Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:50, реферат
Специфика электронной коммерции предопределяет существенные особенности ее правового регулирования. Во-первых, регламентация электронной коммерции должна строиться на единых для всех государств принципиальных основаниях. Попытки установить изолированный правовой режим для электронной коммерции на национальном уровне с неизбежностью приведут к коллизиям при осуществлении электронных сделок. Во-вторых, определяющим при правовой регламентации электронной коммерции является ее техническая природа и технологические возможности ее осуществления4.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ
ВПО «АмГУ»)
Факультет Юридический
Кафедра гражданского права
Специальность
030501 – Юриспруденция
РЕФЕРАТ
по Международному частному праву
на тему: Международно
- правовое регулирование электронной
коммерции
Исполнитель
студент 723 группы
________________________
Руководитель
Доцент, к.ю.н.
_________________________
Благовещенск 2011
В настоящее время все большее значение приобретает электронная коммерция. Ее развитие происходит настолько стремительно, что большинство крупнейших мировых компаний наряду с традиционным offline бизнесом начинают использовать и электронную коммерцию.
По усредненной оценке различных исследовательских компаний, в том числе Forrester Research, объём розничных продаж через Интернет в 2004 году достиг отметки $900 млрд., а в 2005 году оборот электронной коммерции вырос до триллиона долларов.
Е. Степаненко определяет электронную коммерцию как «приобретение товаров посредством всемирной сети Интернет»1. Специалисты компании «Майкрософт» также соединяют данное понятие исключительно с операциями в сети Интернет: «Электронная торговля (электронная коммерция) — вид бизнес-активности, в которой коммерческое взаимодействие субъектов бизнеса осуществляется через Интернет». При таком понимании электронной коммерции не принимается во внимание возможность осуществления деловых операций через другие компьютерные сети, которые существуют ныне или появятся в ближайшем будущем.
По
мнению Д. Гулько, электронная коммерция
— это «совокупность
С начала 90-х годов XX века во всем мире значительно возросло количество законодательных коллизий, так или иначе связанных с электронной коммерцией. Фактически произошедший переход информационных отношений из бумажной в электронную форму превзошел по значимости и масштабу изменения экономических отношений, произошедших в связи с изменением форм хозяйствования и производства. Перевод привычных отношений в качественно иную форму, масштабный характер циркуляции информации привел к осознанию того, что существующее нормативное регулирование и правоприменительная практика недостаточны для регулирования предпринимательских отношений, складывающихся в электронных информационных сетях глобальной коммуникации.
Почти
каждое государство столкнулось
с этим вызовом сегодня; многие из
них уже провели
Широкое распространение и многообразие проявлений электронной экономической деятельности привели к тому, что понятие «электронная коммерция» получает самые различные интерпретации. Следствием этого стало отсутствие четкого и исчерпывающего правового регулирования данного феномена. Как отдельными государствами, так и на международном уровне предпринимаются серьезные усилия для установления единообразного регулирования. Однако отсутствие координации в регламентации электронной коммерции приводит к тому, что, несмотря на широкую вовлеченность в указанную деятельность международных межправительственных и неправительственных организаций, государств и отдельных специалистов, значимых результатов пока не достигнуто.
Специфика
электронной коммерции
Правовую основу для электронной экономической деятельности формирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 г., создающее условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг. В специальном Приложении к ГАТС по телекоммуникациям предусмотрена обязанность членов ВТО обеспечивать каждому поставщику телекоммуникационных услуг недискриминационный беспрепятственный доступ к сетям и услугам связи общественного характера, а также содействовать применению международных стандартов совместимости коммуникаций, в частности, в рамках МСЭ и Международной организации по стандартизации (МОС).
Выработка специальных правоположений, направленных на упорядочение электронной коммерции, существенным образом осложнена в связи с участием в ней большого числа международных межправительственных и неправительственных организаций, при том, что между ними отсутствует какое-либо согласование в осуществлении этой работы. Координирующие функции должны быть возложены на ЮНСИТРАЛ, поскольку данный орган имеет большой опыт в области международной регламентации электронной коммерции, необходимые организационные, финансовые и интеллектуальные ресурсы.
Действующие правовые акты, прежде всего, международные соглашения, как правило, не рассчитаны на применение к отношениям с использованием электронного обмена данными. Препятствием для осуществления электронной коммерции могут стать акты, в которых используются термины «письменная форма», «документ», «подпись». При разработке многих международных документов, прежде всего соглашений по вопросам международной торговли, транспорта, таможенного оформления, международных расчетов, признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений, во внимание принималась возможность существования документов лишь в письменной форме. Таких соглашений более тридцати. Осуществить единовременное и скоординированное внесение изменений во все эти международные договоры, различные по предмету регулирования и кругу участников, представляет собой сложную организационную и правовую проблему.
Электронная коммерция предполагает необходимость комплексного правового регулирования. При этом должны быть соотнесены и взаимоувязаны правоположения по упорядочению публично-правовых и частноправовых аспектов деятельности с применением ИКТ. Для эффективной правовой регламентации, в первую очередь, необходима разработка общих норм, касающихся электронной экономической деятельности (электронного документооборота и электронной подписи, определения порядка отправки и принятия электронных сообщений, установления времени и места приема и отправки сообщений, идентификации отправителя и адресата, обеспечения безопасности обмена электронными сообщениями, упорядочение вопросов налогового, таможенного и валютного законодательства и т.п.)5.
Известно, что на международном уровне правовая база электронного оборота находится еще только в стадии формировании и в основном представлена типовыми рамочными законами в большей мере указывающими направления разработки правового регулирования, чем устанавливающими конкретные обязательные нормы.
В настоящее время один из основных правовых принципов электронной коммерции состоит в том, что стороны, заключившие договор, не вправе ставить под сомнение законность и действительность последнего только на том основании, что он заключен электронным способом. Добиться гарантированного соблюдения этого принципа не всегда возможно, что часто порождает юридические сложности. в частности, положения такого соглашения не всегда обладают юридической силой в случае судебного разбирательства, поскольку в законодательстве ряда стран предусматривается право сторон оспорить законность заключения того или иного соглашения на том основании, что в данном случае требуется традиционный письменный договор, содержащий все его существенные условия, заключенный на бумаге и заверенный собственноручными подписями сторон. Таким образом, ЭК часто не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые могут возникать в силу oбщeoбязaтельных положений национального закона.
Чтобы помочь странам преодолеть названные правовые препятствия, Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в 1996 году был разработан примерный свод правил -Типовой закон «Об электронной коммерции» (Model Law Оп Electronic Commerce).
Закон представляет собой модель, с помощью которой стран могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической значимостью договоров, заключаемых при помощи компьютера, обязательной письменной формой, подписью, оригиналом и копиями, хранением договорной документации в электронном виде, а также признанием последней в качестве судебного доказательства. Правовой режим электронного обмена данными, предусмотренный в типовом законе, основывается на принципе так называемого функционального эквивалента. Это означает, что в случае, когда национальный закон предписывает, чтобы действия, связанные с заключением и исполнением сделок, осуществлялись в письменном виде или с использованием письменных документов, данное требование считается выполненным, если указанные действия осуществляются посредством одного или нескольких электронных сообщений с соблюдением положений законодательства.
Предполагается, что, включив предусматриваемые типовым законом процедуры в национальное законодательство для урегулирования тех ситуаций, когда стороны выбирают электронные средства передачи данных, государство тем самым создает правовую среду, нейтральную по отношению к различным носителям информации.
После принятия Типового закона «Об электронной коммерции» в ЮНСИТРАЛ было достигнуто соглашение о продолжении работы над юридическими нормами и правилами, которые могли бы сделать более предсказуемыми процессы в сфере электронной коммерции, тем самым, способствуя ее развитию во всех регионах мира. Среди таких правил названы положения, регулирующие отношение к электронной цифровой подписи. Быстрый рост числа сделок, заключаемых с помощью Интернет и других сетей, обусловил приоритетность данного вопроса. Доверие к электронной подписи является ключевым условием для заключения договоров и передачи вещных или иных прав посредством электронной связи.
В 1999 году была принята «Директива Европейского Союза о правовых основах сообществ для использования электронных подписей» (далее - Директива), что явилось очередным шагом в формировании европейского и международного права в области электронной коммерции, так как она задает основные направления дальнейшего развития и совершенствования права в области электронной коммерции. Отметим, что западноевропейский опыт правового регулирования имеет для России особую важность, поскольку наша страна принадлежит к той же правовой системе, что и большинство европейских стран. Следовательно, принятый в Европейском Союзе подход может быть использован при совершенствовании отечественного законодательства. Ниже мы приведем краткий обзор основных положений Упомянутой выше Директивы.
В
Директиве предусматривается
В Директиве сформулированы требования к данным, используемым для создания цифровой подписи. Кроме того, Директива увязывает с данными для проверки и средствами проверки электронной цифровой подписи понятие «сертификат», который представляет собой электронное удостоверение, объединяющее данные для проверки электронной цифровой подписи с определенным лицом и подтверждающее идентичность этого лица. Помимо понятия сертификата вводится определение «квалифицированный сертификат», который помимо требований к сертификату электронной цифровой подписи, должен отвечать ряду дополнительных требований.
Процедура выдачи квалифицированных сертификатов сопровождается возложением на провайдера сертификационных услуг обязательств по гарантии их надежности и имущественной ответственности перед пользователями за понесенные убытки.
Директива ставит целью создание правовых предпосылок для широкого использования электронной цифровой подписи в странах Европейского Союза, то есть приданию ей юридической и доказательственной силы. В отношении процедур проверки электронной цифровой подписи Директива устанавливает рекомендательный порядок, касающиеся соответствия используемых данных, проверки аутентичности и действительности сертификата, использования псевдонима и внесенных изменений. В целом Директива исходит из принципа свободы оказания сертификационных услуг. Предусматривается, однако, и осуществление контроля над деятельностью провайдеров сертификационных услуг с определением обязательств государств - участников Европейского Союза в сфере регулирования сертификационных услуг и деятельности провайдеров. Директива допускает признание квалифицированных сертификатов, выданных провайдерами сертификационных услуг третьих стран для того, чтобы создать благоприятные условия для развития ЭК вне являющихся членами Европейского Союза странах. В Директиве перечислены соответствующие условия признания сертификатов третьих стран.
Информация о работе Международно - правовое регулирование электронной коммерции