Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:39, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в анализе эволюции английского парламента в процессе его исторического развития, необходимости и эффективности работы английского парламента; а также исследовать методологические и теоретико-правовые основы работы английского парламента, выявить факторы, влияющие на его трансформацию, определить перспективы развития парламента как верховном законодательном органе.
Адекватно указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
дать краткий экскурс в историю поднимаемой проблемы;
охарактеризовать положение дел на сегодняшний момент;
описать соотношение различных политических сил в процессе эволюции английского парламента;
научно обосновать объективные и субъективные факторы, влияющие на эволюцию английского парламента;
изложить перспективы эволюции английского парламента.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ………………………………………………………………………….6
§ 1. Образование парламента в Англии ....................................................6
§ 2. Расширение компетенции парламента в XIV-XV вв .......................13
Глава II. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ ........................................................................16
§ 1. Особенности английского абсолютизма ...........................................16
§ 2. Парламент в системе центральных органов власти Англии в XVI-. XVII веков .............................................................................................................20
Глава III. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ…………............................................................................................22
§ 1. Английская буржуазная революция и парламент ...........................22
§ 2. Становление парламента в XVIII-X1X вв……................................27
Глава IV. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XX СТОЛЕТИИ ........58
§ 1. Избирательные реформы первой половины XX века ......................58
§ 2. Изменения во взаимодействии короны, парламента и правительства…………………………………………………………………….59
§ 3. Английский парламент в новейшее время .......................................62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………...…………67
Своеобразное место в политической системе Великобритании занимает корона. Формально сохраняются многие королевские прерогативы и важнейшая из них - право назначения премьер-министра. Как правило, назначаемый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Однако в тех случаях, когда лидер партии большинства не занимает, достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что
король поручит С. Болдуину сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться во главе нового коалиционного правительства. Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра.
Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку, согласно английской конституционной доктрине, глава государства должен действовать по совету своих министров, но в то же время установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает «базис английской конституции».35 В связи с этим корона может удалить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий.
Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и благодаря своим конституционным правам, в случае необходимости, монархия может стать серьезной резервной силой господствующего класса.
§ 3. Английский парламент в новейшее время
Говоря об общей тенденции усиления органов исполнительной власти (и, прежде всего лично премьер-министра), было бы неправильным утверждать, что палата общин британского парламента перестала играть сколько-нибудь заметную роль в политической жизни. В результате резкой поляризации партийных сил в 80-х гг. существенно обострились парламентские дебаты по поводу политики правительства, которые широко освещаются средствами массовой информации и оказывают большое влияние на общественное мнение страны36. В палате постоянно используется такая форма контроля над деятельностью правительства, как депутатские запросы министрам. Любой правительственный законопроект проходит три чтения в палате общин, в процессе которых он тщательно анализируется в комиссиях и комитетах палаты с участием оппозиции. Только путем одобрения в парламенте важнейшие мероприятия правительства могут быть представлены как выражение «воли нации»37. Наконец, в условиях обострения партийных противоречий, появления новых партий, когда правительственное большинство в парламенте может стать незначительным, вотум недоверия вновь способен стать действенным инструментом давления на правительство. Верно, однако, и то, что система партийного правления, давление на парламент извне и искажение вблизи избирателей мажоритарной системой выборов (правительство консервативного большинства за десять с лишним лет своего правления ни разу не получало более 30% голосов избирателей) лишают палату общин той роли, которую она некогда играла в прошлом.
Еще меньшую роль в реальном осуществлении государственной власти играют старинные британские учреждения - корона и палата лордов. Однако они остаются необходимым элементом государственного устройства и их роль нельзя свести к чисто декоративной.
Корона по-прежнему считается символом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт подавляющим» большинством англичан. При отсутствии писаной конституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Хотя за британским монархом формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, длительная политическая практика свела эти прерогативы к «праву давать советы, праву ободрять и праву предостерегать». Фактическое влияние королевского дома на государственную жизнь, тем не менее, весьма значительно. Королева, в частности, председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю выслушивает доклад премьер-министра. Утверждения о том, что королева располагает наиболее полной информацией о положении в стране, имеют под собой значительные основания. Кроме того, королева остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании38.
Что касается палаты лордов, то, по мнению некоторых исследователей, средневековые принципы ее формирования (около 1200 наследственных и жалованных пэров) только повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от партийной дисциплины и политической конъюнктуры.
Таким
образом, процесс перемещения центра
власти от парламента к правительству
весьма остро поставил вопрос о самом
предназначении представительного органа,
его реальном положении в конституционной
системе. Вследствие чего в последние
два десятилетия в Англии были проведены
серьезные реформы, общий смысл которых
сводился к тому, чтобы повысить эффективность
деятельности парламента, обеспечить
парламентариям более широкие возможности
для участия в осуществлении основных
функций представительного органа. Была
реорганизована система парламентских
комитетов, создана должность омбудсмена,
приняты меры по повышению профессионализма
депутатов и пр. При этом «праотец» парламентов
изучал и осваивал новый опыт других стран
и часто заимствовал ту практику, которую
считал для себя выгодной и полезной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Британский парламент - удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его организации и деятельности.
Особенностью
британского парламента является то,
что он функционирует в уникальных
условиях отсутствия в стране писаной
конституции. Некоторые правила, относящиеся
к его организации и
Британский парламент - чрезвычайно активное представительное учреждение. Он имеет длительные политические традиции и накопил богатый опыт ведения публичных дебатов и дискуссий. Его действительная роль определяется не столько формально принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве форума, на котором публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и внешней политики, важные общественные и политические дела, волнующие население страны. Эта роль парламента со всей очевидностью обнаруживается в моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится центром политических дискуссий, фокусом всей политической жизни. Парламент; способен влиять на ход событий, общественное мнение, политику правительства.
В
чём же секрет английского парламентаризма,
что позволило сословно-
«Парламентское
сообщество, которое собирается, чтобы
обсуждать совещаться и решать, представляет
собой естественное и гармоничное
образование. Естественное - потому что
король, палата лордов и палата общин
представляются соответственно как голова,
грудь и живот единого тела. Гармоничное
потому, что их совместная деятельность
должна напоминать мелодию, в которой
слаженно звучат бас, баритон и дискант»,
- эта формулировка, взятая из трудов английских
юристов эпохи буржуазной революции, даёт
исчерпывающий ответ на поставленный
вопрос.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ