Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:27, доклад
Проблема установления конституционных ограничений – это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.
Конституционные ограничения прав и свобод человека (конституционный подход).
Проблема установления конституционных ограничений – это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.
Подобные
границы "возводятся" в основном
с помощью обязанностей и запретов,
приостановлений и
Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".1
Конституционные ограничения (ограничения прав и свобод зафиксированы в Конституции РФ) выступают индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности.
Права и свободы человека и гражданина признаются в Конституции РФ наивысшей ценностью (ст. 17. п. 2). Допуская возможность их ограничения (ст. 55 п. 3), Основной закон страны в ст. 56 п. 3 четко фиксирует: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».
При конституционном
определении возможных
Признаки конституционных
-они связаны
с неблагоприятными условиями
(угрозой или лишением
-сообщают
об уменьшении объема
-отличаются
от ущемлений, которые тоже
являются специфическими
Классификация конституционных ограничений.
Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям:3
1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).
Однако
следует помнить, что среди прав
есть такие, которые вообще не должны
ограничиваться. Это абсолютные или
основные права. «Основные права, –
отмечал Т. Маунц, – не создаются
государством, не нуждаются в его
признании, не могут быть ограничены
или вовсе ликвидированы им. Они
присущи индивидууму как
Вместе с тем следует согласиться с мнением С.В. Бахина о том, что «едва ли можно признать исчерпывающим перечень абсолютных прав, содержащийся в Пакте о гражданских и политических правах, поскольку те или иные права человека могут быть признаны не подлежащими ограничению в иных международных соглашениях».5 И проект Конституции РФ в ч. 2 ст. 129 как раз идет дальше в развитии абсолютных прав, чем Международный пакт о гражданских и политических правах, устанавливая более широкий круг прав, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.
2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.);
3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища);
4. С учетом пределов использования – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные;
5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);
6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др.
Особая
роль в упорядочении ограничений
принадлежит конституционным
6 Гарантии
в юридической сфере, как
Речь идет о целом ряде конституционных запретов конкретной деятельности различных государственных структур и должностных лиц. Одни уже имеются в Конституции, другие же нужно еще ввести.
В качестве
первых можно назвать запреты, содержащиеся:
в ч. 1 ст. 50 («Никто не может быть повторно
осужден за одно и то же преступление»
(ч. 1); «При осуществлении правосудия
не допускается использование
Между тем
существуют конституционные ограничения
в отношении государственной
власти, которые не вошли в Конституцию,
хотя вполне заслуживают «постоянной
прописки» в Основном Законе. Взять,
к примеру, проблему ограничения
прав человека на получение информации,
которая может быть решена в законной
плоскости и наиболее беспрепятственно
для личности только при установлении
конституционной обязанности в
отношении должностных лиц, предоставляющих
либо не предоставляющих (в силу ограничений)
ту или иную информацию. В этой связи
можно предложить ввести в Конституцию
РФ специальную статью: «Государственные
органы обязаны предоставлять
Особый
вид конституционных гарантий заключается
в том, что отдельные права
личности могут быть ограничены на
основе закона только (исключительно)
специальным государственным
Весьма существенная гарантия, предусмотренная
Конституцией РФ – деятельность Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
(п. 9 ст. 103), юридическое положение
которого определяется Федеральным
конституционным законом.10 Омбудсмен
ежегодно представляет парламенту отчет
о состоянии прав личности в стране,
типичных нарушениях и препятствиях
в деле охраны этих прав, инициирует
процедуры судебной проверки законности
тех или иных ограничений свободы
личности (задержания или ареста) и
при подтверждении обращается к
соответствующим должностным
Все перечисленные гарантии нужны, прежде всего, для того, чтобы правовые ограничения (на уровне норм) не превратились в препятствия прав и свобод личности (на уровне их реализации), чтобы из необходимого и законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные. Поэтому проблема ограничений есть, по сути дела, проблема «лазеек» для государственной власти, через которые отдельные должностные лица могут влиять на правовой статус личности в выгодном им направлении. Гарантии же позволяют эти «приоткрытые двери» закрыть как можно плотнее, обеспечив то, что провозглашается.
1. Понятие конституционных
Ограничение
прав и свобод человека и
гражданина, т.е. определение пределов
свободы личности в обществе
и государстве, - это, безусловно,
один из важнейших аспектов
взаимоотношений человека и
Закрепление
в Конституции России
Для
уяснения понятия, сущности и
значения конституционной
Информация о работе Конституционные ограничения прав и свобод человека (конституционный подход)