С развитием буржуазного парламентаризма
на дипломатию государств начинают
оказывать представительные учреждения
и во внешнюю политику вовлекаются
гораздо более широкие общественные
слои. Вместе с тем, с упрочением
буржуазного строя в развитии
буржуазной дипломатии отчетливо
проявляется ее классовая ограниченность
и сказывается все в большей
мере стремление буржуазии скрыть
от народов свои подлинные
цели, окутать свои внешнеполитические
шаги дипломатической тайной, посеять
в народных массах иллюзии
относительно истинных мотивов
своих действий, особенно в связи
с подготовкой новых войн. Буржуазная
дипломатия все в большей мере
использует и старые приемы
феодальной дипломатии, и профессиональные
кадры выходцев из дворян. Да и до сих пор
в буржуазных государствах, за исключением
США и некоторых других капиталистических
стран, дипломатический аппарат, как правило,
заполняется по наследству представителями
дворянской аристократии. Это во многом
объясняется тем обстоятельством, что
господствующие классы как в феодальный
период, так и в период капитализма являются
эксплуататорскими классами, и общие задачи
эксплуатации и угнетения одной страны
другой страной остаются в силе и при буржуазном
строе, как это имело место в феодальном
обществе. Поэтому коренных противоречий
между дипломатическими кадрами, вышедших
из старых аристократических семей, и
новыми кадрами, которые стали появляться
в период буржуазного государства, по
существу нет.
Господствующее положение в аппарате
буржуазной дипломатии занимают,
однако, представители влиятельных
капиталистических группировок.
Последние и сосредотачивают
в своих руках все рычаги
внешней политики и дипломатии.5
2.4. Социалистическая
дипломатия
Великая Октябрьская
социалистическая революция 1917 года явилась
началом новой исторической эпохи в жизни
человеческого общества - эпохи перехода
от капитализма к новой общественно-экономической
формации - к социализму и коммунизму.
Соответственно начался и новый этап развития
дипломатии. Стала развиваться внешняя
политика и дипломатия нового общественного
класса, пришедшего к власти, - пролетариата.
Содержание и методы дипломатии и внешней
политики в целом стали другими.
В противовес
агрессивному курсу империалистических
государств, направленному на развязывание
военных конфликтов и подчинение
слабых государств сильным государствам,
Советское государство - носитель социалистического
строя, с первых дней своего существования
выдвинуло принципиально иной курс внешней
политики - политики мира, направленной
на укрепление нового общественного строя,
на укрепление независимости и самостоятельности
больших и малых государств, на мирное
сосуществование государств с различными
общественно-экономическими системами.
Коммунистическая партия во главе
с В. И. Лениным была вдохновителем
этого нового курса внешней
политики, создателем и организатором
социалистической дипломатии. Коммунистическая
партия руководствовалась в этой
области высказываниями основоположников
марксизма - К. Маркса и Ф.
Энгельса, которые еще во второй
половине XIX века призывали рабочий
класс “самому овладеть тайнами
международной политики.., и добиваться
того, чтобы простые законы нравственности
и справедливости, которыми должны
руководствоваться в своих взаимоотношениях
частные лица, стали высшими законами
и в отношениях между народами”.
Сущность советской дипломатии
определялась и определяется
в первую очередь социалистической
природой Советского государства,
заинтересованного в прочном
и длительном мире и чуждого
захватническим и эксплуататорским
побуждениям. В основе советской
дипломатии, как и дипломатии
всех социалистических стран,
в основе всей внешней политике
государства лежит идея мира
и сосуществования государств
с различными системами. Говоря
в своем докладе о мире 8 ноября
1917 г., В. И. Ленин заявлял: “Мы
отвергаем все пункты о грабежах
и насилиях, но все пункты, где
заключены условия добрососедские
и соглашения экономические, мы
радушно примем, мы их не можем
отвергать”.
Вместе с тем, советская внешняя
политика и дипломатия не только
отбросили империалистическую политику
колониальных захватов, но провозгласили
своим основополагающим принципом
пролетарский интернационализм, поддержку
всех народов, борющихся за
свою независимость и свободу. С тех
пор важнейшей чертой ленинской внешней
политики является оказания всемерной
помощи и поддержки всем народам, борющимся
за свое освобождение и сохранение трудящимися
их революционных завоеваний.
В соответствии с этими задачами
и новым содержанием внешней
политики родились и новые
методы дипломатии. Социалистической
дипломатии нечего скрывать, поэтому
она в огромной степени стала
пользоваться методом открытых
заявлений и открытых переговоров.
Этот метод вступил в силу
буквально с первых дней существования
советской власти. Эти методы
дают возможность социалистическим
государствам разоблачать агрессивные
шаги империалистических держав
и, приводя в движение широкие
народные массы, срывать коварные
замыслы империалистов.
Ленин учил советских дипломатов
быть твердыми и последовательными
в защите основных принципов
и интересов социалистического
государства и в то же время
быть гибкими, избегать ультимативности
в выдвижении своих требований,
учитывая меняющуюся обстановку
и применять различные приемы
и формы дипломатии, включая и
разумные компромиссы с противниками.
Ленин в своих трудах писал,
что поскольку компромиссы неизбежны,
необходимо через них уметь
провести свои интересы.
Использование
разумных компромиссов в ходе международных
переговоров является важнейшим
методом социалистической дипломатии,
обеспечивающим мирное решение спорных
вопросов. Конечно, советская дипломатия
и не мыслила достижения мира любой
ценой, что становится очевидным
из заявления, сделанного для американской
газеты “The World”: “Мы неоднократно
заявляли о нашем стремлении к
миру, о том, что нам необходим
мир... Но мы не намерены позволить, чтобы
нас задушили насмерть во имя мира”.
Гибкая и то же время твердая, последовательная
и принципиальная внешняя политика
и дипломатия в интересах мира и
социализма такова социалистическая дипломатия
новой исторической эпохи.6
2) Международно-правовое регулирование
дипломатических отношений
Международное право регулирует взаимоотношения
между своими субъектами — государствами,
международными организациями, конфедерациями,
международными органами и иными
международными институциями. В процессе
международного общения они ведут
переговоры и заключают международные
соглашения. Для этого им необходимо
быть должным образом представленными
управомоченными на то органами или
лицами, а также не быть подчиненными
правопорядку государства, на территории
которого они находятся и действуют,
чтобы свободно и беспрепятственно
осуществлять свои функции, т.е. пользоваться
определенными иммунитетами и привилегиями.
Совокупность международно-правовых
норм, регулирующих представительство
субъектов международного права
в международных отношениях, участниками
которых они являются, и составляет
то, что следует именовать собирательно
правом внешних сношений.
Однако юридический статус
и правовой режим (иммунитета
и привилегии) иных, помимо государств,
субъектов международного права,
органы которых и должностные
лица неизбежно находятся и
действуют на территории какого-либо
государства, регулируются специальными
договорами, заключаемыми с государством
их пребывания, и, соответственно,
общим международным правом не
регулируются. В числе таких договоров
— Конвенция о привилегиях
и иммунитетах Объединенных Наций
1946 г. и Конвенция о привилегиях
и иммунитетах специализированных
учреждений 1947 г.
Общее же международное право
регулирует лишь представительство
государств применительно к их
зарубежным органам внешних сношений.
Предметом его регулирования является,
в частности, дипломатическое и консульское
право.
Заключены также многочисленные
двусторонние и многосторонние
договоры между заинтересованными
государствами, касающиеся юридического
статуса и режима зарубежных
органов внешних сношений государств.
В конечном счете обычные
нормы общего международного
права, нормы универсальных и
локальных международных договоров
регулируют широкий круг вопросов
представительства государств в
международном общении.
Дипломатическое право — это
институт общего международного права,
регулирующий представительство государства
в его взаимоотношениях с другими
государствами и некоторыми международными
институциями, в частности международными
организациями универсального характера.
А. Взаимоотношения между
государствами
Дипломатическое право возникло
и развилось как обычное право
в практике взаимоотношений между
государствами, долгое время являвшимися
единственными субъектами международного
права. Они и ныне осуществляются
специальными органами внешних
сношений, направляемыми одним государством
в другое, чтобы представлять
посылающее государство в принимающем.
Такими органами внешних
сношений являются постоянные
дипломатические представительства,
учреждаемые по взаимному согласию
государств, и специальные (временные,
ad hoc) миссии, направляемые государством
в другое государство также
по их взаимному согласию для
выполнения определенной задачи,
согласованной посылающим и принимающим
государствами (главным образом
для ведения переговоров).
Нормы, относящиеся к постоянным
дипломатическим представительствам
и к специальным миссиям, кодифицированы
ныне в Венской конвенции о
дипломатических сношениях 1961 г. и Венской
конвенции о специальных миссиях 1969 г.
Функции дипломатического представительства
состоят, в частности: в представительстве
посылающего государства в государстве
пребывания; в защите в государстве
пребывания интересов посылающего
государства (в пределах, допускаемых
международным правом); в ведении
переговоров с правительством
государства пребывания (в широком
смысле — с главой государства
и правительства, с министерством
иностранных дел и другими
компетентными органами); в выяснении
всеми законными средствами условий
и событий в государстве пребывания
и сообщении о них посылающему
государству; в поощрении и
развитии дружественных отношений
между посылающим и принимающим
государствами во всех сферах
их взаимоотношений.
Функции специальной миссии
— представлять посылающее государство
в государстве пребывания и
осуществлять иные функции, определенные
по взаимному согласию посылающим
и принимающим государствами
с учетом задач специальной
миссии.
Представлять посылающее государство
в составе постоянного дипломатического
представительства управомочивается
его глава — лицо, на которое
посылающее государство возложило
обязанность действовать в этом
качестве. Главы представительств
подразделяются на три класса:
класс послов или эквивалентных
им лиц, именуемых иначе (нунции,
верховные комиссары и т.п.); класс
посланников (интернунциев), аккредитуемых
(назначенных представлять) посылающим
государством при главе принимающего
государства; класс поверенных
в делах, аккредитуемых при
министре иностранных дел.
На назначение главы дипломатического
представительства запрашивается
агреман (согласие) принимающего
государства, после чего он
снабжается верительными грамотами,
удостоверяющими его назначение.
Они вручаются лицу, при котором
глава представительства аккредитован.
Представлять посылающее государство
в составе специальной миссии
назначается одно лицо или
несколько лиц, именуемых представителями
посылающего государства. Из их
числа это государство может
назначить главу специальной
миссии.
В состав дипломатического
представительства может входить
дипломатический персонал — лица,
имеющие дипломатический ранг (советник-посланник,
советник, первый, второй и третий
секретарь, атташе, секретарь-архивариус),
военный, военно-морской и военно-воздушный
атташе, а также административный
и обслуживающий персонал.
В состав специальной миссии
может также входить дипломатический,
административно-технический и обслуживающий
персонал.
Члены дипломатического персонала
осуществляют по поручению главы
дипломатического представительства
или специальной миссии определенные
функции по представлению посылающего
государства во взаимоотношениях
с принимающим.
Члены административно-технического
и обслуживающего персонала выполняют
функции по соответствующему
обслуживанию дипломатического
представительства или специальной
миссии.
Порядок назначения членов
дипломатического, административно-
технического и обслуживающего
персонала и их численный состав
определяются по соглашению между
посылающим и принимающим государствами.
Принимающее государство может
в любой момент объявить члена
дипломатического персонала persona
non grata — лицом, не пользующимся
его расположением, а члена
иного персонала — лицом неприемлемым,
т.е. требовать отзыва таких
лиц посылающим государством
из состава представительств
или специальной миссии.