Из сказанного следует,
что государства являются необходимыми
субъектами международного права. Поэтому
отрицание их международной правосубъектности
равносильно отрицанию самого международного
права. Между тем сторонники такого
отрицания реально существуют даже
среди авторитетных юристов.
В последние годы
получили распространение концепции,
авторы которых, ссылаясь на развивающийся
процесс глобализации, утверждают,
будто происходит упадок роли государства,
а некоторые даже констатируют конец
национального государства. Пишут о том,
что государства вытесняются транснациональными
корпорациями, которые способны лучше
обеспечить мировой порядок.6
Глобализация
действительно усложняет управление
международной системой, а также
национальным обществом. Государствам
приходится совместно решать не только
международные проблемы, но и задачи,
которые еще вчера были чисто
внутренними. Все больший объем
общественных отношений выходит
за пределы государственных границ,
и их регулирование возможно лишь
путем взаимодействия государств. Сказанное
находит отражение в практике государств
и международных организаций.
Сегодня
государство несет двойную ответственность
- ответственность за положение дел
в стране и в международном
сообществе. Ни одно другое образование
не в состоянии заменить государство
в этом качестве. Это принципиальное
положение нашло отражение во
многих документах ООН.
В
наше время особое развитие получает
интеграция на региональном уровне. Однако
для решения глобальных проблем
необходимо обеспечить достаточно высокий
уровень управления мировой системой
в целом. Отсюда неизбежность роста
роли всеобщих международных организаций,
расширения их полномочий и повышения
эффективности деятельности. ООН подчеркивает,
что «многосторонние механизмы должны
играть уникальную роль в отношении вызовов
и возможностей, порождаемых глобализацией»7.
Из
сказанного следует, что развитие глобального
управления идет не государственно-правовым,
а международно-правовым путем. Задача
состоит не в преобразовании международного
права в нечто подобное праву
государства, а в совершенствовании
специфических международно-правовых
механизмов.
Особенность международного
права состоит в том, что оно
создается прежде всего государствами
и регулирует преимущественно межгосударственные
отношения. Международно-правовой облик
других участников международных отношений
также в значительной мере определяется
государствами. Являясь творцами международных
прав и обязанностей, государства
выступают как основные субъекты
международного права. В этом качестве
они обладают исключительным и неотъемлемым
свойством, базирующимся на политической
организации власти, - государственным
суверенитетом. Суверенитет государство
осуществляет в рамках международного
права, с учетом уважения суверенитета
и интересов других государств. Из этого
вытекает, что государство как субъект
международного права не может осуществлять
своей власти в отношении другого государства
(«par in parem non habet imperium» - равный не имеет
власти над равным). В частности, это выражается
в неподчинении одного государства законодательству
другого: действия государства определяются
собственными законами и нормами международного
права. Иммунитет государства также охватывает
его неподсудность судебным органам другого
государства: привлечение его к суду другого
государства может осуществляться только
с его согласия.
Международная
правосубъектность государства
связана с участием в деятельности
международных организаций. Вступление
в члены организации предполагает принятие
обязательств по ее уставу, признание
определенных полномочий организации
и ее решений в соответствии с их юридической
силой.
В
действующей Конституции Российской
Федерации отныне имеется специальная
норма (ст. 79), согласно которой Российская
Федерация может участвовать
в межгосударственных объединениях
и передавать им часть своих полномочий
в соответствии с международными договорами
(очевидно, прежде всего учредительными
актами таких объединений), если это не
влечет ограничения прав и свобод человека
и гражданина и не противоречит основам
конституционного строя Российской Федерации.
Таким
образом, государство как субъект
международного права обладает способностью
устанавливать права и обязанности,
приобретать права и нести
обязанности, а также самостоятельно
осуществлять их. Участие государства
в международном правотворчестве
связано не только с принятием
обязательств, но и их выполнением,
а также стремлением к тому,
чтобы нормы международного права
выполнялись всеми субъектами, имели
юридическую обеспеченность. Правосубъектность
государства существует независимо
от воли других субъектов международного
права и сохраняется до тех
пор, пока государство существует. Она
универсальна, охватывая все компоненты
предмета международно-правового регулирования.8
Исторически
известны несколько способов образования
новых государств как субъектов
международного права: смена государств
одного исторического типа другим;
возникновение государства в
результате достижения колониальным народом
своей независимости; территориальные
изменения, связанные с объединением
нескольких государств в одно государство
либо с распадом государства на несколько
государств, либо с отделением одного
государства от другого. В этих случаях
встает вопрос о признании новых государств
как субъектов международного права и
об их правопреемстве.
Государства
являются основными субъектами международного
права; международная правосубъектность
присуща государствам в силу самого
факта их существования. Государства
имеют следующие признаки: аппарат
власти и управления, территория, население
и суверенитет.
Суверенитет определяется
в теории права следующим образом:
это юридическое выражение самостоятельности
государства, верховенства и неограниченности
его власти внутри страны, а также
независимости и равноправия
во взаимоотношениях с другими государствами.
Суверенитет государства имеет
международно-правовой и внутренний
аспекты.
Международно-правовой
аспект суверенитета означает, что
международное право рассматривает
в качестве своего субъекта и участника
международных отношений не государственные
органы или отдельные должностные
лица, а государство в целом. Все
международно-правовые значимые действия,
совершенные уполномоченными на
то должностными лицами государства, считаются
совершенными от имени этого государства.
Внутренний аспект
суверенитета предполагает территориальное
верховенство и политическую независимость
государственной власти внутри страны
и за рубежом.
Основу международно-правового
статуса государства составляют
права, которые перечислены в
различных международно-правовых источниках.
К таковым относятся: право на
суверенное равенство, право на самооборону,
право на участие в создании международно-правовых
норм, право на участие в международных
организациях9. Так, в Декларации
о принципах международного права 1970 г.
говорится, что каждое государство обязано
уважать правосубъектность других государств
и соблюдать принципы международного
права. Из правовой природы суверенитета
вытекает также, что ни одна обязанность
не может быть возложена на государство
без его согласия на возложение данного
обязательства.
Таким образом, суверенное
государство является основным субъектом
международного права. В силу своей
суверенной власти государства создают
и применяют международно-правовые
нормы. Понятие государства в
международном праве имеет свою
специфику. Главное состоит в
том, что, будучи носителем суверенитета,
государство представляет страну в
международных отношениях и обладает
способностью осуществлять международные
права и обязанности.
Межамериканская конвенция
о правах и обязанностях государств
1933 г. закрепила следующие критерии
государства как субъекта международного
права:
- постоянное
население;
- определенная
территория;
- власть;
- способность
вступать в отношения с другими государствами
(ст. 1).
Эти положения не
раз подтверждались и в последующей
международной практике.
Литературе известны
и иные определения государства.
Польский профессор Л. Антонович
считает, что «государством является
суверенное геополитическое образование,
признающее международное право» <*>.
По мнению немецкого профессора Г. Мослера,
«государство в аспекте международного
правопорядка может быть определено как
организованное социальное образование,
которое на каждом этапе исторического
процесса является высшей общественной
властью, обладающей равенством со всеми
другими аналогичными образованиями»10.
Основные
права и обязанности государства
- категория, отражающая условия, необходимые
для жизни государства в рамках
международного сообщества. Поэтому они
относятся к категории так называемых
неотъемлемых прав, которые в нормальных
условиях не могут быть ограничены. У всех
государств они одинаковы независимо
от их размеров, экономического и военного
могущества и других различий.
Основные
права и обязанности обусловлены
природой государства и характером
сообщества. Можно сказать, что каково
сообщество, таковы и права и обязанности,
а с другой стороны, каковы права
и обязанности государств, таково
и международное сообщество. По мере
развития последнего содержание прав
и обязанностей расширяется, обогащается.
Основные
права связаны с суверенитетом.
Нередко их именуют суверенными
правами. Они служат предпосылкой приобретения
иных прав и обязанностей. При осуществлении
своих суверенных прав государства
ограничены соответствующими правами
других государств. Использование прав
в ущерб правам и законным интересам
других государств является злоупотреблением
правами.
3. Особенности
правового статуса и
международной
правосубъектности
объединений государств
В
доктрине международного права правосубъектность
рассматривается в двух аспектах:
1) как элемент системы международного
права; 2) как качественная характеристика
субъекта международного права. Как
элемент системы международного
права правосубъектность является
общесистемным институтом. Международная
правосубъектность как качественная
характеристика выражается в способности
лица быть субъектом международного
права, носителем международных
прав и обязанностей, участником международных
правоотношений. Степень участия
субъекта в международно-правовых отношениях
определяется объемом предоставленных
ему нормами международного права
прав и обязанностей.
В
каждой правовой системе могут быть
различные субъекты права. На международной
арене в качестве субъектов выступают
не только государства, но и объединения
государств, которые в международном
праве рассматриваются как международные
организации, несмотря на то, что некоторые
их них обладают чертами, не характерными
для традиционных международных
организаций. Международные организации
- это институт современного общества,
отличный от государства. Как справедливо
отмечает Г.И. Тункин, было бы неправильно
на этом основании утверждать, что они
не могут быть субъектами международного
права, точно так же, как было бы неверно,
признавая правосубъектность международных
организаций, приравнивать их к государствам11.
Поэтому правосубъектность международных
организаций имеет отличительные особенности.
С.А. Малинин и Т.М. Ковалева отмечают, что
эти особенности касается: а) источника
(происхождения) правосубъектности; б)
характера и содержания (объема) правосубъектности;
в) способов прекращения правосубъектности12.
Государства приобретают правосубъектность
с момента своего возникновения и независимо
от воли других субъектов, уже существующих
на международной арене. Данное свойство
государств вытекает из самой их сущности
как суверенного образования, они являются
субъектами международного права ipso facto,
и поэтому называются субъектами «первичными».
Правосубъектность международных организаций
всегда договорного происхождения. Ее
источником служат учредительные акты
организации, т. е. международные договоры,
заключенный государствами. Следовательно
правосубъектность международной организации
производна от правосубъектности «первичных»
(суверенных) субъектов. И в этом смысле
международные организации суть производные
субъекты международного права. По характеру
правосубъектность международных организаций
носит функциональный характер, в отличие
от государств, правосубъектность которых
универсальна. Наделение той или иной
международной организации правами и
обязанностями зависит от ее целей и их
объем не может превышать функциональных
потребностей организации. Способность
к совершению международных действий
ограничена указанными рамками и фиксируется
в учредительном акте и дополняющих его
документах. Так, при обращении Всемирной
Организации Здравоохранения в Международный
Суд ООН относительно законности применения
государством ядерного оружия в вооруженном
конфликте Суд отказался ответить на запрос
в связи с отсутствием у Всемирной Организации
Здравоохранения компетенции применительно
к поставленной проблеме13. Существование
правосубъектности международных организаций
целиком зависит от воли государств-членов.
Государства создают международную организацию,
придавая ей качество субъекта права,
государства способны ликвидировать ее.
Таким
образом, правосубъектность международных
образований является производной
и функциональной, что определяет
ее объем и особенности реализации.
Вопрос
о юридическом основании правосубъектности
международных организаций состоит,
прежде всего, в том, определяется ли
международная правосубъектность
международных организаций и
ее объем общим международным
правом или же правосубъектность
каждой международной организации
базируется на ее уставе. В международном
праве нет универсальных конвенций,
определяющих правовое положение международных
организаций, кроме конвенций, предоставляющих
международным организациям полномочия
в определенных сферах. Кроме того, международные
организации заключают соглашения с государствами
во всех случаях, когда возникает вопрос
о правовом статусе организации, ее органов,
должностных лиц. Но международное право
не содержит норм, препятствующих наделению
международных организаций правосубъектностью.
Правосубъектность международной организации
основывается на ее уставе, который определяет
также ее объем. В доктрине международного
права нет единства относительно правовой
природы некоторых организаций и вопрос
об их правосубъектности также остается
дискуссионным. Например, неоднозначно
определяется правовая природа и правосубъектность
Европейского Союза, Содружества Независимых
Государств и Союзного государства Российской
Федерации и Республики Беларусь. Представляется,
что возникновение полемики по данному
вопросу можно объяснить как отсутствием
ясных положений в учредительных договорах
о форме и правосубъектности объединений,
так и тем, что данные образования не вписываются
в рамки традиционных представлений о
международных организациях.
В
науке международного права для
характеристики правовой природы объединений
используется понятие «межгосударственное
объединение «sui generis». Например, Б.Н.
Топорнин характеризует Европейский
Союз как межгосударственный союз особого
типа, имеющий характер динамичного, развивающегося
феномена14. Это обозначение имеет
целью подчеркнуть динамичный характер
феномена, определяемого с его помощью.
Содружество Независимых Государств также
было охарактеризовано как международно-правовое
объединение особого рода — «sui generis»,
которое носит переходный характер, И.
П. Блищенко15.
Основная
сложность в определении правовой
природы СНГ состоит в том,
что учредительные акты Содружества
по сути являются документами, санкционирующими
прекращение существования СССР,
и, тем самым, имеют дезинтеграционный
характер, в то время как формально
они лежат в основе формирования
регионального международно-правового
сотрудничества. Содружество Независимых
Государств было оформлено несколькими
документами, которые называют учредительными.