Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:26, реферат

Описание работы

Конвенция была разработана по инициативе ООН и принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года. Является международным договором универсального характера, посвящённым правам конкретной группы населения, нуждающейся в защите: всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В сферу действия конвенции входит весь процесс миграции, включая подготовку к миграции, отъезд, транзит и весь период пребывания и занятия оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве работы по найму, а также возвращение в государство происхождения или обычного места проживания.

Работа содержит 1 файл

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.docx

— 26.94 Кб (Скачать)
 

 Конвенция была разработана  по инициативе ООН и принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года. Является международным договором универсального характера, посвящённым правам конкретной группы населения, нуждающейся в защите: всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В сферу действия конвенции входит весь процесс миграции, включая подготовку к миграции, отъезд, транзит и весь период пребывания и занятия оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве работы по найму, а также возвращение в государство происхождения или обычного места проживания.

Основная цель принятия конвенции — защита прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей на международном уровне.

До принятия конвенции  отдельные положения, регулирующие правовой статус трудящихся-мигрантов, содержались в основном в документах, выработанных в рамках Международной организации труда: в Конвенции о трудящихся-мигрантах (№ 97), в Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143), в Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 86), в Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 151), в Конвенции о принудительном или обязательном труде (№ 29) и Конвенции об упразднении принудительного труда (№ 105). Обобщив знания и опыт Международной организации труда, органов Организации Объединённых Наций (в частности, Комиссии по правам человека и Комиссии социального развития), Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций, Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения, с учетом практики, выработанной государствами на региональной или двусторонней основе в отношении защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, специально созданная рабочая группа подготовила проект конвенции, которая была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года.

Основная цель конвенции  заключается в том, чтобы способствовать уважению прав человека трудящихся-мигрантов. К мигрантам следует относиться не только как к работникам, но и  как к личностям. Конвенция не создаёт новых прав для мигрантов, но направлена на обеспечение равного  обращения и равных условий труда  для мигрантов и граждан принимающей  страны. Конвенция опирается на основополагающее понятие о том, что всем мигрантам  должна предоставляться защита определённого  минимума их прав. Конвенция признает, что легальные мигранты должны обладать большим набором прав, чем нелегальные, однако в ней подчеркивается, что  и в отношении нелегальных  мигрантов должны соблюдаться основные права человека.

В то же время, конвенция  предлагает принять меры по выявлению  и недопущению незаконных или  тайных переездов трудящихся-мигрантов  и членов их семей, в частности, путем:

• борьбы против вводящей в заблуждение информации, а также  подстрекательства людей к нелегальной  миграции;

• применения санкций  против лиц, групп или образований, которые занимаются организацией, осуществлением или оказанием помощи в организации  нелегальной миграции, в том числе  путём принятия мер к нанимателям  нелегальных мигрантов.

По состоянию  на апрель 2010 года конвенцию ратифицировали 42 государства (из них 14 — с оговорками или заявлениями), подписали, но не ратифицировали 16.

По сей день страны, которые ратифицировали Конвенцию, являются в большинстве своем  странами происхождения мигрантов (как, например, Мексика, Марокко и  Филиппины). Для этих стран Конвенция  является важным инструментом для защиты своих граждан, живущих за рубежом. К примеру, Филиппины ратифицировали Конвенцию после того, как имели  место несколько случаев жестокого  обращения с филиппинскими рабочими за рубежом. Вместе с тем, многие ратифицировавшие страны являются также странами транзита и назначения.

Ни одна из стран, которые  являются крупными реципиентами иностранной  рабочей силы, так и не подписала  и не ратифицировала Конвенцию.

Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, созданный для наблюдения за осуществлением положений конвенции  государствами-участниками.

Комитет состоит из четырнадцати экспертов, которые должны обладать высокими моральными качествами, беспристрастностью и признанной компетентностью  в области, охватываемой конвенцией.

Комитет рассматривает  доклады государств — участников конвенции по вопросам соблюдения её положений. В соответствии со статьей 73 государства — участники Конвенции должны представить первоначальный доклад о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, в течение одного года после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства — участника, а затем — через каждые пять лет.

 _________

Трудовым  мигрантам предоставляются  те же права, что и  гражданам принимающей  страны

В конце 2008 года странами — членами СНГ была подписана  Конвенция о правовом статусе  трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества  Независимых Государств, имеющая  громадное значение для упорядочения трудовой миграции на пространстве бывшего  СССР.

 
В настоящее время идет процесс  ратификации Конвенции сторонами, после чего она сможет вступить в  действие. Одной из первых ратифицировала международный документ Белоруссия, недавно состоялась ратификация  в Казахстане и в Кыргызстане. Российская Федерация должна осуществить  ратификацию Конвенции в ближайшее  время. О том, что несет Конвенция  присоединившимся к ней сторонам, рассказывает профессор кафедры  государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной  службы при Президенте РФ доктор философских  наук Татьяна ИЛАРИОНОВА.

История вопроса

После развала Советского Союза бывшие советские социалистические республики, образовавшие на территории распавшейся державы СНГ —  Содружество Независимых Государств, столкнулись с большими проблемами по регулированию людских потоков, хаотично перемещавшихся с места  на место, пересекая вновь созданные  границы. Правительства реагировали  на возникавшие проблемы, как правило, ситуационно — затыкали дыры, принимая законы и вводя меры бессистемно, то по одному, то по другому острому вопросу. Понятно, что в целом это мало что меняло. Поэтому уже с 1992 года страны начинают предпринимать совместные усилия по упорядочению миграционных потоков на пространстве СНГ. Так, в 1995 году Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ приняла Конвенцию “Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ”, но она осталась в большей степени, так сказать, в плоскости теории, а на практике в управлении миграцией продолжала господствовать разноголосица.

Отношение к миграции постепенно становилось более реалистическим. Было время, когда на первое место  выдвигалось право граждан на свободное перемещение, которое  недопустимо ограничивать. И граждане перемещались, их никто не останавливал, чему немало способствовали действовавшие  долгое время советские паспорта. Россия, напомню, отменила их одной  из последних, а еще у нас имели  хождение в качестве удостоверяющих документов различного рода иные официальные  бумаги, вплоть до справок. Люди, пережившие в 1990-е годы сильные потрясения и  искавшие спокойное и надежное место  для жизни, этим пользовались. Они  обращали свои надежды к России, искали здесь прибежища, рассчитывали на легкое обустройство — а тогдашнее  законодательство, к сожалению, никаких  процедур, механизмов на этот счет не предусматривало. Возникала неразбериха, копились разочарования, с последствиями тех бед мы разбираемся до сих пор.

Назрела задача внести в миграцию ясность и порядок. Отдельные страны, входящие в СНГ, стали принимать специальные  законы, посвященные миграции, причем действовали они во многом синхронно. Однако единой концепции по-прежнему не существовало, притом что границы  между нашими странами были, по сути, прозрачными, они и сейчас остаются такими. Между тем клубок проблем  нарастал, с миграцией тесно переплетались  наркотрафик, незаконное перемещение  капитала, рабство и торговля людьми, нарушения трудового законодательства и правил по охране труда и т.д. Все осознавали необходимость международного миграционного соглашения, а также  единой информационной системы миграционного  учета.

По  международным стандартам

Практическая база по регулированию миграционных потоков, общая для стран—членов СНГ, начала формироваться с 2007 года. Именно тогда  были сформулированы концептуальные положения, которые легли в основу Конвенции  о правовом статусе трудящихся-мигрантов  и членов их семей государств—участников  Содружества Независимых Государств. Данная Конвенция — первый подобный международный документ рамочного  свойства, предлагающий единый взгляд и общий законодательный подход к трудовой миграции для всех стран  Содружества без исключения. Речь идет о трудовой миграции, потому что  сегодня, не секрет, наши граждане обычно едут в соседние страны не в гости, не на экскурсию, а на заработки. Нужно  подчеркнуть, под Конвенцией планируют  поставить подписи представители  абсолютно всех членов СНГ, несмотря на имеющиеся расхождения, включая, к примеру, Грузию или Украину. Это  свидетельствует о чрезвычайной значимости данного документа для  постсоветских республик.

Конвенция опирается  на ряд основополагающих принципов. Первостепенное значение имеет соблюдение прав и свобод человека, что соответствует  нормам международного права, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека, в Европейской конвенции о  защите прав человека и других международных  правовых актах. Из этого вытекает установка  Конвенции на помощь гражданам, желающим найти применение своим трудовым навыкам на территории другой страны в пределах Содружества, и совместное регулирование странами—участниками миграционных потоков согласно международным  стандартам, выраженным, например, в  Международной конвенции “О защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей”.

Трудовые мигранты пользуются всеми теми правами, какими обладают граждане принимающей страны в области условий труда, оплаты труда, аренды и покупки жилья, социального  обеспечения (кроме пенсионного), социального  страхования, возмещения вреда в  результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Однако прием трудящихся-мигрантов  ведется с учетом национальных интересов, и, скажем, принимающая страна может  путем введения квот ограничить доступ мигрантов к трудовой деятельности в целях защиты своего рынка труда  и обеспечения приоритетного  права своих граждан на занятие  вакантных мест. Проще говоря, все  страны открыты для иностранных  работников, но не для всех, а лишь для тех, в ком они нуждаются, и так, чтобы не ущемить права  коренного населения. Это единодушное  мнение участников Конвенции. Также  солидарны они в неприятии  любых форм подневольного труда.

Трудящиеся-мигранты могут свободно переводить и перевозить на родину заработанные деньги, у них  нельзя просто так отобрать документы  или выпроводить из принимающей  страны без законных оснований. Меры принуждения могут применять  к мигрантам только уполномоченные компетентные органы, которые стороны  должны четко определить. На эти  компетентные органы возлагается также  обязанность своевременно информировать  партнеров об изменениях в национальном законодательстве, в правилах приема трудящихся-мигрантов, о ситуации на национальном рынке труда и т.п.

От  общего к частному

Конвенция предлагает рамки трудового миграционного  обмена, а детали приема трудящихся-мигрантов  устанавливаются странами на основе двусторонних отношений. Таким образом, для решения конкретных проблем  подписавшие Конвенцию государства  должны заключить межправительственные договоры, соглашения. У России есть соглашения со странами — членами  СНГ, затрагивающие миграционные вопросы, больше всего их с Таджикистаном. Это можно объяснить тем, что  из Таджикистана с 1992 года, когда там  шла гражданская война, в Россию потянулось много беженцев, потом  пошли массовые трудовые потоки, сказался также уровень взаимопонимания  между руководством двух стран. Можно  назвать такие документы, как  “О положении соотечественников  в Таджикистане”, “О российско-таджикских отношениях”, “О российско-таджикском сотрудничестве в области образования, науки, культуры, спорта и туризма”, “О торгово-экономическом сотрудничестве”. Есть похожие документы, правда меньше, с Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном. Но везде  внимание уделено правовому статусу  иностранных граждан, взаимным поездкам граждан, визовому режиму, а о трудовой миграции речи почти не идет. А в  развитие Конвенции предстоит принять  двусторонние соглашения по теме непосредственно  трудовой миграции.

Проблем здесь множество. Причем нередко они связаны со спецификой внутринационального развития. К примеру, в России не урегулировано  пенсионное обеспечение трудовых мигрантов, но нам не все ясно и с пенсионным обеспечением россиян. Сегодняшние  трудовые мигранты, в том числе  россияне, за проведенные на заработках за рубежом годы к старости ничего не получат, этот период трудовой жизни  у них как бы выпадает. Очевидно, это конкретная проблема, которую  предстоит решать, хотя рамочная Конвенция  ее обходит. Или Конвенция говорит  о том, что стороны сотрудничают по вопросам медицинского страхования, но как это происходит, оставляет  в стороне. И если россияне при  выезде в Европу непременно должны купить медицинскую страховку, то для  таджиков или украинцев, въезжающих в Россию, это сегодня не обязательно. Значима и проблема двойного налогообложения, когда работник платит налоги с доходов  и своей стране, и чужой, где  он временно работает. Вероятно, будут  происходить изменения по этим и  другим направлениям. Это серьезная  дипломатическая работа, которая  ожидает наши страны.

Информация о работе Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей