Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:39, контрольная работа
Важной составной частью жизни любого современного государства является его внешнеэкономическая деятельность. Международному частному праву свойственны свои специфические приемы и средства регулирования прав и обязанностей участников гражданских правоотношений международного характера. Речь идет о сочетании и взаимодействии двух методов — коллизионного и материально-правового. В правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух сталкивающихся законов подлежит применению — действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, т.е. закон страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.
Введение
Важной составной частью жизни любого современного государства является его внешнеэкономическая деятельность. Международному частному праву свойственны свои специфические приемы и средства регулирования прав и обязанностей участников гражданских правоотношений международного характера. Речь идет о сочетании и взаимодействии двух методов — коллизионного и материально-правового. В правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух сталкивающихся законов подлежит применению — действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, т.е. закон страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.
Слово «коллизия» в переводе с латинского означает «столкновение». Понятие «правовая коллизия» имеет множество значений. Можно определить это понятие как ситуацию, связанную с конфликтом, конкуренцией двух или более правовых норм, источников права, систем правового регулирования или правопорядков в целом. В международном частном праве столкновение правовых систем, одновременно претендующих на регулирование одних и тех же общественных отношений, устраняется главным образом при помощи коллизиционных норм.
Под ними в международном частном праве понимаются правила поведения, устанавливающие, право какого государства должно быть применено к данному конкретному правоотношению. Коллизиционные нормы являются центральным институтом международного частного права независимо от того, как определяются его понятие, природа, система или источники. Их специфическая черта состоит в том, что коллизиционные нормы непосредственно не определяют права и обязанности сторон правоотношения, а лишь указывают на компетентный правопорядок для разрешения этого вопроса. Поэтому практическое применение коллизионных нормы возможно только вместе с правовой системой той страны, к которой она отсылает.
Таким образом, коллизия в международном частном праве — это такая правовая ситуация, в которой частноправовое отношение вследствие наличия в нем иностранного элемента подпадает под действие двух или более национальных правовых систем.
Правовые системы отдельных государств могут коллизировать по различным вопросам:
1) право какого государства подлежит применению к правоотношению с целью его урегулирования;
2) право какого государства должно использоваться для квалификаций фактического спорного правоотношения;
3) право какого государства должно использоваться при толковании положений коллизионной нормы и терминов права, избранного на основании данной коллизионной нормы;
4) право какого государства должно применяться к процессуальным отношениям, связанным с рассмотрением дел с иностранным элементом и исполнением судебных решений;
5) правоприменительный орган какого государства компетентен рассматривать дела с иностранным элементом.
1. Коллизионные вопросы права собственности
по законодательству Украины
1.1 Особенности правового регулирования вопросов права собственности в международном частном праве
Право собственности1 — это центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей права того или иного государства.
Собственность — это право конкретных субъектов — отдельных лиц или коллективов — использовать определенные имущественные объекты своей властью и в своем интересе на основе и в пределах установленного в государстве правопорядка. Содержание этого права раскрывается через совокупность исключительных субъективных правомочий собственника, каждое из которых обладает определенной спецификой и известной самостоятельностью. Эти исключительные правомочия: сводятся, как правило, к трем: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.
Совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений собственности методами и средствами гражданско-правового характера, образует институт права собственности. Он является центральным институтом международного частного права, а его главное содержание и особенности состоят в том, что нормами института права собственности определяется правовое положение имущественных ценностей в хозяйственном обороте путем установления меры дозволенного поведения уполномоченного лица.
В настоящее время право собственности осуществляется в рамках двух основных блоков отношений, существующих между государствами или частными субъектами различной национальной принадлежности.
______________________________
Богуславский М. М. Международное частное право: Практикум. — М.: Юристь, 1999.– С. 191.
Первый из них затрагивает коллизионные проблемы, возникающие в процессе регламентации и осуществления права собственности. Сегодня они имеют особое значение потому, что широкая унификация материально- правовых норм различных государств в рамках международного частного права в этой области чрезвычайно затруднена.
Второе направление регулирования вопросов права собственности в международном частном праве касается разрешения проблем экстерриториального действия законов о национализации, принятых в различных странах, а также определения рамок и границ участия иностранного капитала в разработке ресурсов и развитии экономики других государств.
1.2. Коллизионные вопросы права собственности
Исходным началом для разрешения большинства коллизионных вопросов права собственности в Международном частном праве является использование привязки lex rei sitae (закон местонахождения вещи). Именно в соответствии с ней определяется, в частности, круг и содержание вещных прав, условия их возникновения, прекращения, изменения и перехода, субъектный состав собственников и т. п.
Практически во всех странах мира коллизионная формула lex rei sitae признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество (земельные участки, строения). Применительно же к движимому имуществу (ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. д.) это правило не является таким безусловным.
Распространение привязки lex rei sitae на общественные отношения, возникающие в сфере вещных прав как на недвижимое, так и на движимое имущество, характерно, например, для таких государств, как Португалия, Греция, Австрия, Италия, Япония, Венесуэла, Бельгия, стран Восточной Европы. Вместе с тем и в этих странах практикуется использование ряда специальных коллизионных положений применительно к движимому имуществу. Содержание основных из них может быть условно сведено к двум основным положениям.
Во-первых, если лицо правомерно приобретает за границей какую-либо вещь, то при перемещении ее в соответствующее государство это лицо может сохранить ее в собственности даже в том случае, если в последнем подобный порядок приобретения вещи в собственность невозможен. Однако при этом, во-вторых, объем правомочий собственника будет во всех случаях определяться на основании закона того государства, в котором в настоящее время данная вещь находится. При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в соответствующее государство.
Подобная схема регулирования вопросов права собственности существует и в нашей стране, где в отношении как движимого, так и недвижимого имущества исходным является коллизионный принцип lex rei sitae.
Страны общего права распространяют действие принципа lex rei sitae главным образом на отношения, связанные с вещными правами на недвижимое имущество. Применительно же к движимому имуществу в этих государствах принято использовать особую группу привязок, основной из которых является привязка "личный закон собственника" (lex personalis). Однако, в общем, и статутном праве этих стран в последние десятилетия наметилась тенденция перехода от принципа личного закона к принципу места нахождения вещи. Только в Аргентине и Бразилии принцип личного закона собственника до сих пор является главенствующим в отношении всех вопросов, возникающих в сфере отношений собственности.
Особым в международном частном праве является вопрос о переходе риска случайной гибели или порчи имущества с отчуждателя на приобретателя в тех случаях, когда приобретение права собственности происходит по договору (в частности, по договору купли-продажи). Проблема здесь заключается в том, что законодательство различных стран по-разному определяет момент такого перехода.
В правовых системах одних государств в данном случае используется принцип римского гражданского права, в соответствии с которым риск переходит с продавца на покупателя в момент заключения контракта, независимо от того, приобретает ли покупатель в этот момент право собственности на проданный товар (periculum est emptoris). Это правило, в частности, зафиксировано в законодательствах Швейцарии, Голландии, Японии, некоторых стран Латинской Америки.
Нормативные правовые акты других стран мира, включая Украину, связывают момент перехода риска непосредственно с моментом перехода права собственности (res peril domino — риск несет собственник).
Момент перехода права собственности и момент перехода риска являются различными гражданско-правовыми категориями. Первый имеет прямое отношение к вещным правам, второй — к обязательственным правоотношениям. Поэтому и коллизионные проблемы, возникающие в связи с этими категориями, будут разрешаться на основе различных коллизионных норм.
Особые сложности в международной деловой практике вызывают случаи, когда предметом сделки выступает товар, находящийся в пути (resin transitu). В такой ситуации стороны, заключая договор в отношении вещи, перевозимой по морю, воздуху или по суше, могут и не знать с достаточной степенью точности, где в настоящее время эта вещь находится.
В международном частном праве существуют несколько привязок, позволяющих продавцу и покупателю определить применимое право для урегулирования их взаимоотношений по переходу права собственности в подобных случаях: закон страны места назначения вещи, закон страны места отправления вещи, закон промежуточного пункта, закон флага транспортного средства и т.п.
Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собственности, регулируются также в отдельных международных соглашениях. Среди них наиболее известной является Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. Характерной чертой этого договора является то, что он решает большинство вопросов, связанных с переходом права собственности, не на основании принципа lex rei sitae, а на основании обязательственного статуса, то есть права, применяемого сторонами к своим обязательствам по сделке внешнеторговой купли-продажи.
2. Особенности опеки и попечительства в международном частном праве
Политика любого государства в первую очередь должна быть направлена на защиту прав, свобод и законных интересов наименее защищенных граждан. Такими лицами являются несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные. Одним из способов защиты этих категорий лиц является установление опеки над ними. Этим и вызвана необходимость уделять особое внимание со стороны уполномоченных органов, общественных организаций и отдельных граждан институтам опеки и попечительства.
Опека и попечительство2 – это система мероприятий, направленных на обеспечение личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних лиц, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности. В отдельных случаях такие отношения могут складываться между гражданами различных государств. Тогда возникают опека и попечительство, осложненные иностранным элементом. Неодинаковые условия, порядок, последствия установления опеки и попечительства, основания, порядок и последствия их прекращения в различных правовых системах вызывают коллизии, которые регулируются нормами международных нормативно-правовых актов, международных договоров, в частности, о правовой помощи, и внутренним законодательством Украины. Этим и вызвана сложность данного правового института.
______________________________
Богуславский М. М. Международное частное право: Практикум. — М.: Юристь, 1999.– С. 431.
В современном обществе очень часто опека и попечительство воспринимаются лишь как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, что имеет второстепенное значение по сравнению с усыновлением. Поэтому институт опеки и попечительства с иностранным элементом является почти не разработанным в национальном законодательстве Украины. Их регулированию посвящены отдельные нормы закона «О международном частном праве», которые используют коллизионные привязки с национальным законодательством подопечного. В украинском законодательстве данные правоотношения урегулированы Семейным кодексом Украины и Гражданским кодексом Украины.
Для преодоления коллизий при установке, признании и отмене опеки и попечительства, осложнения их иностранным элементом, применяются нормы двух-и многосторонних договоров о правовой помощи, которые имеют приоритет по сравнению с национальным законодательством. В межгосударственных и международных договорах, заключенных нашим государством, коллизионные вопросы решаются иначе, чем в Семейном кодексе Украины. Но согласно Семейному кодексу семейное законодательство иностранных государств применяется только в том случае, если оно не противоречит основам регулирования семейных отношений, установленным в статье 7 настоящего кодекса. Поэтому здесь также возникают противоречия.