Автор: Наташа Сушкина, 07 Июня 2010 в 18:57, курсовая работа
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Я считаю, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.
Если раньше террористические организации финансировались теми или иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет государств во внутренней и внешней политике. Это стало возможным по многим причинам, среди которых есть три главные: развитие средств массовой информации, которые информируют общественность о любом теракте; усиление международной преступности, во многом по своей организационной структуре схожей с террористическими организациями; развитие науки и техники, породившее новые мобильные образцы оружия.
Морально-
Для разработки системы мер борьбы с терроризмом важное значение имеет также учет факторов, способствующих его распространению на территории нашей страны. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:
- рост
числа террористических
- социально-политическую
и экономическую
- наличие
вооруженных конфликтов в
- стратегические
установки некоторых
- отсутствие
надежного контроля за въездом-
- наличие
значительного "черного рынка"
оружия в некоторых
Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие (до 1991) годы.
К числу внутренних факторов роста терроризма, относятся:
- наличие
в стране большого нелегального
"рынка" оружия и
- образование
новой "российской диаспоры"
(расселения граждан РФ за
- наличие
значительного контингента лиц,
- ослабление
или отсутствие ряда
- наличие
ряда экстремистских
- сплоченность
и иерархичность преступной
- утрата
многими людьми идеологических
и духовных жизненных
- обостренное
чувство социальной
- настроения
отчаяния и рост социальной
агрессивности, общественная
- слабая
работа правоохранительных и
социальных государственных и
общественных органов по
- низкий уровень политической культуры в обществе;
- широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы. 3
Следующий критерий терроризма - это его преимущественно силовый характер, как и методы борьбы с ним. В российском УК наиболее существенным признаком терроризма являются его цели - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие неугодных решений органами власти. Мотивы, формирующие эти цели, могут быть различными: этническими, религиозными, собственно криминальными (запугать правоохранительные органы, конкурентов по криминальным сферам влияния и др.) По УК России, терроризм - двухобъектное преступление, с одной стороны - против общественной безопасности (ст. 205), с другой против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 277).
Такой
подход, безусловно, разъединяет силы
МВД и ФСБ, не позволяет системно
планировать борьбу с терроризмом.
Резюмируя точки зрения наиболее
серьезных аналитиков, можно выделить
следующие черты терроризма, разграничивающего
(хотя достаточно условно) терроризм
с войной, массовой освободительной
борьбой, бандитизмом: это система
насильственных действий, не связанных
с вооруженной конфронтацией
с правительственными силами, для
достижения определенных целей (политических,
этнических, религиозных, территориальных,
раздел сфер влияния и др.), отражающих
интересы достаточно узкой группировки,
а не всего общества, через создание
определенного социально-
Те
виды террористических акций, которые
квалифицируются как
Мировое сообщество в конце 60-х—начале 70-х гг. было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. Именно в этот период теракты стали широко использоваться в качестве средства политической борьбы и метода влияния на политические процессы, происходящие в обществе. То, что раньше было, скорее, исключением, теперь стало "правилом", повседневностью во многих странах. Колоссально расширились географические рамки террористической активности, которая распространилась сейчас на все регионы. Как естественная ответная реакция — активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Однако на фоне общего накопленного значительного массива законотворческой и практической работы в данной области назрела необходимость ее обобщения и анализа через призму возможного творческого использования при выработке международной и национальной концепций борьбы с терроризмом.
Систематизируя
имеющуюся практику координации
усилий мирового сообщества в вопросах
противодействия актам террора,
следует отметить, что в ее основе
лежит ряд универсальных
Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, определила, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства.
В
продолжение данных тезисов на 49-й
сессии Генеральной Ассамблеи
В свою очередь на совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) министры стран “большой восьмерки” приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире. Участники форума представили на итоговой пресс-конференции согласованный ими список из 25 мер по борьбе с терроризмом, значительная часть которых касается национальной компетенции государств. Одна из рекомендаций относится к "улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы". Речь идет также об улучшении подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям, в том числе для "предотвращения терроризма с использованием радиоактивных, химических, биологических и отравляющих веществ".4
С учетом большого числа террористических актов на транспорте правительствам стран "большой восьмерки" предлагается срочно начать консультации о повышении безопасности общественного транспорта.
Особого
внимания требуют поиск и разработка
методов обнаружения и
"Восьмерка"
призывала все государства
Предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между собой. Подразумеваются прежде всего компьютерная сеть Интернет и частные средства кодирования передаваемой по ней информации.
В отдельный пункт выделено принятие национальных законов с целью более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки.
Документ
обязывает подписавшие его
"Восьмерка"
рекомендовала всем
Многостороннее и двустороннее сотрудничество предполагается развивать в двух основных плоскостях: международно-правовой и оперативной.
Первая
охватывает, в частности, сближение
национальных законодательств в
области выдачи преступников и предоставления
убежища. Документ предлагает рассмотреть
возможность выдачи террористов, даже
если между заинтересованными
Страны "большой восьмерки" решили также препятствовать движению капиталов, с помощью которых финансируется террористическая деятельность. Вместе с тем, у экспертов, участвовавших в подготовке встречи, не было иллюзий, что на пути эффективного противодействия терроризму в данной области возникнет много препятствий. Например, для многих государств тайна банковского вклада служит гарантией привлечения финансов из-за рубежа, и они вряд ли от нее откажутся.
Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Следовательно, значение состоявшейся в Париже конференции заключается еще и в том, что она внесла свой вклад в преодоление серьезного психологического барьера, традиционно разделяющего представителей профессии, "у которых секретность просто в крови".
Информация о работе Международное сотрудничество государств по борьбе с политическим терроризмом