за ее сохранение по-прежнему перевешивают аргументы в пользу ее отмены. Сохранение тайны усыновления в подавляющем большинстве случаев отвечает интересам и усыновителей, и ребенка. Усыновляя ребенка, усыновители нередко заинтересованы в том, чтобы у ребенка и у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и причинить им и ребенку тяжелую травму.
Менее удачным представляется в семейном законодательстве ряд положений, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В Кодексе о браке и семье предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.
Но
несмотря ни на что, усыновление является
наилучшим видом семейного воспитания
детей, поскольку тогда дети оказываются
в условиях, наиболее близких к тем, которые
складываются в семье, основанной на родстве.