Исполнительная власть в Италии и в Казахстане: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является сравнительный анализ института исполнительной власти в странах с различными формами правления – Италии и Казахстане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика исполнительной власти, как института власти…………………………………………………………………………………4
1.1. Определение исполнительной власти…………………………………………4
1.2. Функции исполнительной власти……………………………………………...4
ГЛАВА 2. Политические и государственные режимы Италии и Казахстана……………………………………………………………………………6
2.1. Политический и государственный режимы Италии………………………….6
2.2. Политический и государственный режимы Казахстана…………………….6
2.3. Сопоставление политических и государственных режимов Италии и Казахстана……………………………………………………………………………7
ГЛАВА 3. Исполнительная власть в Италии и в Казахстане, как институт определяемый политическим и государственным режимами……………………8
3.1. Исполнительная власть в Италии………………………………………….......8
3.2. Исполнительная власть в Казахстане………………………………………...10
3.3. Сравнительный анализ института исполнительной власти в Италии и в Казахстане………………………………………………………………………...11
3.4. Сравнение института исполнительной власти в Италии и в Казахстане с исполнительной властью в РФ…………………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..13
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..14

Работа содержит 1 файл

конст. право зар. стран.docx

— 50.26 Кб (Скачать)

       В Конституции Италии компетенция  правительства почти не очерчена. Самые общие сведения об этом содержатся в следующих статьях:   ст. 71 говорит о том, правительство является источником законодательной инициативы; ст. 76 - осуществление законодательной функции может быть делегировано правительству; ст. 77 – правительство издаёт декреты, по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента, в случае необходимости и срочности под свою ответственность, которые утрачивают силу с момента издания, если они впоследствии не будут утверждены парламентом; исходя из содержания абз. 1 ст. 81 («Палаты ежегодно утверждают представляемые Правительством бюджет и закон об исполнении бюджета») можно сказать о том, что правительство разрабатывает проекты бюджета и закона об исполнении бюджета. И, конечно, помня о том, что правительство является высшим исполнительным органом Италии, можно сказать, что важнейшие его полномочия связаны с исполнением законов.

       Об  ответственности правительства  говорится в ст. 95, согласно которой председатель Совета министров несет ответственность за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия правительства и индивидуально - за действия своих ведомств. Правительство Италии в своих действиях ответственно перед парламентом, так как именно ему обязано своей властью (ст. 94) и именно парламент вправе выразить вотум недоверия правительству, за которым следует отставка последнего.

3.2. Исполнительная  власть в Казахстане

       Конституцией  Казахстана 1995 года исполнительная власть вручена правительству, о чём гласит п.1 ст.64: «Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью».

       Порядок формирования правительства Казахстана подробно освящён в п.3 ст.44. Согласно ему премьер-министра назначает президент после согласования с парламентом, остальные члены правительства назначаются так же президентом по представлению премьер-министра.

       Правительство Казахстана обладает обширными полномочиями во всех сферах государственного управления, подробно они изложены в ст.66: оно разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его безопасности и обеспечения общественного порядка; представляет парламенту бюджет и отчёт обеспечивает исполнение бюджета; вносит в парламент проекты законов и обеспечивает исполнение законов; организует управление государственной собственностью; вырабатывает меры по проведению внешней политики; назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства. Так же, согласно ст. 69, правительство издаёт постановления, в рамках своей компетенции, которые не должны противоречить Конституции, законодательству и актам президента; а ст.91 закрепляет право правительства выступать инициатором республиканского референдума.

       Сведения  об ответственности правительства Казахстана содержатся в п.2 ст.65: «Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом». Стоит отметить, что президент Казахстана обладает достаточно длинным рядом прав по отношению к правительству. Так, согласно ст. 44, он освобождает от должностей премьер-министра и членов правительства; председательствует на заседаниях правительства по особо важным вопросам; поручает правительству внесение законопроектов в парламент; отменяет либо приостанавливает действие актов правительства и премьер-министра. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что президент фактически руководит правительством, а значит, возглавляет исполнительную власть Казахстана.

3.3. Сравнительный  анализ института исполнительной  власти 

в Италии и в Казахстане

       Высшими органами исполнительной власти в Италии и в Казахстане являются их правительства. Оба правительства обладают сходными полномочиями: обеспечивают исполнение законов, обладают правом законодательной инициативы и издания собственных подзаконных актов, разрабатывают проекты бюджетов и обеспечивают исполнение бюджета.

       Однако, ответственность правительств Италии и Казахстана и их формирование существенно отличаются по причине тесной взаимосвязи формы правления (а значит и государственного режима) и института исполнительной власти. Италия является парламентарной республикой – её правительство ответственно перед парламентом и фактически им формируется. Казахстан же республика президентская – его правительство ответственно перед президентом и, согласно Конституции Казахстана, им же и формируется. Коренная причина этого различия, как уже отмечалось в пункте 2.3., скрывается в национальных политических традициях обеих стран: Италии, как европейской стране, больше свойственна представительная власть, Казахстану же, как стране азиатской – единоличная.

       Так же отличаются положения, занимаемые главами правительств Италии и Казахстана. Основываясь на выводах, сделанных в предыдущих пунктах, можно подытожить: фактический функционал председателя Совета министров Италии в большой степени схож с функционалом главы государства, а функционал премьер-министр Казахстана – с функционалом вице-президента, который не руководит правительством, а помогает президенту руководить им.

3.4. Сравнение  института исполнительной власти

в Италии и в Казахстане с исполнительной властью в РФ

       Высшим  органом исполнительной власти в  РФ, как и в Италии, и в Казахстане, является правительство. Оно обладает полномочиями по исполнению законов, разработке законопроектов, изданию подзаконных актов, разработке и исполнению бюджета, сходными и с правительствами и Италии, и Казахстана.

       Конституционная модель формирования российского правительства идентична конституционным моделям Италии и Казахстана: председатель назначается президентом по согласованию с российским парламентом – Федеральным собранием (точнее, с его нижней палатой – Государственной думой), члены правительства (министры) так же назначаются президентом по представлению председателя (ст. 111 Конституции РФ).10 Однако, стоит вспомнить, что Италия – страна с парламентарным государственным режимом, и именно парламент определяет состав правительства, о чём говорилось в предыдущих пунктах контрольной работы. В Казахстане же, стране с дуалистическим государственным режимом, фактическое положение дел совпадает с конституционной моделью: формирование правительства Казахстана президентом – не фиктивно.

       Согласно ст. 117 Конституции РФ правительство ответственно перед президентом и перед Государственной думой: президент может в любое время отправить его в отставку, а Государственная дума – выразить правительству недоверие, которое влечет его отставку только при наличии соответствующего решения президента. Однако, ответственность правительства перед Государственной думой в Большом юридическом словаре под редакцией проф. А.Я. Сухорева названа фиктивной11. Очевидно, что причиной этому стало конституционное положение, согласно которому окончательное решение об отставке правительства может принять только президент РФ.

       Исходя  из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что российская конституционная модель исполнительной власти фактически совпадает с моделью Казахстана. Итальянский же парламентаризм в России места не имеет.

 

Заключение.

       Цель данной контрольной работы, сравнительный анализ института исполнительной власти в Италии и в Казахстане, достигнута посредством выполнения поставленных во введении задач. Были даны общие сведения об институте исполнительной власти; проведено сопоставление политических и государственных режимов Италии и Казахстана; и наконец, в центральной части работы проведён сравнительный анализ института исполнительной власти в Италии, и в Казахстане, а так же приведено сопоставление с исполнительной властью в России.

       Завершая  работу по изучению исполнительной власти в Италии и в Казахстане, можно сказать, что данный институт в странах с различными формами правления серьёзно отличается.

       В Казахстане президент фактически возглавляет  и контролирует исполнительную власть, тогда как в Италии он не только не контролирует, а скорее контролируем исполнительной властью, которая в свою очередь зависима от парламента Италии.

       Можно так же отметить, что глава итальянской  исполнительной власти, председатель Совета министров, является в Италии «человеком №1», т.е. фактически главой государства, определяющим основные направления  внутренней и внешней политики, а  так же представляющим Италию на мировой  политической арене.

       На  мой взгляд, различия института исполнительной власти в Италии и в Казахстане, это различия между Европой и Азией, т.е. их причину стоит искать в национальных политических традициях обеих стран. Европейкой Италии ближе парламентаризм, в том числе, ответственность Совета министров, высшего органа исполнительной власти, парламенту. Политическим традициям азиатского Казахстана больше соответствует сильная власть президента, который, по сути дела, и руководит исполнительной властью в стране. 

 

Список  использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституции зарубежных государств : Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие. Сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. - 6-е изд., перераб. и доп. 2009.
  2. Конституция Республики Казахстан в сб.: Конституции государств Европы. М.: Норма, 2008.
  3. Конституция Российской федерации. - М.: Проспект, 2009.

Учебная литература:

  1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. Под ред.                        проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007.
  2. Иностранное конституционное право: учебник для вузов. Под редакцией проф. В.В. Маклакова. - М.: Юристъ, 2004.
  3. Исполнительная власть: Сравнительно-правовое исследование: Сборник статей и обзоров. Авт. кол.: И. Л. Алебастрова, А. Ш. Будагова, Д. А. Ковачев и др.; Отв. ред. В. В. Маклаков; Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. - М.,1995.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов. Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Старшун. – 4-е изд., М.: Норма, 2005.
  5. Конституционное право зарубежных стран: учебник. В.Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.
  6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008.
  7. Соколов А.Н. Правовое государство: Идея, теория, практика. Монография, Курск.гос. техн. ун-т. Курск, 1994.
  8. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М.: Норма, 2002.

Информация о работе Исполнительная власть в Италии и в Казахстане: сравнительный анализ