Автор: Наташа Сушкина, 07 Июня 2010 в 18:57, курсовая работа
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Я считаю, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.
Если раньше террористические организации финансировались теми или иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет государств во внутренней и внешней политике. Это стало возможным по многим причинам, среди которых есть три главные: развитие средств массовой информации, которые информируют общественность о любом теракте; усиление международной преступности, во многом по своей организационной структуре схожей с террористическими организациями; развитие науки и техники, породившее новые мобильные образцы оружия.
Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм можно победить только совместными усилиями.
Группа старших экспертов по транснациональной организованной преступности на заседании в Париже 12 апреля 1996 г. приняла следующие рекомендации: государства должны проанализировать свое законодательство, касающееся уголовных преступлений, определить центральный орган, структура которого должна отвечать задачам быстрой передачи запросов о совершенных и готовящихся терактах. Были осуждены преступные акты, методы и практика терроризма, выражена решимость действовать в целях его искоренения как на двусторонней основе, так и путем многостороннего сотрудничества.
Касаясь
ситуации в постсоветских республиках,
следует отметить, что криминальный
мир, в отличие от мира политического,
с разрушением единого
Лишение
правоохранительных органов и спецслужб
бывших союзных республик единого
стержня привело к
В
целях координации усилий компетентных
органов государств — участников
Содружества Независимых
Важнейшим
этапом в кодификационной деятельности
стало принятие в 2000 г. Советом глав
государств Программы совместных мер
борьбы с преступностью на период
до 2003 г., включающей в себя комплекс
мероприятий, основывающихся на анализе
криминогенной ситуации и прогнозе
развития преступности в государствах
СНГ, результатах научных
Во исполнение решения Совета глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.6
В
интересах более тесного
Однако
положения, содержащиеся в вышерассмотренных
международных нормативных
В
США, не существует всеобъемлющего федерального
закона, непосредственно касающегося
терроризма внутри страны. Террористическим
актом может быть признано совершение
или попытка организации
Для законодательства Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с актами внутригосударственного и международного терроризма.
В
ФРГ принято около 10 специальных
законов, направленных на борьбу с терроризмом.
Они действуют и как
Серия
дерзких террористических актов
в Кизляре и Первомайском, взрывы
жилых домов в Буйнакске, Москве
и Волгодонске, проведение широкомасштабной
антитеррористической операции в Чечне
дали мощный толчок кодификационной
работе в области противодействия
актам террора в России. 25 июля
1998 г., ввиду резкого ухудшения
криминальной ситуации в России, Президентом
Российской Федерации был подписан
Закон "О борьбе с терроризмом".
Закон впервые в новой истории
России определяет правовые и организационные
основы борьбы с терроризмом, вопросы
координации и порядок
Документ
не устанавливает конкретные нормы
уголовной ответственности за террористические
деяния, чем данный Закон отличается
от американского (1996) и западногерманского
(1993), — он предусматривает, что ответственность
за них наступает в соответствии
с действующим Уголовным
Однако
в некоторых случаях к
Проведенный анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом:
Во-первых,
кодификация законодательных
во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;
в-третьих,
несмотря на общую для развитых стран
мирового сообщества тенденцию к
демократизации своего законодательства,
государства предусматривают
в-четвертых,
уголовное преследование за акты
насилия, совершаемые в отношении
лиц, обладающих правом на специальную
защиту, предусматривается нормами
так называемого чрезвычайного
антитеррористического
в-пятых,
при подготовке и принятии законодательных
и иных нормативных актов, регламентирующих
борьбу с терроризмом, целесообразно
исходить из особенностей складывающейся
общественно-политической и криминогенной
ситуации в республике, а не придерживаться
принципа так называемой модельности,
следуя в русле принятого в
Российской Федерации Закона "О
борьбе с терроризмом".
Заключение
Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.
Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.
Изжить
терроризм в одночасье вряд ли
возможно. Особенно в современной
обстановке, которая характеризуется
нарастанием экономического кризиса,
ослаблением правопорядка и ростом
преступности. Даже в обстановке относительной
политической стабильности исключить
эксцессы терроризма весьма не просто.
Объясняется это как живучестью
террористической психологии отдельных
социальных слоев, не нашедших своего
места в социальной структуре
общества, так и умением террористических
лидеров реагировать и
Наиболее
важной предпосылкой изживания терроризма
является стабилизация экономического
и политического положения в
странах, укрепление демократических
принципов в общественно-
Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.
Кроме
вышеуказанного, государственные органы
должны активизировать свои усилия в
превентивной деятельности, направленной
на локализацию и нейтрализацию
террористических тенденций, устранить
потенциальные предпосылки их формирования.
Необходимы меры по усилению границ, повышению
контроля над деятельностью зарубежных
организаций, чтобы максимально
снизить возможность импорта
экстремизма из третьих стран. Активная
молодежная политика, меры направленные
на сокращение безработицы и решение
назревших социально-
Информация о работе Международное сотрудничество государств по борьбе с политическим терроризмом