Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Как показывает изучение исторического развития общества, смена общественно - экономических формаций определяла изменение содержания, организационных форм и методов внешней политики и дипломатии. По мере того как развивалось рабовладельческое общество, как оно сменялось обществом феодальным, а затем буржуазным, развивались характерные для каждых из этих эпох черты внешней политики и дипломатии, совершенствовались ее формы и методы. Поэтому рассмотрение исторического развития дипломатии необходимо вести в тесной связи с развитием основных общественно-экономических формаций.

Работа содержит 1 файл

межд право_контрольная.docx

— 47.31 Кб (Скачать)

1) История развития дипломатии, общая характеристика источников дипломатического права

 

Примитивные формы внешних сношений между  различными государствами, даже разными племенами, имели место еще в самые древние времена. Однако те примитивные формы внешних сношений, которые существовали при родовом строе, до раскола общества на классы и возникновения государства, по времени относимого к началу Древнего царства XXVIII – XXIV вв. до н.э. (Древний Египет), XVIII (Древний Китай) и др., в какой-то мере можно рассматривать лишь как преддипломатию, её истоки.

Замена  родового строя, по меткому выражению  К.Маркса, взорванного разделением  труда и его последствиями  – расколом общества на классы, государством естественным образом стала первичной  движущей силой дальнейшего развития этих истоков и собственно формирования дипломатии, какой бы примитивной  и близкой по формам к своим  предшественникам при родовом строе  она ни была. Таким образом генезис  дипломатии, относимый к временам существования родоплеменного строя, начало ее возникновения как уникального  явления культуры,  следует непосредственно  связать с возникновением государства, деятельностью определенных органов  и должностных лиц которого она  является. Дипломатия, как и само государство, детище и явление в  первую очередь классового общества, а не родового. Отсюда и классовая  сущность дипломатии, и объяснение того обстоятельства, что дипломатия представляла собой область деятельности представителей господствующего класса и осуществляла внешнюю политику государства этого господствующего  класса.

Как показывает изучение исторического развития общества, смена общественно - экономических  формаций определяла изменение содержания, организационных форм и методов  внешней политики и дипломатии. По мере того как развивалось рабовладельческое общество, как оно сменялось обществом феодальным, а затем буржуазным, развивались характерные для каждых из этих эпох черты внешней политики и дипломатии, совершенствовались ее формы и методы. Поэтому рассмотрение исторического развития дипломатии необходимо вести в тесной связи с развитием основных общественно-экономических формаций.

       Однако следует признать, что  позиции формационного подхода,  во многом утратившие то господствующее  положение в общественном сознании, которые имели в XX веке, веке массового, широкого распространения социалистических (коммунистических) идей, имея своим недостатком первичное внимание к экономике (первично), и недостаточное внимания к культуре, иным аспектам бытия (вторично), необходимо дополнять, в условиях признания и поощрения плюралистического мышления, цивилизационным подходом и иными, альтернативными им моделями (теоретические построениями), поскольку своим назначением в первую очередь эти построения имеют максимально полное описание существующих (существовавших) реальных общественных процессов.

 

2.1.   Дипломатия  рабовладельческих государств

        Из истории древнего мира известно, что дипломатия в современном значении этого термина, хотя и занимала серьезное место в международных отношениях, тем не менее не была ведущим способом осуществления внешней политики рабовладельческого государства. Ведущими средствами осуществления внешней политики древних государств являлись насильственные, военные средства, в международных отношениях доминировала война и военная дипломатия.

Это значение войны определялось в конечном счете  самим рабовладельческим способом производства, его потребностями в систематическом пополнении резервов рабочей силы путем ведения войн. Однако при всем этом не могла не развиться и формироваться дипломатия, являющаяся в условиях эксплуататорского строя неизбежным средством подготовки войн, неизбежной спутницей самих войн, во время которых отношения между союзниками оказывались даже более тесными, чем в мирное время.

        Из истории таких древних государств, как Китай, Вавилония, Египет, известно, что дипломатическая деятельность  имела довольно сложную и вполне  определенную форму; не только  посылались представители государств  для переговоров, но и заключались  соответствующие договоры, соглашения, имевшие силу дипломатических  документов.

       Характер и формы дипломатии  были тесно связаны с характером  и формами государств данной  эпохи. В теократических государствах  Востока дипломатические сношения  велись от лица царей и руководились  ими. В рабовладельческих древней  Греции послы, посылавшиеся со  специальными миссиями в отдельные  страны, избирались на народных  собраниях, а по выполнении  своих миссий отчитывались перед  ними. В Древнем Риме народные  собрания решали общие вопросы  войны и мира, а сенат - являлся  повседневным руководителем внешней  политики и дипломатии. В императорском  Риме дела внешней политики  и дипломатии вершили императоры. Во внешней политике греческих  государств-городов (“полисов”)  преобладала борьба за расширение  территорий, за приобретение рабов,  за новые рынки. Дипломатия  греческих полисов стремилась  к заключению оборонительных  и наступательных союзов. Такие  видные представители Древней  Греции, как Фемистокл, Перикл, Филипп  Македонский были искусными дипломатами.  То же можно сказать о Древнем  Риме и Византии. О значении  дипломатии в то время можно  судить по словам, приписываемым  Ганнибалу: «Могущество Рима состоит  не в его военной мощи, а  в его способности разъединять  противников».1

2.2.   Дипломатия  феодальных государств

        В результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и нашествий «варварских» племен, распалась Западная Римская империя, и в Европе образовался ряд государств, где преобладали интересы военно - землевладельческой знати, стремившейся к новым захватам земель и обложению порабощенных народов данью.

         В раннем средневековье не  было прочных, устойчивых границ, государства создавались и распадались. Дипломатия этого периода была целиком связана с интересами господствовавших в то время крупных феодалов - государей и князей, имевших в подчинении вассалов на многочисленных подвластных территориях. Каждая крупная «синьория» имела свою внешнюю политику, и преобладало «право частной войны». Дипломатия по необходимости сосредотачивала свои усилия на урегулировании возникавших то и дело споров между государями-вотчинниками, боровшимися за расширение своих владений для увеличения числа плательщиков феодальной ренты.

         Первые попытки политического  сплочения раздробленной феодальной  Европы имели место в виде  создания «Священной Римской  империи германской нации», которое  предприняли германские феодалы,  захватившие наиболее развитую  в то время часть Европы - Италию  как базу для дальнейшего продвижения  в Западную Европу, на Византию  и Мусульманский Восток. Одновременно  началась борьба централизованной  католической церкви за свое  политическое господство в Европе  и за ее пределами. Все это  привело к длительным и упорным  дипломатическим и военным столкновениям,  включая “крестовые походы”.  В общем, внешняя политика и  дипломатия этих феодальных монархий  были направлены на скорейшее  преодоление политической раздробленности,  на объединение, военное и торговое  преобладание над своими соперниками.

        Итальянские города, где раньше  других стали развиваться капиталистические  отношения, вели особо интенсивную  борьбу за внешние рынки и использовали различные приемы тонкой дипломатии, заимствуя лучшие образцы ее из опыта Византии и крупных государств Востока. Византия имела широкие связи с феодальными государствами Европы, с Русью, с государствами Востока и имела специальный аппарат для внешних сношений, а также разработанные формы дипломатического общения, церемониала и т. п.

        Один из видных политических  деятелей и дипломатов феодальной  Италии Макиавелли (живший в 1469 - 1527 п.) известен как искуснейший  дипломат своего времени, правда, дипломат со всеми отрицательными  чертами, свойственными дипломатии  феодального строя. В своем  трактате «Государь» Макиавелли  сформулировал теорию дипломатического  искусства довольно своеобразно.  Он писал: “Следует иметь в  виду, что есть два рода борьбы: один - посредством законов, другой - силы. Первый свойственен людям,  второй - зверям, но так как первый  часто оказывается недостаточным,  то приходится прибегать ко  второму”2. И Макиавелли считал, что государственный интерес есть высшее начало в дипломатии и для достижения государственного интереса можно пользоваться любыми средствами.

        Макиавеллизм - это непостоянство  и коварство в дипломатии, это  политика, не останавливающаяся  ни перед какими средствами  для достижения успеха. Т ем  не менее имя Макиавелли связано  с известным этапом в историческом  развитии дипломатии.

        В средние века, в период большой  раздробленности государств, огромную  роль в политической жизни  различных государств стала играть  церковь. Римские папы посылали  своих представителей - нунциев,  как их называли и называют  сейчас, в другие государства.  Нунции существуют сейчас во  всех католических странах, нередко  - в качестве глав дипломатического  корпуса. Нунции проводили большую  дипломатическую работу в период  господства римской церкви и  сохранили до сих пор свое положение в дипломатическом корпусе большого числа стран. Они играют немалую роль дипломатическом корпусе таких государств, как Франция, Италия, ФРГ и т. д. Но, как правило, представители папы в средние века были временными представителями, то есть выезжавшими на время с определенной миссией.

        Появление профессиональных кадров  дипломатов относят к XV - ХVI векам,  когда постепенно стали назначаться  представители государств, выезжавших  за границу на постоянную работу, когда стали учреждаться посольства  или миссии для постоянной  деятельности в других странах.  В этом смысле известное значение  имеет трактат 1520 года между  Англией и Священной Римской  империей, в котором впервые было  зафиксировано назначение постоянных  посольств; а затем Вестфальский  мирный договор 1648 года, заключенный  по окончании Тридцатилетней  войны, который оформил посольства  и установил некоторые принципы  постоянных сношений между государствами.

        В России уже в ХVI веке существовал так называемый посольский приказ, который занимался приемом послов о вообще внешними сношениями. Однако только в 1702 году в России было учреждено Министерство иностранных дел, которое и занялось непосредственно внешними сношениями России с другими государствами.

        В эпоху средневековья дипломатия  действовала в основном в согласии  с законом, указанным К. Марксом:  «...Выигрыш одного государства  является проигрышем для другого»3. Главными задачами дипломатии в этот период являлись укреплением союзов между феодальными суверенами и выгодная расстановка сил для войн, для приобретения новых владений путем аннексии или непосредственно покупками и династических браков с получением огромных территорий в приданое.

        Если говорить о международно-правовой  регламентации дипломатической практики и об определении функций и прав дипломатических представителей, то регламент, принятый на Венском конгрессе в 1815 году, впервые точно и ясно определил старшинство дипломатических представителей и порядок их работы, а последовавший за ним в 1818 году Аахенский международный протокол уточнил права и функции дипломатических представителей. эти два документа - Венский регламент и Аахенский протокол - по существу остаются и по настоящее время основой для установления единых рангов дипломатических представителей, которые существуют во всех странах мира. Этими документами впервые было установлено, что старшинство послов временем их аккредитования, временем их пребывания в том или другом государстве. До этого по вопросу старшинства между послами происходили частые споры, доходившие временами до драки. Они в качестве довода выдвигали свое происхождение, другие свой - опыт, третьи - величину и значение своего государства. Венский регламент установил, что старшинство посла определяется временем его пребывания в том или другом государстве, что и положило конец спорам. Хотя постоянные дипломатические представители иностранных государств стали появляться в ХVI веке, однако, по существу только в ХVII – XIX веках начал складываться постоянный квалифицированный дипломатический аппарат. До этого были обычно статс-секретари по внешним делам при главе государства, ведавшие внешними делами, но не имевшие постоянного аппарата. В XIX веке такой постоянный аппарат был создан во всех государствах, а в XX веке этот аппарат стал довольно мощным, квалифицированным и представляющим важную часть всей системы государственного управления. Этот дипломатический аппарат в буржуазных государствах в период развития капитализма сохранял традиции, перешедшего к нему от старого феодального строя, и его дипломатические кадры составляли, как правило, выходцы из аристократических семей.4

2.3. Буржуазная  дипломатия

        Великая Французская буржуазная революция 1789 - 1794 годов нанесла сильный удар по дипломатии феодальных абсолютных монархий, выдвинув в качестве основного требования во внешней политике принцип верховенства нации. Она происходила под лозунгами равенства народов, их свободы и братства, которые оказали большое влияние на широкие слои европейских народов, а также на народы других континентов, в особенности на Северную Америку, где в конце ХVIII века развернулась национальная борьба за независимость. Основным содержанием внешней политики и дипломатии буржуазии в период становления капитализма становится борьба за рамки сбыта, за “сферы влияния”, за раздел мира и укрепление мирового экономического и политического господства основных капиталистических держав. Буржуазная внешняя политика и дипломатия провозгласили принцип “невмешательства” и верховенство нации в решении внутренних дел государства с целью защиты интересов восходящего буржуазного класса, выступавшего от имени всего народа.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"