Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:50, реферат
Специфика электронной коммерции предопределяет существенные особенности ее правового регулирования. Во-первых, регламентация электронной коммерции должна строиться на единых для всех государств принципиальных основаниях. Попытки установить изолированный правовой режим для электронной коммерции на национальном уровне с неизбежностью приведут к коллизиям при осуществлении электронных сделок. Во-вторых, определяющим при правовой регламентации электронной коммерции является ее техническая природа и технологические возможности ее осуществления4.
Предусматривается и обязанность государств - участников Европейского Союза по обеспечению в своих Правовых системах возможности заключения договоров с использованием электронных средств.
Особое внимание в Директиве уделяется тому, чтобы получатели услуг четко понимали юридические последствия всех выполняемых ими процедур при заключении договоров в рамках ведения электронной коммерции. В связи с этим устанавливаются специальные требования к информации, которая должна предоставляться сервис - провайдером при заключении договора с получателем услуг и при отправке заказа получателем услуг.
8
июня 2000 г. вступила в силу Директива
Европейского Союза №2000/31/
Характер рассматриваемых отношений в сфере электронной коммерции в Директиве наиболее точно раскрывается через термины «услуги информационного общества» и «координируемая область регулирования». Под «услугами информационного общества» понимаются любые услуги, обычно предоставляемые за вознаграждение, дистанционно, с использованием электронных средств обработки и хранения данных; по индивидуальному запросу получателя услуг. В свою очередь, «координируемая область регулирования» - это установление в национальном законодательстве тех требований, которые должны выполняться поставщиком услуг хранения, передачи и обработки данных (сервис-провайдером). Данные требования касаются квалификации сервис-провайдера, порядка начала деятельности (разрешительный или уведомительный) и ее дальнейшего осуществления (правила поведения и ответственность сервис-провайдера, требования к содержанию и качеству услуг, а также к рекламе и заключению договоров). Данное понятие не включает в себя требований в отношении товаров, как таковых, и их доставки, а также услуг, предоставляемых без использования электронных средств.
Директивой выделяются два основных участника отношений: поставщик услуг (сервис-провайдер) и получатель услуг. При этом, поставщиком услуг является лицо, предоставляющее услуги информационного общества, а получателем услуг - физическое или юридическое лицо, которое для профессиональных или иных нужд использует услуги информационного общества, в особенности с целью поиска информации или доступа к ней. Приведенное понятие «поставщик услуг» коррелирует с понятием «посредник» Типового закона об электронной коммерции, но если первое относится именно к лицу, специально оказывающему услуги электросвязи, "информационного обмена", то во втором случае говорится о неком неопределенном лице, существующим лишь в связи с получением, хранением или отправкой некого сообщения данных. По сути, Директива об электронной коммерции оперирует более специальными определениями, вводит понятие систематического и на постоянной основе оказания подобных услуг, признает существование информационных систем, опосредующих ведение предпринимательской деятельности.
С
учетом глобального характера
С
целью определения направлений
такого регулирования в ряде стран
проведены специальные
В США и Канаде взят курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию и развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации (телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие компании, работающие в режиме «on-line» и др.).
В
Западной Европе основное внимание уделяется
социальной стороне очередного этапа
мировой технологической
Регламентация электронной коммерции возможна путем принятия двух или нескольких конвенций, подготовленных единым координирующим центром. При таком варианте в отдельные документы выносятся вопросы регламентации электронного документооборота, цифровой подписи и порядка совершения электронных сделок. Наиболее удачным, с точки зрения автора, является механизм регламентации электронной коммерции, при котором за разработкой единой конвенции, направленной на урегулирование общих проблем, была бы осуществлена подготовка дополнительных протоколов, регламентирующих отдельные сферы использования электронной связи в трансграничной коммерческой деятельности. В тексте конвенции следовало бы изложить основные принципы регламентации и правила регулирования общих институтов. За основу может быть взят проект Конвенции о заключении электронных контрактов, подготовленный ЮНСИТРАЛ. В дополнительных протоколах может быть урегулирован электронный обмен данными в отдельных сферах коммерческой активности (торговля, перевозки, расчеты, реклама, интеллектуальная собственность и т.п.). В протоколах могут быть изложены и иные принципиальные вопросы, по которым сложно согласовать позицию государств (определение юрисдикции и применимого права в электронной коммерции, стандартизация электронной экономической деятельности и проч.). Государства, признавая для себя обязательным текст конвенции, могли бы присоединяться только к тем дополнительным протоколам, которые явились бы для них приемлемыми.
При
выработке конвенционного механизма
регламентации электронной
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // ВВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
2. Документ TRADE/CEFACTOO0O/31. Рекомендация Х31 «Соглашение об электронной коммерции». 2000 г.
3. Документ ООН А/51/628. 16 декабря 1996. Руководство по принятию Молельного закона ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции 1996 г.
4. Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров от 15 июля 1955 г. // Международное частное право. Сборник документов / Сост. и авт. вступит, статьи К.А.Бекяшев, А.Г.Ходаков. С. 27-37. М., 1997. С. 198-201.
5. Модельный закон об электронной коммерции 1996 г. // ЮНСИТРАЛ. Ежегодник. 1996. Т. XXVII. Нью-Йорк, 1998. С. 319 - 323.
6.
Модельным закон об электронно-цифровой
подписи 2000 г. // Информационный бюллетень.
Межпарламентская Ассамблея государств
- участников СНГ. 2001. № 26. С. 310 - 326.
II.Специальная литература
7. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб., 2001. - 336 с.
8. Гулько Д.: промышленные системы электронной коммерции. Концепции и технологии разработки // Отечественные техника и технологии. 2001. № 1. С 42-45.
9. Международное частное право: Учебник. / Отв.ред. Г.К.Дмитриева. М., 2004. С. 489 (489)
10. Завидов Б.Д. Электронная цифровая подпись. М., 2001. - 32 с.
11. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2003. - 336 с.
12. Степаненко Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // ХиП.2000. №12. С. 23
13. Царев В.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. СПб., 2002. - 320 с.
Информация о работе Международно - правовое регулирование электронной коммерции