Международное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, т.к. конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти.

Работа содержит 1 файл

Оснвы правп.готовая кр.docx

— 38.54 Кб (Скачать)

1.Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь.

Конституционные основы (принципы) судебной власти 

1. понятие и система конституционных основ судебной власти

2. содержание и значение отдельных конституционных основ судебной власти 

1.Конституционные  принципы судебной власти (закреплены  в конституции РБ) – это основополагающие  идеи, начала, определяющие организацию  и деятельность судебной власти.

В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах  судебной власти, а о принципах  правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, т.к. конституционные предписания относятся  не только к осуществлению судом  функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных  принципов судебной власти. Традиционно  в их перечень включены следующие  конституционные положения:

1) принадлежность  судебной власти только судам

2) независимость судей  и подчинение их только закону

3) коллегиальное и  единоличное рассмотрение дел  в судах

4) гласность рассмотрения  дел в судах

5) Состязательность  и равенство сторон в процессе

6) право граждан  на судебную защиту

7) право граждан  на юридическую (адвокатскую)  помощь

8) презумпция невиновности

9) выборность и  назначаемость судей 

Значение конституционных  принципов судебной власти состоит  в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. Во-вторых они учитывают положительный  опыт зарубежных государств и международных  сообщений в области судоустройства. В-третьих – конституционные  принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти. 

2.Принцип осуществления  судебной власти только судами  состоит в том, что это функция  предоставлена только судам. Это  закреплено в ст.6,26 кодекса "о  судоустройстве и статусе судей". Ни один другой орган или  должностное лицо не обладает  такими полномочиями. Перечень действующих  судов на территории РБ в  ст.5 кодекса "о судоустройстве  и статусе судей". Образование  чрезвычайных судов запрещено.  Содержание этого принципа формирует  такие свойства судебной власти, как обязательность судебных  решений, полнота, исключительность  и легитимность судебной власти. 

Принцип независимости  судей и подчинение их только закону в ст.110 и 112 конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных  положения:

1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов

2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.

Ст.25 кодекса "о  судоустройстве и статусе судей" устанавливает систему гарантий этого принципа.

Независимость судей  и народных заседателей обеспечивается установлением законодательными актами, порядком их назначения, приостановления  и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении  судебного постановления и запрещения требования ее разглашения, ответственность  за неуважение к суду или вмешательство  в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей  и народных заседателей, а также  создание надлежащих организационно-технических  условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться выполнения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. СМИ не вправе предрекать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народных заседателей. Одной из гарантий является предписание ст.111 конституции о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности, выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности. 

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел  в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом  случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально –  судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом  предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих  инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские  дела в суде 1 инстанции рассматриваются  судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в  составе 3 судей. Рассмотрение гражданских  дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных  судах 1 инстанции рассматриваются  единолично судьей, в вышестоящих  инстанциях коллегиально, в составе  не менее 3 судей. Конституционный суд  все дела в коллегиальном составе. 

Принцип гласности  судебного разбирательства закреплен  в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах  открытое. Открытость судебного разбирательства  предоставляет возможность посторонним  лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства  за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается  лишь в случаях, предусмотренных  законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться  в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения  безопасности участников судебного  процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного  производства. 

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции  правосудие осуществляется на основании  состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности  активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для  этого стороны судебного разбирательства  наделены по отношению друг к другу  равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению  ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления  предоставленных сторонам прав и  выполнения ими процессуальных обязанностей. 

Принцип обеспечения  права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность  обращения в суд за защитой  своих прав и интересов. Ст.60 конституции  предписывает, что каждому гарантируется  защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным  судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в  ст.10 кодекса "о судоустройстве и  статусе судей". При несогласии с решением суда гражданин в целях  продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.

Право граждан на юридическую  помощь. Каждый гражданин имеет право  на юридическую помощь для осуществления  и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью корпоративных адвокатов  и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  за государственный счет. Юридическую  помощь гражданам оказывают в  рамках своей компетенции все  госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям. 

Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении  уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в  совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В  уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется  в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования  запрещено перелагать на обвиняемого  обязанность доказывания своей  невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности. 

Принцип выборности и  назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:

1) назначение судей населением и государственными органами власти

2) назначение высшими должностными лицами государства

3) смешанный

РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных  судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются  президентом по совместному представительству  министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных  судов области и города Минска и специальных хозяйственных  судов назначаются президентом  РБ по совместному представительству  министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи  верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом  с согласия совета республики по представлению  соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Международное публичное  право.

Междунаро́дное публи́чное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями  и некоторыми другими субъектами международного общения.

Международное право  не является отраслью права, а образует самостоятельную правовую систему, существующую параллельно с внутренним правом государств.

Среди комплекса отраслей международного права можно особо  выделить международное публичное  право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные  организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся  те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и  свободы человека, и позволяют  развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное  частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей.

Следует иметь в  виду три основных нормативных блока, которые его оставляют международное  публичное право.

Первый - вопросы, связанные  с определением предмета, источников и методов регулирования в  системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом.

Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и  конференции, ответственность.

К третьему блоку относятся  вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной  безопасности, территории, дипломатических  и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешени Невозможно отрицать влияние международного сообщества на развитие МПП, значения для МПП  основополагающих принципов международного права. Между международным и  международным публичным правом при всех их различиях имеется  тесная функциональная связь и в  процессе правоприменения. Налицо взаимодействие, определяемое социально-экономической  природой отношений, регулируемых МПП. Поэтому «интернационализм», как  справедливо отмечал известный  чехословацкий специалист Павел  Каленский, это важнейший компонент  МПП, без которого это право теряет (смысл своего существования).

Понимание права, согласно которому право как элемент надстройки не может быть понято само по себе, без  понимания материальных условий  жизни общества, имеет значение и  для МПП.

Материальные условия  жизни общества, сложившийся в  нем экономический базис, т.е. строй  экономических отношений, стержень которого образуют производственные отношения, - вот что является определяющим для права. Экономическая структура  общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется  в конечном счете вся надстройка, состоящая прежде всего из правовых и политических учреждений.

Особое значение материальных условий жизни общества объясняется  тем, что МПП исторически развивалось  как коллизионное право, и до сих  пор в доктрине США, Англии, ФРГ и многих других стран оно продолжает отождествляться с коллизионным правом, хотя объективно давно уже вышло за его пределы.

Поскольку коллизионные проблемы продолжают оставаться существенной частью МПП, они не должны игнорироваться, но пониманию норм МПП как норм о нормах не должно придаваться самодовлеющее  значение. Эти нормы, как и любые  другие, не могут рассматриваться  только как абстрактные, алгебраические формулы, без выяснения породивших их причин, коренившихся как в различных  других элементах надстройки, так  и в конечном счете в материальных условиях жизни общества. При формировании норм МПП учитывается широкий  круг социальных интересов и внутреннего, и внешнего порядка. Но здесь отражение  в нормах материальных условий жизни  общества происходит гораздо сложнее, чем в обычных традиционных областях внутреннего права, поскольку опосредованно  учитываются нормы международного общения, позиция страны в мировой  торговле, проблемы эмиграции.

Информация о работе Международное право