Международное сотрудничество государств по борьбе с политическим терроризмом

Автор: Наташа Сушкина, 07 Июня 2010 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Я считаю, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.
Если раньше террористические организации финансировались теми или иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет государств во внутренней и внешней политике. Это стало возможным по многим причинам, среди которых есть три главные: развитие средств массовой информации, которые информируют общественность о любом теракте; усиление международной преступности, во многом по своей организационной структуре схожей с террористическими организациями; развитие науки и техники, породившее новые мобильные образцы оружия.

Работа содержит 1 файл

терроризм.docx

— 43.20 Кб (Скачать)

      Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился  гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм  можно победить только совместными  усилиями.

      Группа  старших экспертов по транснациональной  организованной преступности на заседании  в Париже 12 апреля 1996 г. приняла следующие  рекомендации: государства должны проанализировать свое законодательство, касающееся уголовных  преступлений, определить центральный  орган, структура которого должна отвечать задачам быстрой передачи запросов о совершенных и готовящихся  терактах. Были осуждены преступные акты, методы и практика терроризма, выражена решимость действовать в целях  его искоренения как на двусторонней основе, так и путем многостороннего  сотрудничества.

      Касаясь ситуации в постсоветских республиках, следует отметить, что криминальный мир, в отличие от мира политического, с разрушением единого правового  пространства на территории бывшего  СССР быстро консолидировался.

      Лишение правоохранительных органов и спецслужб  бывших союзных республик единого  стержня привело к раздробленности  их усилий, чем незамедлительно воспользовались  преступники. В последние годы отмечался  рост тяжких преступлений, имеющих  транснациональный характер. Широкое  распространение получили различные  проявления терроризма, наркобизнес, контрабанда  оружия и военной техники.

      В целях координации усилий компетентных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом и  иными видами опасных преступлений начиная с 1991 г. был подписан целый  ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. В их числе  Соглашение "О концепции военной  безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств", представляющее собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств — членов СНГ от внешних угроз, обеспечение территориальной целостности и политической стабильности, а также Соглашение "О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В 1995—1996 гг. принята Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, включившая совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств — участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации, а также Концепция коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности, провозгласившая международный терроризм в качестве одного из основных источников военной опасности для стран СНГ.[24]

      Важнейшим этапом в кодификационной деятельности стало принятие в 2000 г. Советом глав государств Программы совместных мер  борьбы с преступностью на период до 2003 г., включающей в себя комплекс мероприятий, основывающихся на анализе  криминогенной ситуации и прогнозе развития преступности в государствах СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с организованными  формами преступности и терроризмом. Разработана целевая Межгосударственная программа борьбы с международным  терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., что  обусловлено растущим числом террористических актов и необходимостью создания в странах СНГ международной  системы совместных мер борьбы с  ними, координации усилий государств — участников Содружества.

      Во  исполнение решения Совета глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.6

      В интересах более тесного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб  в борьбе с наиболее опасными видами преступлений был сформирован Совет  руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников Содружества Независимых  Государств (СОРБ), который на своих  заседаниях рассматривает и принимает  стратегически важные нормативные  акты, позволяющие повысить эффективность  борьбы с терроризмом и иными  преступными деяниями.

      Однако  положения, содержащиеся в вышерассмотренных  международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование  правоохранительными органами и  спецслужбами государств в конкретных практических целях. В связи с  этим после всплеска террора в  конце 60-х—начале 70-х гг. США, Италия, Великобритания, ФРГ и некоторые  другие страны, в которых данная проблема приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров  и с учетом собственных потребностей, приняли ряд законодательных  актов, нацеленных на предупреждение и  пресечение терроризма, следуя при  этом собственной модели законотворческой деятельности.

      В США, не существует всеобъемлющего федерального закона, непосредственно касающегося  терроризма внутри страны. Террористическим актом может быть признано совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата  транспортных средств, зданий и т. д., захвата заложников или зданий посольств. Все эти действия караются федеральным законом или законом штата и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов. В структуре федерального законодательства вопрос о терроризме фигурирует в различных аспектах.

      Для законодательства Италии, ФРГ, Франции  характерны специальные законы, направленные на борьбу с актами внутригосударственного и международного терроризма.

      В ФРГ принято около 10 специальных  законов, направленных на борьбу с терроризмом. Они действуют и как самостоятельные  правовые документы, и как вносящие изменения и дополнения в уголовное  и уголовно-процессуальное законодательство государства.

      Серия дерзких террористических актов  в Кизляре и Первомайском, взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, проведение широкомасштабной антитеррористической операции в Чечне  дали мощный толчок кодификационной  работе в области противодействия  актам террора в России. 25 июля 1998 г., ввиду резкого ухудшения  криминальной ситуации в России, Президентом  Российской Федерации был подписан Закон "О борьбе с терроризмом". Закон впервые в новой истории  России определяет правовые и организационные  основы борьбы с терроризмом, вопросы  координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и  гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный  терроризм и ряд других.

      Документ  не устанавливает конкретные нормы  уголовной ответственности за террористические деяния, чем данный Закон отличается от американского (1996) и западногерманского (1993), — он предусматривает, что ответственность  за них наступает в соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (ст.ст. 205—208, 277 и 360).

      Однако  в некоторых случаях к преступлениям  террористического характера могут  быть отнесены и другие составы преступлений, в частности захват заложников или  транспортных средств (ст.ст. 206 и 211 Уголовного кодекса), похищение людей (ст. 126)11.

      Проведенный анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с  терроризмом:

      Во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом  способствует его более эффективному применению;

      во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной  договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все  ее позитивные начала;

      в-третьих, несмотря на общую для развитых стран  мирового сообщества тенденцию к  демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания  за совершение террористических актов  и участие в террористической деятельности;

      в-четвертых, уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в отношении  лиц, обладающих правом на специальную  защиту, предусматривается нормами  так называемого чрезвычайного  антитеррористического законодательства;

      в-пятых, при подготовке и принятии законодательных  и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно  исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной  ситуации в республике, а не придерживаться принципа так называемой модельности, следуя в русле принятого в  Российской Федерации Закона "О  борьбе с терроризмом". 
 
 
 

      Заключение 
 

      Говоря  о ситуации, складывающейся сегодня  в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта  проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что  в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных  и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна  стратегия борьбы с терроризмом.

      Необходимо  четко определить и назвать источники  и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного  опроса, проведенного в среде сотрудников  подразделений по борьбе с терроризмом  органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями  непродуманных решений. Питательной  почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем  раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

      Изжить  терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной  обстановке, которая характеризуется  нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной  политической стабильности исключить  эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных  социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре  общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

      Наиболее  важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в  странах, укрепление демократических  принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской общество, в котором  резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка  – выработка и укоренение демократических  традиций, становление и развитие политического и идеологического  плюрализма, утверждение таких правил “политической игры”, которые характеризуются  взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими  силами, поиском и нахождением  консенсуса. Особенно важно, чтобы в  государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического  диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили  настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов  меньшинства. Разумеется, оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

      Необходимо  создать благоприятные условия  для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить  конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при  котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации  граждан.

      Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в  превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию  террористических тенденций, устранить  потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению  контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально  снизить возможность импорта  экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры направленные на сокращение безработицы и решение  назревших социально-экономических  проблем способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных  социальных эксцессов.

Информация о работе Международное сотрудничество государств по борьбе с политическим терроризмом