1) История развития дипломатии, общая
характеристика источников дипломатического
права
Примитивные
формы внешних сношений между
различными государствами, даже разными племенами, имели
место еще в самые древние времена. Однако
те примитивные формы внешних сношений,
которые существовали при родовом строе,
до раскола общества на классы и возникновения
государства, по времени относимого к
началу Древнего царства XXVIII – XXIV вв. до
н.э. (Древний Египет), XVIII (Древний Китай)
и др., в какой-то мере можно рассматривать
лишь как преддипломатию, её истоки.
Замена
родового строя, по меткому выражению
К.Маркса, взорванного разделением
труда и его последствиями
– расколом общества на классы, государством
естественным образом стала первичной
движущей силой дальнейшего развития
этих истоков и собственно формирования
дипломатии, какой бы примитивной
и близкой по формам к своим
предшественникам при родовом строе
она ни была. Таким образом генезис
дипломатии, относимый к временам
существования родоплеменного строя,
начало ее возникновения как уникального
явления культуры, следует непосредственно
связать с возникновением государства,
деятельностью определенных органов
и должностных лиц которого она
является. Дипломатия, как и само
государство, детище и явление в
первую очередь классового общества,
а не родового. Отсюда и классовая
сущность дипломатии, и объяснение
того обстоятельства, что дипломатия
представляла собой область деятельности
представителей господствующего класса
и осуществляла внешнюю политику
государства этого господствующего
класса.
Как показывает
изучение исторического развития общества,
смена общественно - экономических
формаций определяла изменение содержания,
организационных форм и методов
внешней политики и дипломатии. По
мере того как развивалось рабовладельческое
общество, как оно сменялось обществом
феодальным, а затем буржуазным, развивались
характерные для каждых из этих эпох черты
внешней политики и дипломатии, совершенствовались
ее формы и методы. Поэтому рассмотрение
исторического развития дипломатии необходимо
вести в тесной связи с развитием основных
общественно-экономических формаций.
Однако следует признать, что
позиции формационного подхода,
во многом утратившие то господствующее
положение в общественном сознании,
которые имели в XX веке, веке массового,
широкого распространения социалистических
(коммунистических) идей, имея своим недостатком
первичное внимание к экономике (первично),
и недостаточное внимания к культуре,
иным аспектам бытия (вторично), необходимо
дополнять, в условиях признания и поощрения
плюралистического мышления, цивилизационным
подходом и иными, альтернативными им
моделями (теоретические построениями),
поскольку своим назначением в первую
очередь эти построения имеют максимально
полное описание существующих (существовавших)
реальных общественных процессов.
2.1. Дипломатия
рабовладельческих государств
Из истории
древнего мира известно, что дипломатия
в современном значении этого термина,
хотя и занимала серьезное место в международных
отношениях, тем не менее не была ведущим
способом осуществления внешней политики
рабовладельческого государства. Ведущими
средствами осуществления внешней политики
древних государств являлись насильственные, военные
средства, в международных отношениях
доминировала война и военная дипломатия.
Это значение
войны определялось в конечном счете
самим рабовладельческим способом производства,
его потребностями в систематическом
пополнении резервов рабочей силы путем
ведения войн. Однако при всем этом не
могла не развиться и формироваться дипломатия,
являющаяся в условиях эксплуататорского
строя неизбежным средством подготовки
войн, неизбежной спутницей самих войн,
во время которых отношения между союзниками
оказывались даже более тесными, чем в
мирное время.
Из истории таких древних государств,
как Китай, Вавилония, Египет,
известно, что дипломатическая деятельность
имела довольно сложную и вполне
определенную форму; не только
посылались представители государств
для переговоров, но и заключались
соответствующие договоры, соглашения,
имевшие силу дипломатических
документов.
Характер и формы дипломатии
были тесно связаны с характером
и формами государств данной
эпохи. В теократических государствах
Востока дипломатические сношения
велись от лица царей и руководились
ими. В рабовладельческих древней
Греции послы, посылавшиеся со
специальными миссиями в отдельные
страны, избирались на народных
собраниях, а по выполнении
своих миссий отчитывались перед
ними. В Древнем Риме народные
собрания решали общие вопросы
войны и мира, а сенат - являлся
повседневным руководителем внешней
политики и дипломатии. В императорском
Риме дела внешней политики
и дипломатии вершили императоры.
Во внешней политике греческих
государств-городов (“полисов”)
преобладала борьба за расширение
территорий, за приобретение рабов,
за новые рынки. Дипломатия
греческих полисов стремилась
к заключению оборонительных
и наступательных союзов. Такие
видные представители Древней
Греции, как Фемистокл, Перикл, Филипп
Македонский были искусными дипломатами.
То же можно сказать о Древнем
Риме и Византии. О значении
дипломатии в то время можно
судить по словам, приписываемым
Ганнибалу: «Могущество Рима состоит
не в его военной мощи, а
в его способности разъединять
противников».1
2.2. Дипломатия
феодальных государств
В результате
общего кризиса рабовладельческого способа
производства и нашествий «варварских»
племен, распалась Западная Римская империя,
и в Европе образовался ряд государств,
где преобладали интересы военно - землевладельческой
знати, стремившейся к новым захватам земель
и обложению порабощенных народов данью.
В раннем средневековье не
было прочных, устойчивых границ,
государства создавались и распадались.
Дипломатия этого периода была целиком
связана с интересами господствовавших
в то время крупных феодалов - государей
и князей, имевших в подчинении вассалов
на многочисленных подвластных территориях.
Каждая крупная «синьория» имела свою
внешнюю политику, и преобладало «право
частной войны». Дипломатия по необходимости
сосредотачивала свои усилия на урегулировании
возникавших то и дело споров между государями-вотчинниками,
боровшимися за расширение своих владений
для увеличения числа плательщиков феодальной
ренты.
Первые попытки политического
сплочения раздробленной феодальной
Европы имели место в виде
создания «Священной Римской
империи германской нации», которое
предприняли германские феодалы,
захватившие наиболее развитую
в то время часть Европы - Италию
как базу для дальнейшего продвижения
в Западную Европу, на Византию
и Мусульманский Восток. Одновременно
началась борьба централизованной
католической церкви за свое
политическое господство в Европе
и за ее пределами. Все это
привело к длительным и упорным
дипломатическим и военным столкновениям,
включая “крестовые походы”.
В общем, внешняя политика и
дипломатия этих феодальных монархий
были направлены на скорейшее
преодоление политической раздробленности,
на объединение, военное и торговое
преобладание над своими соперниками.
Итальянские города, где раньше
других стали развиваться капиталистические
отношения, вели особо интенсивную
борьбу за внешние рынки и использовали
различные приемы тонкой дипломатии, заимствуя
лучшие образцы ее из опыта Византии и
крупных государств Востока. Византия
имела широкие связи с феодальными государствами
Европы, с Русью, с государствами Востока
и имела специальный аппарат для внешних
сношений, а также разработанные формы
дипломатического общения, церемониала
и т. п.
Один из видных политических
деятелей и дипломатов феодальной
Италии Макиавелли (живший в 1469
- 1527 п.) известен как искуснейший
дипломат своего времени, правда,
дипломат со всеми отрицательными
чертами, свойственными дипломатии
феодального строя. В своем
трактате «Государь» Макиавелли
сформулировал теорию дипломатического
искусства довольно своеобразно.
Он писал: “Следует иметь в
виду, что есть два рода борьбы:
один - посредством законов, другой
- силы. Первый свойственен людям,
второй - зверям, но так как первый
часто оказывается недостаточным,
то приходится прибегать ко
второму”2. И Макиавелли
считал, что государственный интерес есть
высшее начало в дипломатии и для достижения
государственного интереса можно пользоваться
любыми средствами.
Макиавеллизм - это непостоянство
и коварство в дипломатии, это
политика, не останавливающаяся
ни перед какими средствами
для достижения успеха. Т ем
не менее имя Макиавелли связано
с известным этапом в историческом
развитии дипломатии.
В средние века, в период большой
раздробленности государств, огромную
роль в политической жизни
различных государств стала играть
церковь. Римские папы посылали
своих представителей - нунциев,
как их называли и называют
сейчас, в другие государства.
Нунции существуют сейчас во
всех католических странах, нередко
- в качестве глав дипломатического
корпуса. Нунции проводили большую
дипломатическую работу в период
господства римской церкви и
сохранили до сих пор свое положение в
дипломатическом корпусе большого числа
стран. Они играют немалую роль дипломатическом
корпусе таких государств, как Франция,
Италия, ФРГ и т. д. Но, как правило, представители
папы в средние века были временными представителями,
то есть выезжавшими на время с определенной
миссией.
Появление профессиональных кадров
дипломатов относят к XV - ХVI векам,
когда постепенно стали назначаться
представители государств, выезжавших
за границу на постоянную работу,
когда стали учреждаться посольства
или миссии для постоянной
деятельности в других странах.
В этом смысле известное значение
имеет трактат 1520 года между
Англией и Священной Римской
империей, в котором впервые было
зафиксировано назначение постоянных
посольств; а затем Вестфальский
мирный договор 1648 года, заключенный
по окончании Тридцатилетней
войны, который оформил посольства
и установил некоторые принципы
постоянных сношений между государствами.
В России уже в ХVI веке существовал
так называемый посольский приказ, который
занимался приемом послов о вообще внешними
сношениями. Однако только в 1702 году в
России было учреждено Министерство иностранных
дел, которое и занялось непосредственно
внешними сношениями России с другими
государствами.
В эпоху средневековья дипломатия
действовала в основном в согласии
с законом, указанным К. Марксом:
«...Выигрыш одного государства
является проигрышем для другого»3. Главными задачами
дипломатии в этот период являлись укреплением
союзов между феодальными суверенами
и выгодная расстановка сил для войн, для
приобретения новых владений путем аннексии
или непосредственно покупками и династических
браков с получением огромных территорий
в приданое.
Если говорить о международно-правовой
регламентации дипломатической практики
и об определении функций и прав дипломатических
представителей, то регламент, принятый
на Венском конгрессе в 1815 году, впервые
точно и ясно определил старшинство дипломатических
представителей и порядок их работы, а
последовавший за ним в 1818 году Аахенский
международный протокол уточнил права
и функции дипломатических представителей.
эти два документа - Венский регламент
и Аахенский протокол - по существу остаются
и по настоящее время основой для установления
единых рангов дипломатических представителей,
которые существуют во всех странах мира.
Этими документами впервые было установлено,
что старшинство послов временем их аккредитования,
временем их пребывания в том или другом
государстве. До этого по вопросу старшинства
между послами происходили частые споры,
доходившие временами до драки. Они в качестве
довода выдвигали свое происхождение,
другие свой - опыт, третьи - величину и
значение своего государства. Венский
регламент установил, что старшинство
посла определяется временем его пребывания
в том или другом государстве, что и положило
конец спорам. Хотя постоянные дипломатические
представители иностранных государств
стали появляться в ХVI веке, однако, по
существу только в ХVII – XIX веках начал
складываться постоянный квалифицированный
дипломатический аппарат. До этого были
обычно статс-секретари по внешним делам
при главе государства, ведавшие внешними
делами, но не имевшие постоянного аппарата.
В XIX веке такой постоянный аппарат был
создан во всех государствах, а в XX веке
этот аппарат стал довольно мощным, квалифицированным
и представляющим важную часть всей системы
государственного управления. Этот дипломатический
аппарат в буржуазных государствах в период
развития капитализма сохранял традиции,
перешедшего к нему от старого феодального
строя, и его дипломатические кадры составляли,
как правило, выходцы из аристократических
семей.4
2.3. Буржуазная
дипломатия
Великая Французская
буржуазная революция 1789 - 1794 годов нанесла
сильный удар по дипломатии феодальных
абсолютных монархий, выдвинув в качестве
основного требования во внешней политике
принцип верховенства нации. Она происходила
под лозунгами равенства народов, их свободы
и братства, которые оказали большое влияние
на широкие слои европейских народов,
а также на народы других континентов,
в особенности на Северную Америку, где
в конце ХVIII века развернулась национальная
борьба за независимость. Основным содержанием
внешней политики и дипломатии буржуазии
в период становления капитализма становится
борьба за рамки сбыта, за “сферы влияния”,
за раздел мира и укрепление мирового
экономического и политического господства
основных капиталистических держав. Буржуазная
внешняя политика и дипломатия провозгласили
принцип “невмешательства” и верховенство
нации в решении внутренних дел государства
с целью защиты интересов восходящего
буржуазного класса, выступавшего от имени
всего народа.