Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:43, контрольная работа
Решение остановиться на выборе данной темы, обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного свойства. Для всех очевидно, что выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это прежде всего очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.
1.Введение
2. Основная часть:
2.1. Понятие избирательной системы и избирательного права
2.2. Принципы проведения выборов в РФ.
2.3. Порядок организации и проведение выборов в РФ.
3. Заключение
4. Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИМИРСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина:
Конституционное
право РФ
Контрольная
работа
Тема:
Избирательная система
в РФ
Выполнил: слушатель
2С курса 4 группы
Иванова
И.И.
Владимир,
2009 год
Содержание
1.Введение
2. Основная часть:
2.1. Понятие избирательной системы и избирательного права
2.2. Принципы проведения выборов в РФ.
2.3.
Порядок организации и
3. Заключение
4.
Библиографический список
Введение
Решение остановиться на выборе данной темы, обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного свойства. Для всех очевидно, что выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это прежде всего очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.
Иными словами, выборы - это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимали существо этого политического процесса, прежде всего свое место в нем, и участвовали в выборах осознанно, а не в качестве механизма для голосования, добиваясь избрания действительно достойных.
В
странах с высокой политической
культурой и политической устойчивостью
выборы выступают фундаментом
Избирательная система – явление чрезвычайно сложное и динамичное. Ее конкретное содержание различно в каждой стране, но в своем реферате я хотела бы подробнее раскрыть сущность избирательной системы в РФ.
В
отличии от многих зарубежных конституций,
Конституция России не содержит специальной
главы об избирательном праве. Самые общие
нормы отражены в статье 32. Отдельные правила
связываются с избранием Президента РФ
(статья 81) и Федерального Собрания. Предусматривается,
что порядок выборов в эти органы государственной
власти должен определяться федеральными
законами. Также приняты Законы о выборах
Президента Российской Федерации, о выборах
депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации. В 1996 году
принят закон "Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления".
Анализируя данные нормативные акты и
используя дополнительную литературу
я попыталась в своей работе раскрыть
ряд вопросов, касающихся в целом избирательной
системы в РФ.
2.1. Понятие избирательной системы и избирательного права
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы , Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Являясь
совокупностью конституционно-
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:
1) Конституция РФ, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
2) Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Избирательная
система и избирательное право
Российской федерации базируются на основных
гарантиях избирательных прав граждан
РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление
граждан на выборах. Ядром этих гарантий
являются принципы проведения выборов
в Российской Федерации.
2.2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
Как и во многих других странах, Конституция РФ закрепляет четыре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы, тайное голосование. Кроме того, в ч.3 ст.3 говорится о свободных выборах, а в федеральном законодательстве также о добровольности участия в выборах. Рассмотрим более подробно данные принципы.
Итак, всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ,— быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно, проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов нe может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления.
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральными законом, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года на выборах в органы Местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными. Первый элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.