Избирательная система в рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Решение остановиться на выборе данной темы, обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного свойства. Для всех очевидно, что выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это прежде всего очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.

Содержание

1.Введение
2. Основная часть:
2.1. Понятие избирательной системы и избирательного права
2.2. Принципы проведения выборов в РФ.
2.3. Порядок организации и проведение выборов в РФ.
3. Заключение
4. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Второй  элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

     Выборы  в Российской Федерации являются прямыми. Прямые выборы означают, что граждане избирают представительные органы или должностных лиц непосредственно путем прямого голосования. В России прямыми выборами избираются одна из палат парламента –Государственная Дума, законодательные собрания субъектов Федерации, представительные органы (советы и др.) муниципальных образований, Президент РФ, президенты и иные главы субъектов РФ (губернаторы и др.), главы муниципальных образований (мэры и др.).

     Голосование на выборах в Российской Федерации  тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

     Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействия гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

     Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободными и добровольным .Добровольность означает, что гражданин по своему желанию может участвовать или не участвовать в выборах. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Неучастие в этих процедурах не влечет для гражданина никаких юридических последствий, а также нежелательных для гражданина последствий по месту работы, учебы, жительства и т.д.

     Суть  положения о свободе выборов состоит в обеспечении свободы воли избирателей при голосовании. Федеральные законы запрещают кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, всем лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, осуществлять подкуп избирателей, производить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары (за исключением  печатных материалов, в том числе иллюстрированных, и значков, специально изготовленных для избирательной кампании , вручать избирателям денежные средства, подарки и другие материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательном участке, сбор подписей избирателей, агитационную работу). Запрещено воздействовать на волю избирателей обещаниями о предоставлении им материальных благ или услуг, иначе чем на основании решений органов государственной власти или местного самоуправления, принимаемых в соответствии  с федеральными законами. Хотя направленность последнего положения ясна, вряд ли можно исключить полностью обещания в избирательной кампании. Те или иные обещания составляют е существенный элемент. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Подготовка и проведение выборов

     Процесс подготовки и проведения выборов, завершающийся определением их результатов, называется избирательной кампанией. Неофициально политические партии, предполагаемые кандидаты ведут агитационную пропагандистскую работу почти постоянно, да и государственные oрганы заранее проводят некоторые организационные мероприятия (например расчеты по образованию избирательных округов), но началом официальной избирательной кампании (причем до регистрации кандидатов она разворачивается не в полной мере) является назначение даты выборов. Дата выборов Президента РФ назначается Советом Федерации. Совет Федерации должен назначить голосование на первое воскресенье того же месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ, но после истечения полного  срока полномочий. Днем выборов депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истек  срок полномочий, на который избрана Государственная Дума прежнего состава. Указ о выборах издает Президент РФ. В субъектах Федерации дату выборов законодательного собрания назначает президент республики в составе РФ, губернатор, другой глава администрации субъекта, а дату выборов главы субъекта — законодательное собрание. Аналогичный порядок (с учетом иных названий) действует в муниципальном образовании. Выборы назначаются после истечения срока полномочий на первое следующее воскресенье. В случае досрочного роспуска представительного органа выборы назначаются одновременно с актом о роспуске. Если они не назначены таким образом, их назначает и проводит соответствующая избирательная комиссия. При досрочной отставке Президента РФ, стойкой неспособности осуществлять свои полномочия, отрешении от должности  выборы назначаются в указанный в ст. 92 Конституции РФ срок — не позднее трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Президента РФ. В условиях чрезвычайного или военного положения выборы не проводятся. После назначения даты выборов формируются избирательные округа и избирательные участки .Избирательный округ - территория, образуемая в установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат, выборное должностное лицо.

     Согласно  Федеральному закону «Об основным гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (ст.19), избирательные  округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждается соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

     При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований:

     Примерное равенство избирательных округов  по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы  представительства избирателей  не более 10 процентов, а в труднодоступных  и отдаленных местностях – не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами субъектов российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов;

     Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой  территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

     При соблюдении указанных требований об образовании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта РФ, территорий муниципальных образований.

     Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются  избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, чтобы создать максимальные удобства для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

     В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных  и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях,  установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

     Списки  избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

     Подготовку  и проведений выборов осуществляют Избирательные комиссии В России это  Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные и территориальные избирательные комиссии.(городские, районные), несколько территориальных комиссий в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей, участковые избирательные комиссии.

     Члены избирательных комиссий в связи  со своим статусом делятся  на две  группы: с решающим и совещательным  голосом. Первые участвуют в принятии решений комиссией, вторые — только в обсуждении. Члены избирательных комиссий с решающим голосом назначаются либо целиком представительными органами (например, территориальные, участковые), либо пополам законодательным и исполнительным органом государственной власти (окружная избирательная комиссия). Назначение осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, иногда — выборных органов местного самоуправления, вышестоящих избирательных комиссий, собраний избирателей по месту жительства, службы, работы, учебы. При назначении, учитывается принцип беспристрастности комиссии при принятии решений. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, судьи, кандидаты и их доверенные лица, представители групп избирателей, выдвинувшие кандидатов, члены других избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов. Третья часть избирательных комиссий  должна быть назначена по предложениям избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в представительном органе (Государственной Думе, законодательном собрании субъекта Федерации, муниципальном совете). Если общественные объединения не дали своих предложений, соответствующую часть членов избирательных комиссий назначает вышестоящая избирательная комиссия. Государственные служащие могут быть назначены в окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии, но не должны составлять более трети их численности.

     Члены комиссий с правом совещательного голоса назначаются после регистрации  кандидатов, избирательных объединений, блоков самими кандидатами (объединениями). Каждый кандидат (объединение) может назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса в комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие комиссии.

     Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, а иногда также территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе.

       Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов Федерации являются юридическими лицами, остальные такого статуса не имеют. Все комиссии при подготовке и про ведении выборов в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления, но эти органы, учреждения, организации, предприятия с государственным (муниципальным) финансовым участием, их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям (предоставление помещения, транспорта, средств связи и др.), давать ответы на обращения избирательных комиссий. Средства массовой информации с государственным и муниципальным участием обязаны размещать печатную информацию избирательных комиссий. Общественные объединения, учреждения, предприятия обязаны представлять избирательным  комиссиям сведения, необходимые для их работы.

     Деятельность  избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На их  заседаниях вправе присутствовать члены вышестоящих  избирательных комиссий, кандидаты, их доверенные лица, представители общественных объединений, средств массовой информации. Избирательные комиссии действуют на основе коллегиальности. Их решения  правомочны при участии большинства членов с правом решающего голоса. По вопросам существенного значения (избрание        Председателя, его заместителя, секретаря избирательной комиссии, регистрация кандидатов, итоги голосования, признание выборов недействительными или несостоявшимися, по вопросам финансирований и др.) решения принимаются большинством голосов от установленного (общего) числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения по другим (в частности процедурным) вопросам принимаются большинством присутствующих. Особые мнения членов комиссии доводятся председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно.

     Решения избирательных комиссий,  противоречащие федеральным  законам или законам субъектов Федерации, принятые с превышением  установленных полномочий, нарушающие избирательные права граждан, отменяются вышестоящей избирательной комиссией или судом. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. По своему желанию избиратель может обратиться либо в вышестоящую избирательную комиссию, либо в суд. На выборах федеральных органов!(Государственной Думы, Президента) он может обращаться только в суд (Верховный Суд РФ), так как нет вышестоящей комиссии по сравнению с Центральной избирательной комиссией.

Информация о работе Избирательная система в рф