Международно - правовое регулирование электронной коммерции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

Специфика электронной коммерции предопределяет существенные особенности ее правового регулирования. Во-первых, регламентация электронной коммерции должна строиться на единых для всех государств принципиальных основаниях. Попытки установить изолированный правовой режим для электронной коммерции на национальном уровне с неизбежностью приведут к коллизиям при осуществлении электронных сделок. Во-вторых, определяющим при правовой регламентации электронной коммерции является ее техническая природа и технологические возможности ее осуществления4.

Работа содержит 1 файл

Мой реферат МЧП.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ  ВПО «АмГУ») 
 
 

Факультет Юридический

Кафедра гражданского права

Специальность 030501 – Юриспруденция 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 

по Международному частному праву

на тему: Международно - правовое регулирование электронной  коммерции 
 

Исполнитель

студент 723 группы             ________________________                   О.Я. Волос 
 
 

Руководитель 

Доцент, к.ю.н.                       _________________________         А.В. Кучеренко 
 
 
 
 

     Благовещенск 2011

     В настоящее время все большее  значение приобретает электронная  коммерция. Ее развитие происходит настолько  стремительно, что большинство крупнейших мировых компаний наряду с традиционным offline бизнесом начинают использовать и электронную коммерцию.

     По  усредненной оценке различных исследовательских  компаний, в том числе Forrester Research, объём розничных продаж через  Интернет в 2004 году достиг отметки $900 млрд., а в 2005 году оборот электронной коммерции вырос до триллиона долларов.

     Е. Степаненко определяет электронную  коммерцию как «приобретение  товаров посредством всемирной  сети Интернет»1. Специалисты компании «Майкрософт» также соединяют данное понятие исключительно с операциями в сети Интернет: «Электронная торговля (электронная коммерция) — вид бизнес-активности, в которой коммерческое взаимодействие субъектов бизнеса осуществляется через Интернет». При таком понимании электронной коммерции не принимается во внимание возможность осуществления деловых операций через другие компьютерные сети, которые существуют ныне или появятся в ближайшем будущем.

     По  мнению Д. Гулько, электронная коммерция  — это «совокупность технических и организационных форм ведения коммерческой деятельности и совершения сделок с использованием электронных систем и сети Интернет как средства взаимодействия с партнерами, банком, поставщиками и потребителями товаров и услуг»2. Порой в состав электронной коммерции включают информационное взаимодействие между субъектами частного права и органами государственного управления в рамках налоговых, таможенных и иных публичных правоотношений3.

     С начала 90-х годов XX века во всем мире значительно возросло количество законодательных коллизий, так или иначе связанных с электронной коммерцией. Фактически произошедший переход информационных отношений из бумажной в электронную форму превзошел по значимости и масштабу изменения экономических отношений, произошедших в связи с изменением форм хозяйствования и производства. Перевод привычных отношений в качественно иную форму, масштабный характер циркуляции информации привел к осознанию того, что существующее нормативное регулирование и правоприменительная практика недостаточны для регулирования предпринимательских отношений, складывающихся в электронных информационных сетях глобальной коммуникации.

     Почти каждое государство столкнулось  с этим вызовом сегодня; многие из них уже провели законодательные  реформы в этой области.

     Широкое распространение и многообразие проявлений электронной экономической  деятельности привели к тому, что  понятие «электронная коммерция» получает самые различные интерпретации. Следствием этого стало отсутствие четкого и исчерпывающего правового  регулирования данного феномена. Как отдельными государствами, так и на международном уровне предпринимаются серьезные усилия для установления единообразного регулирования. Однако отсутствие координации в регламентации электронной коммерции приводит к тому, что, несмотря на широкую вовлеченность в указанную деятельность международных межправительственных и неправительственных организаций, государств и отдельных специалистов, значимых результатов пока не достигнуто.

     Специфика электронной коммерции предопределяет существенные особенности ее правового регулирования. Во-первых, регламентация электронной коммерции должна строиться на единых для всех государств принципиальных основаниях. Попытки установить изолированный правовой режим для электронной коммерции на национальном уровне с неизбежностью приведут к коллизиям при осуществлении электронных сделок. Во-вторых, определяющим при правовой регламентации электронной коммерции является ее техническая природа и технологические возможности ее осуществления4.

     Правовую  основу для электронной экономической деятельности формирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 г., создающее условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг. В специальном Приложении к ГАТС по телекоммуникациям предусмотрена обязанность членов ВТО обеспечивать каждому поставщику телекоммуникационных услуг недискриминационный беспрепятственный доступ к сетям и услугам связи общественного характера, а также содействовать применению международных стандартов совместимости коммуникаций, в частности, в рамках МСЭ и Международной организации по стандартизации (МОС).

     Выработка специальных правоположений, направленных на упорядочение электронной коммерции, существенным образом осложнена  в связи с участием в ней  большого числа международных межправительственных и неправительственных организаций, при том, что между ними отсутствует какое-либо согласование в осуществлении этой работы. Координирующие функции должны быть возложены на ЮНСИТРАЛ, поскольку данный орган имеет большой опыт в области международной регламентации электронной коммерции, необходимые организационные, финансовые и интеллектуальные ресурсы.

     Действующие правовые акты, прежде всего, международные  соглашения, как правило, не рассчитаны на применение к отношениям с использованием электронного обмена данными. Препятствием для осуществления электронной коммерции могут стать  акты, в которых используются термины «письменная форма», «документ», «подпись». При разработке многих международных документов, прежде всего соглашений по вопросам  международной торговли, транспорта, таможенного оформления, международных расчетов, признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений, во внимание принималась возможность существования документов лишь в письменной форме. Таких соглашений более тридцати. Осуществить единовременное и скоординированное внесение изменений во все эти международные договоры, различные по предмету регулирования и кругу участников, представляет собой сложную организационную и правовую проблему.

     Электронная коммерция предполагает необходимость  комплексного правового регулирования. При этом должны быть соотнесены и  взаимоувязаны правоположения по упорядочению публично-правовых и частноправовых аспектов деятельности с применением  ИКТ. Для эффективной правовой регламентации, в первую очередь, необходима разработка общих норм, касающихся электронной экономической деятельности (электронного документооборота и электронной подписи, определения порядка отправки и принятия электронных сообщений, установления времени и места приема и отправки сообщений, идентификации отправителя и адресата, обеспечения безопасности обмена электронными сообщениями, упорядочение вопросов налогового, таможенного и валютного законодательства и т.п.)5.

     Известно, что на международном уровне правовая база электронного оборота находится еще только в стадии формировании и в основном представлена типовыми рамочными законами в большей мере указывающими направления разработки правового регулирования, чем устанавливающими конкретные обязательные нормы.

     В настоящее время один из основных правовых принципов электронной  коммерции состоит в том, что  стороны, заключившие договор, не вправе ставить под сомнение законность и действительность последнего только на том основании, что он заключен электронным способом. Добиться гарантированного соблюдения этого принципа не всегда возможно, что часто порождает юридические сложности. в частности, положения такого соглашения не всегда обладают юридической силой в случае судебного разбирательства, поскольку в законодательстве ряда стран предусматривается право сторон оспорить законность заключения того или иного соглашения на том основании, что в данном случае требуется  традиционный письменный договор, содержащий все его  существенные условия, заключенный на бумаге и заверенный собственноручными подписями сторон. Таким образом, ЭК часто не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые могут возникать в силу oбщeoбязaтельных положений национального закона.

     Чтобы помочь странам преодолеть названные  правовые препятствия, Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в 1996 году был разработан примерный свод правил -Типовой закон «Об электронной коммерции» (Model Law Оп Electronic Commerce).

     Закон представляет собой модель, с помощью  которой стран могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической значимостью договоров, заключаемых при помощи компьютера, обязательной письменной формой, подписью, оригиналом и копиями, хранением договорной документации в электронном виде, а также признанием последней в качестве судебного доказательства. Правовой режим электронного обмена данными, предусмотренный в типовом законе, основывается на принципе так называемого функционального эквивалента. Это означает, что в случае, когда национальный закон предписывает, чтобы действия, связанные с заключением и исполнением сделок, осуществлялись в письменном виде или с использованием письменных документов, данное требование считается выполненным, если указанные действия осуществляются посредством одного или нескольких электронных сообщений с соблюдением положений законодательства.

     Предполагается, что, включив предусматриваемые  типовым законом процедуры в  национальное законодательство для  урегулирования тех ситуаций, когда  стороны выбирают электронные средства передачи данных, государство тем самым создает правовую среду, нейтральную по отношению к различным носителям информации.

     После принятия Типового закона «Об электронной  коммерции» в ЮНСИТРАЛ было достигнуто соглашение о продолжении работы над юридическими нормами и правилами, которые могли бы сделать более предсказуемыми процессы в сфере электронной коммерции, тем самым, способствуя ее развитию во всех регионах мира. Среди таких правил названы положения, регулирующие отношение к электронной цифровой подписи. Быстрый рост числа сделок, заключаемых с помощью Интернет и других сетей, обусловил приоритетность данного вопроса. Доверие к электронной подписи является ключевым условием для заключения договоров и передачи вещных или иных прав посредством электронной связи.

     В 1999 году была принята «Директива Европейского Союза о правовых основах сообществ  для использования электронных  подписей» (далее - Директива), что явилось  очередным шагом в формировании европейского и международного права в области электронной коммерции, так как она задает основные направления дальнейшего развития и совершенствования права в области электронной коммерции. Отметим, что западноевропейский опыт правового регулирования имеет для России особую важность, поскольку наша страна принадлежит к той же правовой системе, что и большинство европейских стран. Следовательно, принятый в Европейском Союзе подход может быть использован при совершенствовании отечественного законодательства. Ниже мы приведем краткий обзор основных положений Упомянутой выше Директивы.

     В Директиве предусматривается понятие  электронной цифровой подписи как  совокупности данных в электронной  форме, присоединяемых другим данным или  логически связанных: с ними и  служащих для аутентификации. Директива  также предусматривает возможность  использования электронной цифровой подписи с расширенными функциональными признаками («электронные подписи повышенной надежности»).

     В Директиве сформулированы требования к данным, используемым для создания цифровой подписи. Кроме того, Директива  увязывает с данными для проверки и средствами проверки электронной цифровой  подписи понятие «сертификат», который представляет собой электронное удостоверение, объединяющее данные для проверки электронной цифровой подписи с определенным лицом и подтверждающее идентичность этого лица. Помимо понятия сертификата вводится определение «квалифицированный сертификат», который помимо требований к сертификату электронной цифровой подписи, должен отвечать ряду дополнительных требований.

     Процедура выдачи квалифицированных сертификатов сопровождается возложением на провайдера сертификационных услуг обязательств по гарантии их надежности и имущественной ответственности перед пользователями за понесенные убытки.

     Директива ставит целью создание правовых предпосылок  для широкого использования электронной цифровой подписи в странах Европейского Союза, то есть приданию ей юридической и доказательственной силы. В отношении процедур проверки электронной цифровой подписи Директива устанавливает рекомендательный порядок, касающиеся соответствия используемых данных, проверки аутентичности и действительности сертификата, использования псевдонима и внесенных изменений. В целом Директива исходит из принципа свободы оказания сертификационных услуг. Предусматривается, однако, и осуществление контроля над деятельностью провайдеров сертификационных услуг с определением обязательств государств - участников Европейского Союза в сфере регулирования сертификационных услуг и деятельности провайдеров. Директива допускает признание квалифицированных сертификатов, выданных провайдерами сертификационных услуг третьих стран для того, чтобы создать благоприятные условия для развития ЭК вне являющихся членами Европейского Союза странах. В Директиве перечислены соответствующие условия признания сертификатов третьих стран.

Информация о работе Международно - правовое регулирование электронной коммерции