Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:26, реферат
Конвенция была разработана по инициативе ООН и принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года. Является международным договором универсального характера, посвящённым правам конкретной группы населения, нуждающейся в защите: всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В сферу действия конвенции входит весь процесс миграции, включая подготовку к миграции, отъезд, транзит и весь период пребывания и занятия оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве работы по найму, а также возвращение в государство происхождения или обычного места проживания.
Конвенция была разработана по инициативе ООН и принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года. Является международным договором универсального характера, посвящённым правам конкретной группы населения, нуждающейся в защите: всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В сферу действия конвенции входит весь процесс миграции, включая подготовку к миграции, отъезд, транзит и весь период пребывания и занятия оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве работы по найму, а также возвращение в государство происхождения или обычного места проживания.
Основная цель принятия конвенции — защита прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей на международном уровне.
До принятия конвенции отдельные положения, регулирующие правовой статус трудящихся-мигрантов, содержались в основном в документах, выработанных в рамках Международной организации труда: в Конвенции о трудящихся-мигрантах (№ 97), в Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143), в Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 86), в Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 151), в Конвенции о принудительном или обязательном труде (№ 29) и Конвенции об упразднении принудительного труда (№ 105). Обобщив знания и опыт Международной организации труда, органов Организации Объединённых Наций (в частности, Комиссии по правам человека и Комиссии социального развития), Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций, Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения, с учетом практики, выработанной государствами на региональной или двусторонней основе в отношении защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, специально созданная рабочая группа подготовила проект конвенции, которая была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года.
Основная цель конвенции
заключается в том, чтобы способствовать
уважению прав человека трудящихся-мигрантов.
К мигрантам следует относиться
не только как к работникам, но и
как к личностям. Конвенция не
создаёт новых прав для мигрантов,
но направлена на обеспечение равного
обращения и равных условий труда
для мигрантов и граждан
В то же время, конвенция
предлагает принять меры по выявлению
и недопущению незаконных или
тайных переездов трудящихся-
• борьбы против вводящей
в заблуждение информации, а также
подстрекательства людей к
• применения санкций против лиц, групп или образований, которые занимаются организацией, осуществлением или оказанием помощи в организации нелегальной миграции, в том числе путём принятия мер к нанимателям нелегальных мигрантов.
По состоянию на апрель 2010 года конвенцию ратифицировали 42 государства (из них 14 — с оговорками или заявлениями), подписали, но не ратифицировали 16.
По сей день страны,
которые ратифицировали Конвенцию,
являются в большинстве своем
странами происхождения мигрантов
(как, например, Мексика, Марокко и
Филиппины). Для этих стран Конвенция
является важным инструментом для защиты
своих граждан, живущих за рубежом.
К примеру, Филиппины ратифицировали
Конвенцию после того, как имели
место несколько случаев
Ни одна из стран, которые являются крупными реципиентами иностранной рабочей силы, так и не подписала и не ратифицировала Конвенцию.
Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, созданный для наблюдения за осуществлением положений конвенции государствами-участниками.
Комитет состоит из четырнадцати экспертов, которые должны обладать высокими моральными качествами, беспристрастностью и признанной компетентностью в области, охватываемой конвенцией.
Комитет рассматривает доклады государств — участников конвенции по вопросам соблюдения её положений. В соответствии со статьей 73 государства — участники Конвенции должны представить первоначальный доклад о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, в течение одного года после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства — участника, а затем — через каждые пять лет.
_________
Трудовым мигрантам предоставляются те же права, что и гражданам принимающей страны
В конце 2008 года странами — членами СНГ была подписана Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств, имеющая громадное значение для упорядочения трудовой миграции на пространстве бывшего СССР.
В настоящее время идет процесс
ратификации Конвенции
История вопроса
После развала Советского
Союза бывшие советские социалистические
республики, образовавшие на территории
распавшейся державы СНГ —
Содружество Независимых
Отношение к миграции
постепенно становилось более
Назрела задача внести
в миграцию ясность и порядок.
Отдельные страны, входящие в СНГ,
стали принимать специальные
законы, посвященные миграции, причем
действовали они во многом синхронно.
Однако единой концепции по-прежнему
не существовало, притом что границы
между нашими странами были, по сути,
прозрачными, они и сейчас остаются
такими. Между тем клубок проблем
нарастал, с миграцией тесно
По международным стандартам
Практическая база
по регулированию миграционных потоков,
общая для стран—членов СНГ, начала
формироваться с 2007 года. Именно тогда
были сформулированы концептуальные положения,
которые легли в основу Конвенции
о правовом статусе трудящихся-мигрантов
и членов их семей государств—участников
Содружества Независимых
Конвенция опирается
на ряд основополагающих принципов.
Первостепенное значение имеет соблюдение
прав и свобод человека, что соответствует
нормам международного права, закрепленным
во Всеобщей декларации прав человека,
в Европейской конвенции о
защите прав человека и других международных
правовых актах. Из этого вытекает установка
Конвенции на помощь гражданам, желающим
найти применение своим трудовым
навыкам на территории другой страны
в пределах Содружества, и совместное
регулирование странами—
Трудовые мигранты
пользуются всеми теми правами, какими
обладают граждане принимающей страны
в области условий труда, оплаты
труда, аренды и покупки жилья, социального
обеспечения (кроме пенсионного), социального
страхования, возмещения вреда в
результате несчастного случая на производстве
или профессионального
Трудящиеся-мигранты могут свободно переводить и перевозить на родину заработанные деньги, у них нельзя просто так отобрать документы или выпроводить из принимающей страны без законных оснований. Меры принуждения могут применять к мигрантам только уполномоченные компетентные органы, которые стороны должны четко определить. На эти компетентные органы возлагается также обязанность своевременно информировать партнеров об изменениях в национальном законодательстве, в правилах приема трудящихся-мигрантов, о ситуации на национальном рынке труда и т.п.
От общего к частному
Конвенция предлагает
рамки трудового миграционного
обмена, а детали приема трудящихся-мигрантов
устанавливаются странами на основе
двусторонних отношений. Таким образом,
для решения конкретных проблем
подписавшие Конвенцию
Проблем здесь множество. Причем нередко они связаны со спецификой внутринационального развития. К примеру, в России не урегулировано пенсионное обеспечение трудовых мигрантов, но нам не все ясно и с пенсионным обеспечением россиян. Сегодняшние трудовые мигранты, в том числе россияне, за проведенные на заработках за рубежом годы к старости ничего не получат, этот период трудовой жизни у них как бы выпадает. Очевидно, это конкретная проблема, которую предстоит решать, хотя рамочная Конвенция ее обходит. Или Конвенция говорит о том, что стороны сотрудничают по вопросам медицинского страхования, но как это происходит, оставляет в стороне. И если россияне при выезде в Европу непременно должны купить медицинскую страховку, то для таджиков или украинцев, въезжающих в Россию, это сегодня не обязательно. Значима и проблема двойного налогообложения, когда работник платит налоги с доходов и своей стране, и чужой, где он временно работает. Вероятно, будут происходить изменения по этим и другим направлениям. Это серьезная дипломатическая работа, которая ожидает наши страны.