Международное сотрудничество государств по борьбе с политическим терроризмом

Автор: Наташа Сушкина, 07 Июня 2010 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Я считаю, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.
Если раньше террористические организации финансировались теми или иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет государств во внутренней и внешней политике. Это стало возможным по многим причинам, среди которых есть три главные: развитие средств массовой информации, которые информируют общественность о любом теракте; усиление международной преступности, во многом по своей организационной структуре схожей с террористическими организациями; развитие науки и техники, породившее новые мобильные образцы оружия.

Работа содержит 1 файл

терроризм.docx

— 43.20 Кб (Скачать)

      Морально-психологический  аспект терроризма указывает  на такие его особенности, как особая жестокость, высшую степень аморальности, неразборчивость  в средствах, неуправляемость. Терроризм отрицает основное право человека - на жизнь, отрицает любые  ограничения при  выборе места, времени, способов нападения. При этом не принимаются  во внимание такие  обстоятельства, как  возраст, пол и  другие особенности  потенциальных жертв. Объектами нападения  могут стать дети, женщины, старики, больницы, школы, роддома, детские  учреждения, жилые дома, важнейшие объекты жизнеобеспечения населения и т.д. Главное – произвести устрашающий эффект, вызвать максимальный резонанс, оказать психологическое давление, заявить о себе и добиться поставленных целей. Примеры Буденновска, Буйнакска, Москвы, Волгодонска показывают, что современные террористы готовы пойти на самые варварские действия для достижения своих преступных целей.

      Для разработки системы мер борьбы с  терроризмом важное значение имеет  также учет факторов, способствующих его распространению на территории нашей страны. По своему источнику  и характеру действия эти факторы  могут быть подразделены на внешние  и внутренние, а также объективные  и субъективные.

      К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует  отнести:

- рост  числа террористических проявлений  в ближнем и дальнем зарубежье; 

- социально-политическую  и экономическую нестабильность  в сопредельных государствах  как бывшего СССР, так и Европы  и Восточной Азии;

- наличие  вооруженных конфликтов в отдельных  из них, а также территориальных  претензий друг к другу;

- стратегические  установки некоторых иностранных  спецслужб и зарубежных (международных)  террористических организаций; 

- отсутствие  надежного контроля за въездом-выездом  из России и сохраняющуюся  "прозрачность" ее границ;

- наличие  значительного "черного рынка"  оружия в некоторых сопредельных  государствах.

      Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что  действовала в предшествующие (до 1991) годы.

      К числу внутренних факторов роста  терроризма, относятся:

- наличие  в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная  легкость его приобретения;

- образование  новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами  своей страны);

- наличие  значительного контингента лиц,  прошедших школу войн в Афганистане,  Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане  и других "горячих точках", и  их недостаточная социальная  адаптированность в обществе  переходного периода; 

- ослабление  или отсутствие ряда административно-контрольных  правовых режимов; 

- наличие  ряда экстремистских группировок,  квазивоенных формирований;

- сплоченность  и иерархичность преступной среды; 

- утрата  многими людьми идеологических  и духовных жизненных ориентиров;

- обостренное  чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных  контингентов граждан; 

- настроения  отчаяния и рост социальной  агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и  закона, веры в способность и  возможность позитивных изменений; 

- слабая  работа правоохранительных и  социальных государственных и  общественных органов по защите  прав граждан; 

- низкий  уровень политической культуры  в обществе;

- широкая  пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и  силы. 3

      Следующий критерий терроризма - это его преимущественно  силовый характер, как и методы борьбы с ним. В российском УК наиболее существенным признаком терроризма являются его цели - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие неугодных  решений органами власти. Мотивы, формирующие  эти цели, могут быть различными: этническими, религиозными, собственно криминальными (запугать правоохранительные органы, конкурентов по криминальным сферам влияния и др.) По УК России, терроризм - двухобъектное преступление, с одной стороны - против общественной безопасности (ст. 205), с другой против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 277).

      Такой подход, безусловно, разъединяет силы МВД и ФСБ, не позволяет системно планировать борьбу с терроризмом. Резюмируя точки зрения наиболее серьезных аналитиков, можно выделить следующие черты терроризма, разграничивающего (хотя достаточно условно) терроризм  с войной, массовой освободительной  борьбой, бандитизмом: это система  насильственных действий, не связанных  с вооруженной конфронтацией  с правительственными силами, для  достижения определенных целей (политических, этнических, религиозных, территориальных, раздел сфер влияния и др.), отражающих интересы достаточно узкой группировки, а не всего общества, через создание определенного социально-психологического климата путем устрашения населения, дестабилизации обстановки, нарушения  общественной безопасности.

      Те  виды террористических акций, которые  квалифицируются как криминальный или экономический терроризм, имеют  гибридный характер: террористическую форму и уголовную мотивацию. Впрочем, иногда в основе террористической мотивации лежит не связь с  корыстной или политической целью, а самоутверждение или самоудовлетворение, когда террористические акты имеют  психопатологическую основу или  определяются императивами групповой  солидарности. Это означает, что  следует иметь в виду и возможность  психопатологической деформации личности террористов, убежденность в обладании  абсолютной истиной, вытекающий из нее  фанатизм и готовность утверждать ее любыми средствами.

Глава II.Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом.

 
 

      Мировое сообщество в конце 60-х—начале 70-х  гг. было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие  актам международного терроризма. Именно в этот период теракты  стали широко использоваться в качестве средства политической борьбы и метода влияния  на политические процессы, происходящие в обществе. То, что раньше было, скорее, исключением, теперь стало "правилом", повседневностью  во многих странах. Колоссально  расширились географические рамки террористической активности, которая  распространилась сейчас на все регионы. Как  естественная ответная реакция — активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Однако на фоне общего накопленного значительного  массива законотворческой и практической работы в данной области  назрела необходимость  ее обобщения и  анализа через  призму возможного творческого  использования при  выработке международной  и национальной концепций  борьбы с терроризмом.

      Систематизируя  имеющуюся практику координации  усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных  конвенций. В их числе: — Конвенция  о преступлениях и некоторых  других действиях, совершенных на борту  воздушного судна (1963); — Конвенция  о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); — Конвенция  о предотвращении и наказании  преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том  числе дипломатических агентов (1973); — Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); — Конвенция о  физической защите ядерных материалов (1980); — Конвенция о борьбе с  незаконными актами, направленными  против безопасности морского судоходства (1988); — Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); — Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); — Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999). Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы. Рассмотрим некоторые из них.

      Декларация  и Программа действий, принятая на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, определила, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и  проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение  прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной  целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства.

      В продолжение данных тезисов на 49-й  сессии Генеральной Ассамблеи Организации  Объединенных Наций (1994) принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой выражается убежденность в целесообразности более  тесной координации и сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием, "отмывание денег" и контрабанду ядерных и других потенциально смертоносных материалов. В этом контексте государствам предлагается в срочном порядке провести обзор  сферы применения существующих международно-правовых положений о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его  формах и проявлениях с целью  обеспечить наличие всеобъемлющих  правовых рамок, включая все аспекты  этого вопроса.

      В свою очередь на совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) министры стран “большой восьмерки” приняли  итоговый документ, в котором заявили  о своей решимости уделять  первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций  развития терроризма в мире. Участники форума представили на итоговой пресс-конференции согласованный ими список из 25 мер по борьбе с терроризмом, значительная часть которых касается национальной компетенции государств. Одна из рекомендаций относится к "улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы". Речь идет также об улучшении подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям, в том числе для "предотвращения терроризма с использованием радиоактивных, химических, биологических и отравляющих веществ".4

      С учетом большого числа террористических актов на транспорте правительствам стран "большой восьмерки" предлагается срочно начать консультации о повышении  безопасности общественного транспорта.

      Особого внимания требуют поиск и разработка методов обнаружения и маркировки взрывчатки и других средств, которые  могут привести к гибели или ранению  людей.

      "Восьмерка"  призывала все государства взять  под свой контроль неправительственные  организации (гуманитарной, культурной  или социальной направленности), которые могут служить прикрытием  для террористической деятельности.

      Предметом пристального внимания должны стать  новейшие средства коммуникации, которые  террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между  собой. Подразумеваются прежде всего  компьютерная сеть Интернет и частные  средства кодирования передаваемой по ней информации.

      В отдельный пункт выделено принятие национальных законов с целью  более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки.

      Документ  обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или  активной поддержки террористов; ужесточить юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении.

      "Восьмерка"  рекомендовала всем государствам  препятствовать передвижениям групп  террористов и их отдельных  членов и в этих целях ввести  более строгий пограничный контроль  и правила оформления удостоверений  личности и визовой документации.

      Многостороннее  и двустороннее сотрудничество предполагается развивать в двух основных плоскостях: международно-правовой и оперативной.

      Первая  охватывает, в частности, сближение  национальных законодательств в  области выдачи преступников и предоставления убежища. Документ предлагает рассмотреть  возможность выдачи террористов, даже если между заинтересованными государствами  нет соответствующих соглашений.5

      Страны "большой восьмерки" решили также  препятствовать движению капиталов, с  помощью которых финансируется  террористическая деятельность. Вместе с тем, у экспертов, участвовавших  в подготовке встречи, не было иллюзий, что на пути эффективного противодействия  терроризму в данной области возникнет  много препятствий. Например, для  многих государств тайна банковского  вклада служит гарантией привлечения  финансов из-за рубежа, и они вряд ли от нее откажутся.

      Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит  от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Следовательно, значение состоявшейся в Париже конференции  заключается еще и в том, что  она внесла свой вклад в преодоление  серьезного психологического барьера, традиционно разделяющего представителей профессии, "у которых секретность  просто в крови".

Информация о работе Международное сотрудничество государств по борьбе с политическим терроризмом