Избирательная система США

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Выборы – один из древнейших институтов конституционного права. В настоящее время выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.

Содержание

1.1 Понятие избирательной системы в США
1.2 Особенности конституционного статуса избирательской системы
2.1 Понятие и принципы избирательного процесса
2.2 Структура и стадии избирательного процесса

Работа содержит 1 файл

КурсоваяМП.docx

— 65.36 Кб (Скачать)

«утраченного голоса»);

Мажоритарная формула  приводит к доминированию двух (иногда трех) партий, впоследствии чего власть монополизируется большими партиями. Соответственно, шансы на представление малых и этнических групп очень незначительны.

Мажоритарная система  склоняется к преувеличению результатов  лидеров по сравнению с реально  отданными за них голосами. Большая  часть избирателей не может быть представлена из-за действия формулы  «победитель получает все».

Формула большинства делает выборы менее проблемно ориентированными: партии и кандидаты воздерживаются от четко сформулированных позиций, для того, чтобы усилить свою привлекательность. В результате этого программы  становятся общеидеологизированными, большинство из участников выборов  оперируют одинаковыми программными решениями и стоят на одинаковых нечетких позициях.

 

1.2 Особенности конституционного статуса избирательской системы

Современное законодательное регулирование выборов в США имеет трехуровневую структуру, включающую федеральные акты, законодательство штатов и некоторые источники локального права, прежде всего, хартии местного самоуправления. На федеральном уровне основным источником избирательного права служит, естественно, Конституция США 1787 года. Она регламентирует (правда, весьма фрагментарно) важнейшие гарантии всеобщего и равного избирательного права применительно к выборам всех уровней и осуществляет более обстоятельное регулирование отдельных вопросов федеральных выборов.

Статьи Конституции США  и конституций штатов, посвященные  выборам, закрепляют цензы избирательного права, порядок проведения выборов  и изменения норм представительства, а также функции избирательных  комиссии.

Особый интерес, на мой  взгляд, в данном случае представляет наличие цензов на участие в выборах  как в качестве избирателя, так  и в качестве кандидата.

В 1868 г. поправка XIV установила предельный возрастной ценз для приобретения (пока только мужчинами) активного избирательного права в 21 год. В 1870 г. поправка XV запретила как Союзу, так и отдельным штатам ограничивать право голоса в зависимости от расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве. Поправка XIX, вступившая в силу в 1920 г., расширила избирательный корпус как никакая другая, предоставив избирательные права женщинам. Следует отметить, что США были в числе первых стран в мире, включивших женщин в состав избирательного корпуса. Наконец, поправка XXVI (1971 г.) снизила возрастной ценз на любых выборах до 18 лет.

Расширение избирательного корпуса  и приближение тем самым избирательного права к идеалу всеобщности происходит в США не только на основе конституционных  норм. В 1970 г. федеральным Актом об избирательном праве был установлен предельно допустимый ценз оседлости  в 30 дней: орган, осуществляющий регистрацию избирателей, обязан зарегистрировать лицо, обратившееся не позднее чем за 30 дней до дня голосования (естественно, при условии удовлетворения прочим избирательным цензам). Штаты применительно к выборам своего уровня этот срок не могут увеличивать, но за ними остается право его сокращать. В 17 штатах и федеральном округе Колумбия ценз оседлости избирателей на соответствующем избирательном участке вообще отменен. Однако и там, где он существует, избиратель, изменивший место жительства непосредственно перед днем голосования, имеет возможность участвовать в нем по старому адресу, голосуя по почте. Указанный ценз оседлости привязывается к месту составления списков избирателей. Однако конституции некоторых штатов, а также хартии местного самоуправления устанавливают еще две разновидности ценза оседлости — связанные с определенным сроком проживания на территории штата и муниципалитета соответственно. Как правило, такие сроки более длительны. Обычно для штата этот срок составляет один год, а для муниципалитета — 90 дней. Конституция штата Иллинойс 1970 г. (ст. III) право участвовать, в любых выборах, проводимых на территории штата, предоставляет гражданам США, проживающим в данном штате не менее шести месяцев, предшествующих проведению соответствующих выборов (См.: Барабашев Г. В. Местное самоуправление. М., 1996. С. 102.) 

Помимо указанных цензов законодательство штатов от участия в выборах отстраняет душевнобольных, а во многих штатах также лиц (или отдельные их категории), отбывающих по приговору суда наказание  в виде лишения свободы.

В 1975 г. в Акт об избирательном  праве 1970 г. были внесены поправки, по сути отменяющие ценз грамотности и знания английского языка: был наложен запрет на использование тестов и иных средств проверки "способности читать, понимать и толковать" вопросы, связанные с проведением выборов. В качестве гарантии прав языковых меньшинств закон установил, что если более 5% избирателей какой-либо политико-административной единицы штата составляют одно языковое меньшинство, то вся избирательная документация ведется не только на английском языке, но и на языке меньшинства. Более того, если соответствующий язык не имеет письменности (речь идет об индейцах и алеутах), должностные лица, обеспечивающие проведение выборов, обязаны распространять информацию, связанную с выборами, среди соответствующего населения устно.

Применительно к пассивному избирательному праву законодательство устанавливает более жесткие условия. Возрастной ценз, которому должен отвечать кандидат, на выборах федерального уровня, а также выборах в органы большинства штатов и муниципалитетов — более высокий, чем необходимый для права избирать. Так, согласно Конституции США членом Палаты представителей Конгресса США может быть избран гражданин США, достигший 25 лет, сенатором — 30, а Президентом — 35 лет. В соответствии с Конституцией штата Иллинойс с 1970 г. право быть избранным в обе палаты Генеральной ассамблеи (законодательного собрания штата) имеют граждане, достигшие 21 года, а Губернатором — 25 лет.

Важным условием приобретения пассивного избирательного права на федеральном уровне является, как упоминалось, и срок пребывания в гражданстве США. Он составляет 7 лет для избрания членом Палаты представителей, 9 лет — сенатором, а баллотироваться на должность Президента США может лишь гражданин по рождению. На выборах более низкого уровня требуется лишь наличие у кандидата американского гражданства.

Ценз оседлости применительно  к пассивному избирательному праву также известен американскому законодательству. Для кандидатов в состав палат Конгресса США он сформулирован весьма либерально: необходим лишь факт проживания на территории того штата, в котором кандидат баллотируется. Президентом же может быть избран гражданин, в течение 14 лет имеющий постоянное место жительства на территории США. Требования оседлости для кандидатов установлены и законодательством штатов. Например, в Иллинойсе согласно Конституции данного штата право быть избранными в палаты легислатуры имеют граждане США, проживающие не менее двух лет в том округе, от которого они избираются. Губернатором же может стать лицо, не менее трех лет проживающее в данном штате.

Конституционная особенность избирательной системы США также состоит в том, что выборы президента и вице-президента осуществляются не напрямую, а через выборщиков, которые избираются в каждом штате путем открытого голосования по спискам, предложенным политическими партиями. Состав выборщиков формируется из числа известных должностных лиц местного и регионального уровней, партийных активистов или других авторитетных граждан, поддерживающих связи с той или иной политической партией. Выборщики обычно заранее обязуются проголосовать за кандидата от их партии.

В ходе основных выборов избиратели каждого штата выбирают один из списков  выборщиков, обозначенных тем или  иным кандидатом, причем в избирательном  бюллетене указываются именно имена  этих кандидатов, а не имена отдельных  выборщиков. Иными словами, отдавая  свой голос за конкретного кандидата  на пост президента, избиратель голосует за его выборщиков.

По Конституции, Коллегия выборщиков насчитывает 538 членов (100 выборщиков по числу сенаторов, 435 выборщиков по числу депутатов палаты представителей и три выборщика от Округа Колумбия).

 

2.1 Понятие и принципы  избирательного процесса

Отличительной чертой механизма  правового обеспечения выборов  является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании  избирательных отношений. Если избирательное  право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании  и свободном добровольном участии  избирателей в выборах, то избирательный  процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного  избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия  субъектов выборов в осуществлении  формирования выборных органов. Термин "избирательный процесс" не является синонимом для обозначения становления  или формирования новой самостоятельной  отрасли права или подотрасли процессуального законодательства.

 Избирательный процесс  выступает самостоятельной юридической  формой определенного комплекса  государственно-правовых отношений,  замыкающихся на обслуживании  подготовки и проведения выборов,  и является автономным элементом  в структуре избирательного и  в целом государственного права  Российской Федерации.

 В связи с этим, избирательный  процесс следует характеризовать  как урегулированную процессуальными  нормами деятельность участников  избирательного процесса (субъектов  избирательного права), состоящую  из взаимосвязанных и построенных  в логической последовательности  стадий, опирающуюся на демократические  принципы российского избирательного  права и направленную на придание  выборам легитимного характера.  Избирательный процесс является  технологической инфраструктурой  и формой реализации конституционных  принципов организации периодических  свободных выборов и обеспечения  избирательных прав человека  и гражданина в рамках предусмотренной  законом последовательности совершения  комплекса избирательных действий  и процедур.

 Избирательный процесс  как политико-правовая категория  используется в широком и узком  значении, и его конкретное использование  предопределяется временными рамками  (начала и окончания) его структурного  развертывания в виде последовательности  перехода от одной стадии к  другой. В широком смысле термин "избирательный процесс" поглощает  содержание термина "избирательная  кампания" как периода со дня  официального опубликования решения  уполномоченного на то должностного  лица или органа о назначении  выборов до дня представления  избирательной комиссией, организующей  выборы, отчета о расходовании  финансовых средств, выделенных  на проведение выборов. В узком  смысле избирательный процесс  как формализованное явление  включает установленную законом  совокупность стадий организации  и проведения выборов, обеспечивающих  целостность и легитимность итогов  голосования и результатов выборов,  а стадии, в свою очередь, включают  в себя совокупность соответствующих  избирательных процедур и избирательных  действий.

Необходимо отметить, что  о демократизме избирательного процесса можно судить по наличию и реальности демократических принципов, лежащих  в его основе. Принципы пронизывают все поле правового регулирования и являются следствием обобщения правовых норм, возникающих по мере развития правовых обычаев и законодательной деятельности органов государственной власти.

Избирательный процесс в США базируется на традиционных принципах всеобщности и равенства при тайном голосовании, являющихся универсальными. Принцип прямых выборов также можно считать правилом. Ни один из названных принципов не получил полнокровного позитивного статутного оформления на федеральном уровне.

Принцип всеобщности избирательного права не сразу утвердился в законодательстве и доктрине. Это естественно: на том историческом этапе общественного развития, когда принималась американская Конституция, в ряде штатов существовало рабство, и вопрос о круге избирателей было предоставлено решать штатам (разд. 1 ст. I Конституции). Однако со временем под влиянием объективной потребности в демократизации политической жизни в Конституцию вносились поправки, определяющие важнейшие основы активного избирательного права, в частности недопустимость его ограничения в зависимости от различных обстоятельств социального характера.

Принцип равного избирательного права также не сразу утвердился в законодательстве и практике США. Изначально вопросы, связанные с образованием избирательных округов, причем при проведении как федеральных выборов, так и выборов легислатур штатов, регламентировались всецело законодательством штатов, в котором рассматриваемый принцип не получил прямого выражения.

Гарантией другого требования равного  избирательного права — наличия  у каждого избирателя только одного голоса — служит положение Акта об избирательном праве 1970 г. об установлении уголовной ответственности за голосование на одних и тех же выборах более одного раза.

Принцип  прямых выборов  первоначально Конституция США провозгласила только в отношении выборов в нижнюю палату Конгресса — Палату представителей. Сенаторы избирались косвенным путем — законодательными собраниями штатов. Лишь в 1913 г. было установлено, что сенаторы должны избираться "народом штата" (XVII поправка). Президент и Вице-президент по-прежнему избираются косвенным путем (выборщиками).

Принцип тайного голосования  обеспечивается применением избирательных бюллетеней или специальных машин для голосования, которые начали использоваться в некоторых штатах еще с конца прошлого века.

 

 

 

2.2 Структура и стадии  избирательного процесса

 

Наряду с общим логическим единством избирательного процесса необходимо отметить его деление  на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления. Избирательный процесс в США включает в себя установленную законодательством совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Стадии избирательного процесса — это этапы организации и  проведения выборов, в рамках которых  совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также  избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан  США и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

  1. Назначение выборов
  2. Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей
  3. Выдвижение кандидатов и их регистрация
  4. Предвыборная агитация
  5. Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит  в обеспечении последовательного  во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных  действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц.

Информация о работе Избирательная система США