Контрольная работа по "Римскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима и идущие от Ромуловых времен, находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с живших прежде священных принцепсов, исправить их конституции и сделать их ясными;
мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий, дабы их искренность давала всем людям быструю помощь.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по римскому Праву.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

      РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РИМСКОМУ ПРАВУ

заочная форма обучения

второе  высшее образование

     направление подготовки – 030900 Юриспруденция 
 
 

                                                   Выполнил:     Комков И.С. 

                           Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва

      2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вариант №2 

Вопрос №1 

1 Титул, 1-я книга  Дигест Юстиниана: 

Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима и идущие от Ромуловых времен, находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с живших прежде священных принцепсов, исправить их конституции и сделать их ясными;

мы  их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий, дабы их искренность давала всем людям быструю  помощь. 

Сравнительно  с другими, историческими или  современными, системами права, римское  право в наибольшей степени отмечено началом индивидуализма, сосредоточенности на регуляции свободного и самостоятельного в хозяйственном и гражданском отношении положения индивида, признанного обществом и государством за полноправного субъекта. Индивидуальная гарантированность соответствующей правовым началам общежития деятельности, индивидуальная же и правовая ответственность за нарушение этих начал составили основу римского права. Политическая, правовая и культурная ценность индивидуализма в истории человеческого общества оказывается, как о том свидетельствуют многократные безуспешные попытки социальных унификаций и тоталитарного сплочения, непреходящей, единственно плодотворной в социальной перспективе. Внутренние качества римского права приобретают в этом отношении значение классического ориентира всякий раз, когда возникает общественная и юридическая потребность в правовом воплощении индивидуальной свободы гражданина. Хотя это вовсе не означает, что конкретные юридические достижения римского права и связанной с ним правовой культуры в целом представляют идеально-законченный образец. 
 

Ворос №2 

«Corpus juris civilis»  — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529—534 при византийском императоре Юстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».

Первоначально свод состоял из 3 частей:

Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).

Дигест (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов).

Кодекса Юстиниана.

Позже была добавлена  четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых  законов, опубликованных после составления кодекса).

Для «Corpus juris civilis»  характерно стремление соединить разнообразные  ветви римского права и придать  новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и  таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке Дионисием Готофредом.

Необходимость в подготовке Кодекса была связана  с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Комиссия, назначенная в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.

Основной задачей  кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийским законодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации византийского общества. Основная часть Свод Юстиниана была составлена не1большой комиссией из авторитетных юристов в 529-534 гг. Изначально Свод Юстиниана включал три части: а) официальный учебник римского частного права (Институции): б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название - Дигесты, и греческое - Пандекты); в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие правовые акты императоров. Последняя, четвертая часть Свод Юстиниана- новеллы - представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534-556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации. Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Составные части Свод Юстиниана сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст Свод Юстиниана на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части Свод Юстиниана появляются в издании Дионисия Готоф-реда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени. Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. Свод Юстиниана действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г. Свод Юстиниана являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи - Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на Свод Юстиниана ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор. 
 
 

Вопрос №3 

caput habere - Субъект  права именовался в римском праве persona. Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным;

status libertatis - состоянием  свободы;

status civitatis - состоянием  гражданства;

status familiae - семейное  состояние)(в силу которого данное  лицо не подчинялось власти домовладыки;

ius conubii - право  вступать в регулируемый римским  правом брак, создавать римскую  семью;

ius commercii - право  быть субъектом всех имущественных  правоотношений и участником  соответствующих сделок;

capitis deminutio - Отпадение или изменение, влекло за собою и прекращение, либо изменение объема или содержания правоспособности;

Intestabilitas - поражала  лицо, которое было свидетелем  или весовщиком при совершении  соответствующих гражданских сделок;

Infamia - заключается  в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией;

Turpitude - представляет  собой умаление чести, связанное  с занятием некоторыми профессиями,  например, актера и др., и влекла  за собою также некоторые ограничения гражданской правоспособности;

tutela - опека и  попечительство;

cura - забота и  надзор;

paterfamilias - власть  главы семьи, домовладыки;

pater familias - верховная  власть, которой располагал глава  римской семьи, pater familias, над своей женой, сыновьями (независимо от их возраста) и незамужними дочерьми;

persona sui iuris - лицо  своего права;

Persona alieni iuris - лицо  чужого права;

matrimonium cum manu mariti - брак, супружество, без согласия  женщины (пример:Муж обязан был  оказывать жене покровительство, нес материальные издержки семейной жизни. Если муж не находился под властью отца, то осуществлял власть домовладыки с правом истребовать жену, покинувшую дом, наложить на нее любое наказание, продать в кабалу и наказать (включительно до лишения жизни). Муж распоряжался имуществом, приобретенным женой, даже полученным ею от отца. Под его властью находились и дети)

matrimonium sine manu mariti - создаваемой браком без власти  мужа;

dos - представляет  собой имущество, выделенное невестой, ее paterfamilias либо третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов;

donatio - donatio по  размеру своему должна соответствовать  dos;

peculium - собственность,имущество;

legitimatio - правомерный,  законный. Лицо, в отношении которого  по обстоятельствам дела возникает предположение, что именно оно — субъект спорного правоотношения, называется надлежащей стороной;

adoptio – усыновление;

arrogatio - установление  отцовства;

emancipatio - освобождение  от зависимости, подчиненности,  угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин - предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни.  освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин - предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. 

Вопрос №4 

4.1. В римском  праве владелец мог самостоятельно  обратиться к претору за защитой  своего владения. При этом не  требовалось доказывать свое  право на вещь. Владение защищалось  интердиктами (inter-dicta), которые представляли  собой особые распоряжения претора о прекращении всех действий, нарушающих владение. Интердикты подразделялись на три вида: интердикт, направленный на удержание владения (interdicta retinendae possessionis), который имел разновидности - для движимых (interdictum uti possidetis) и для недвижимых (interdictum utrubi) вещей; интердикт о возвращении принудительного или тайно утраченного владения (interdicta recuperandae possessionis); интердикт об установлении владения впервые (interdicta adiscendae possessijnis).

Посессорный (посессионный) иск (иначе — владельческий иск) — иск, при котором истец не ссылается на титул (право владения), а лишь утверждает о том, что он лишился владения или имеет препятствия во владении незаконными действиями ответчика. Истец в этом случае должен доказать наличие своего владения перед нарушением. Для суда не имеет значения, кто является истцом. Истцом может быть и собственник (титульный владелец), защищающий свое владение; и добросовестный приобретатель, защищающий владение от третьих лиц или от собственника, не прибегающего к правовым средствам защиты и предпочитающего самоуправство. Посессорный иск может исходить и от недобросовестного владельца, в том числе совершившего кражу данной вещи, при условии если вор подвергается насилию со стороны третьих лиц или собственника вещи. Предполагается, что в результате подачи посессорного иска государство обязуется не допустить насилия при решении имущественных споров.

Посессорную защиту от петиторной отличают признаки:

  • недопущение спора о праве;
  • оперативность;
  • предварительный и временный характер защищенного положения;
  • насилие как главный повод для вмешательства государственной власти.
 

4.2.1.Определение   Институций   Юстиниана.    В    Институциях    Юстиниана

обязательство определяется следующим образом: «Обязательство - это правовые

узы, в силу которых  мы связаны необходимостью что-либо исполнить в  согласии

с правом нашего государства».

      В этом определении бросается  в глаза обилие синонимов,  имеющих  целью

выразить скованность, связанность, даже  сжатие  (adstringere).  Мало  того,

слову "исполнить" соответствует в подлиннике "solvere" - развязать.

      Это обстоятельство, в связи со  ссылкой данного определения  на  nostrae

civitas  iura,  дает  возможность  сделать  вывод,   что   сохранившееся   в

Институциях Юстиниана  определение является отголоском  старого  национально-

римского цивильного права. И если  на  ранних  стадиях  римского  права,  по

законам  XII  таблиц,  кредитор  связывал  неоплатного   должника   реальной

веревкой или  путами определенного веса (vincit aut nervis aut compedibus  XV

pondo), то по  закону Петелия 326 г. до н.э.  заточение  должника  в  кандалы

было отменено. Реальные оковы подверглись эволюции  и  в  классическом  Риме

превратились  в правовые узы - iuris vinculum. Уточенный ум  юриста-классика

найдет другие, менее архаические и более  соответствующие  интересы  богачей

способы обеспечить интересы кредитора.

     Определение Павла. Если приведенное определение  Институций  Юстиниана

воскрешает   старинное   понятие    обязательства    на    ранних    стадиях

рабовладельческого  общества,  то  ближе  придвигает   нас   к   сути   дела

определение Павла: «Сущность обязательства не в  том состоит,  чтобы  сделать

какой-нибудь предмет  нашим,  или  какой-нибудь  сервитут  нашим,  но  чтобы

связать  другого  перед  нами,  дабы  он  дал  что-нибудь  или  сделал   или

Информация о работе Контрольная работа по "Римскому праву"