Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций
Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.
Вместе с тем ряд важных аспектов международного правопорядка требуют дальнейшей разработки с учетом новых условий и требований мирового развития. Так, в свете развития науки международного права применительно к международному правопорядку важным является дальнейшая разработка- вопроса об обязательной юридической силе международно-правовых предписаний.1 Следует подчеркнуть, что поддержание международного правопорядка может обеспечено тогда, когда обеспечивается международная безопасность, то есть права всех субъектов международного права надежно гарантированы и любые их преднамеренные нарушения будут заранее исключены. Таким образом, обеспечение международной безопасности является важнейшей предпосылкой для укрепления международного правопорядка. При этом становится все более очевидным, что безопасность государств должна быть обеспечена не только с помощью военных, но и с помощью* политических и международно-правовых средств, что предполагает тесное сотрудничество государств по
1 Enhancing Global Governance. Towards a new diplomacy? / Ed. by Andrew F. Cooper, John English and Ramesh Thakur. United Nations University Press. Tokyo. New York. Paris. 2002.
выработке новых международно-правовых актов в различных сферах их международной деятельности.
Путь к обеспечению безопасности каждого отдельного государства лежит через всемерное укрепление всеобщей безопасности. Поиск реальных путей укрепления международной безопасности лежит через систему коллективной безопасности. В основе этой системы, согласно Уставу ООН, лежат запрещение использования вооруженной силы в отношениях между государствами и применение силы только в случае индивидуальной или коллективной самообороны или по решению Совета Безопасности «в случае возникновение угрозы силой, актов агрессии или других нарушений мира, которая может угрожать международному миру и безопасности». Однако, реалии нынешнего развития не всегда укладываются в традиционных подходах государств, основанных на их практике по применению положений Устава ООН. Все большее внимание и усилия международного сообщества, обращаются на различные новые подходы и доктрины, в том числе на концепцию «гуманитарной интервенции», отмечая ее положительные, отрицательные и зыбкие характерные черты1.
Одним из важнейших направлений укрепления международного правопорядка является мирное разрешения международных споров. Государствам запрещается обращаться к войне для разрешения возникающих между ними споров. Необходимость строгого соблюдения этого принципа всеми государствами мира в наши дни диктуется появлением новых видов оружия, применение которого может привести к гибели мировой цивилизации.
Другим немаловажным направлением для укрепления международного правопорядка является международная борьба, под которой понимается
1 См.: Хлестов О.Я. Удастся ли США изменить систему международной безопасности? // МЖМП. 2003. №4. С. 26-38; Карташкин В.А. Война в Ираке и будущее международного права // Юрист-международник. 2003. №2. С. 2-3.
сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений. Одной из наиболее опасных форм преступности является международный терроризм. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения.
В настоящее время следует особое внимание ученых обратить на решение следующих задач: определение основных элементов коллективной безопасности, обеспечивающей всеобщую международную безопасность; показ решающей роли международного права по обеспечению международного правопорядка; определение путей повышения международного правопорядка и роли ООН в этом процессе; исследование новых вызовов, подрывающих международный правопорядок и международную безопасность; усиление роли института международной ответственности.1 В доктрине делаются различные прогнозы развития международного права в XXI веке2, от состояния которого во многом зависит и международный правопорядок.
В целом следует согласиться с мнением профессора И.И. Лукашука, утверждающего, что происходящие перемены настолько существенны, что определяют необходимость утверждения нового мирового порядка3.
Важностью поставленных здесь и. других вопросов поддержания и
укрепления современного международного правопорядка и обусловлена
актуальность данного исследования.
Цели и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования заключается в анализе понятия международного правопорядка
1 Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., Волтерс Клувер, 2004.
2 См., например: Хлестов О.Н. Прогноз развития международного права в XXI веке // МЖМП. 2001. №2. С. 24—39.
3 См.: Лукашук И.И. Мировой порядок XXI века // МПЧП. 2002. №1.
и международно-правовых актов в данной сфере и формулировании на этой основе системы выводов о сущности, становлении и развитии международно-правового института — международного правопорядка, а также в обосновании практических предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование международно-правового регулирования в этой сфере.
В ходе исследования предполагается решить следующие теоретические, прикладные и практические задачи:
Теоретические задачи исследования состоят в том, чтобы с современных позиций исследовать понятие и содержание института международного правопорядка, выявить специфику международно-правовых норм, его определяющих, их места в системе современного международного права, дать анализ становления и развития современного международного правопорядка, проанализировать международно-правовые механизмы укрепления международного правопорядка в современных условиях.
Прикладные задачи диссертации состоят в анализе международно-правовых актов, определяющих международный правопорядок, путей его укрепления на основе норм международного права и опыта международных организаций и выработке предложений по совершенствованию основ международного права в данной сфере.
Практические задачи исследования состоят в том, чтобы выработать научные рекомендации, направленные на создание эффективной системы механизмов и институтов, обеспечивающих международный правопорядок, а также на совершенствование международных правовых актов универсального и регионального характера в этой сфере.
Объект исследования. В качестве объекта исследования диссертации выступают международно-правовые основы международного правопорядка и пути его укрепления. Источниками исследования: являются международно-правовые акты, а также практика его применения.
Научная новизна диссертации. Научная новизна работы обусловлена, прежде всего, тем, что до настоящего времени в российской правовой науке не проводилось диссертационных исследований с учетом настоящих тенденций развития международного права, которые бы специально посвящались анализу международного правопорядка как феномену современной международной юриспруденции и установлению путей его совершенствования.
Данное исследование является новым научным и комплексным исследованием в российской доктрине международного права, проведенным с учетом современных взглядов на проблемы соотношения международного права и международного правопорядка, влияния принципов международного права на международный правопорядок, а также на пути укрепления международного правопорядка.
В работе впервые предпринята попытка дать ответ на вопрос о том, насколько ялтинско-потсдамская система, на которой основывается Устав ООН, способна адекватно обеспечить международный правопорядок.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. По материалам диссертационного исследования предметно установлено авторское видение концепции международного правопорядка и путей его совершенствования.
2. Автором дано определение международного правопорядка как упорядоченной системы международных отношений на основе принципов и норм современного международного права.
3. Автором постановочно сделан вывод о том, что сущность и особенности международного правопорядка определяются современным международным правом и характером международных отношений.
4. В работе концептуально установлено, что современный международный правопорядок имеет качественные по природе и
10
сущностные по характеру отличие от международного правопорядка, периода до создания ООН.
5. В рамках проведенного исследования определена тесная связь между международным правопорядком и обеспечением законности: доказано существование принципа единства внутренней и международной законности.
6. В диссертации дан научный анализ системы основных принципов международного права как фундамента международного правопорядка и определена система принципов и механизмов укрепления международной безопасности, оказывающих позитивное воздействие на состояние современного международного правопорядка.
7. По результатам проведенного исследования обосновано начало нового этапа развития международного права как следствие принятия Генеральной Ассамблеей 12 декабря 2001 г. статей об «ответственности государств за- международно-правовые деяния». Доказывается,, что многие положения этого документа следует рассматривать в качестве opinio juris, поскольку государства уже признают за ними юридическую силу.
8. В качестве основных путей совершенствования международного правопорядка на современном этапе автором выделяется укрепление международной безопасности, дальнейшее развитие механизмом и процедур мирного урегулирования международных споров и форм сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью.
9. Автором предлагаются конкретные меры по совершенствованию деятельности ООН и других международных механизмов с целью укрепления международного правопорядка. Эти меры включают обязанность государств: подтвердить центральное место Генеральной Ассамблеи ООН как главного совещательного директивного и представительного органа ООН; активизировать усилия по проведению всеобщей реформы Совета Безопасности во всех ее аспектах; укреплять Международный Суд ООН, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных
11
делах; поощрять регулярные консультации и координацию между главными органами ООН в выполнении ими своих функций; обеспечить наделение ООН на своевременной и предсказуемой основе ресурсами, необходимым ей для выполнения ее мандатов; обеспечить общую согласованность политики и дальнейшее улучшение взаимодействия между ООН и ее специализированными учреждениями в рамках системы ООН.
10. В аспекте построения миропорядка обозначена востребованность укрепления уважения к принципу верховенства права как в международных, так и во внутренних делах государств, в частности обеспечение выполнения государствами-членами решений Международного Суда ООН во исполнение Устава ООН и повышения эффективности ООН в делах поддержания мира и безопасности путем предоставления в ее распоряжение ресурсов, необходимых ей для предотвращения конфликтов, мирного разрешения споров, проведения операций по поддержанию мира.
11. В параметрах укрепления международной законности и правопорядка обоснована необходимость ратификации всеми государствами, включая Российскую Федерацию, Римского статута Международного уголовного суда; укрепления сотрудничества между ООН и региональными организациями в соответствии с положениями главы VIII Устава ООН, а также предпринятая согласованных действий по борьбе международным терроризмом.
Теоретическое значение исследования заключается в выявлении и исследовании правовых проблем международного правопорядка, специфики международно-правовых актов, регулирующих вопросы международной безопасности, устанавливающих процедуры мирного урегулирования международных споров, а также сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью, как конкретных путей и средств по совершенствованию международного правопорядка.
12
Теоретическая и нормативная основа диссертации. Исходной теоретической базой диссертации явились труды авторитетных представителей российской и зарубежной науки международного права, а именно: К.А. Бекяшева, И.П. Блищенко, Л.Н. Галенской, Г.П. Жукова, В.И. Евинтова, Р.А. Каламкаряна, А.Я. Капустина, В.А. Карташкина, А.Л. Колодкина, Ю.М. Колосова, М.И. Лазарева, И.И. Лукашука, Ю.И. Мигачева, А.П. Мовчана, Ю.А. Решетова, В.А. Соколова, К.К. Сандровского, Н.Е. Тюриной, Н.А. Ушакова, СВ. Черниченко, М.Л. Энтина, а также Ш. Руссо, X. Лаутерпахта, П. Ретера, Ш. Балле, Я. Броунли, Б. Ченга, Ш. Розеина, Р. Сломансона, М. Беджауи, Б. Конфорти, Р. Лиллича, Дж. Крука, М. Эйзмана, О. Шахтера, Л. Хенкина, Т. Френка и других.
При подготовке диссертации были использованы работы по общей теории государства и права, в которых рассматриваются вопросы правопорядка, таких российских ученых, как С.С. Алексеев, A.M. Васильев, С.А. Комаров, Н.И: Матузов, Г.И. Муромцев, И.С. Самощенко, Л.С. Явич и других.
При теоретическом анализе правовых проблем темы исследования использовались труды по вопросам международных отношений, международной безопасности, международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Кроме того, в диссертации нашли свое приложение значительное количество публикаций, материалы, опубликованные в юридических, экономических и политологических изданиях.
Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составили международно-правовые акты в различных областях сотрудничества государств, а также документы международных организаций и национальные законодательства государств, включая Россию.
Методологические основы диссертационного исследования. В диссертационной работе использованы как общенаучные методы исследования, так и специально-юридические: проблемный, исторический,
13
логический, социологический, классификационный, сравнительно-правовой, а также метод системного и функционального анализа.