Исполнительная власть в Италии и в Казахстане: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является сравнительный анализ института исполнительной власти в странах с различными формами правления – Италии и Казахстане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика исполнительной власти, как института власти…………………………………………………………………………………4
1.1. Определение исполнительной власти…………………………………………4
1.2. Функции исполнительной власти……………………………………………...4
ГЛАВА 2. Политические и государственные режимы Италии и Казахстана……………………………………………………………………………6
2.1. Политический и государственный режимы Италии………………………….6
2.2. Политический и государственный режимы Казахстана…………………….6
2.3. Сопоставление политических и государственных режимов Италии и Казахстана……………………………………………………………………………7
ГЛАВА 3. Исполнительная власть в Италии и в Казахстане, как институт определяемый политическим и государственным режимами……………………8
3.1. Исполнительная власть в Италии………………………………………….......8
3.2. Исполнительная власть в Казахстане………………………………………...10
3.3. Сравнительный анализ института исполнительной власти в Италии и в Казахстане………………………………………………………………………...11
3.4. Сравнение института исполнительной власти в Италии и в Казахстане с исполнительной властью в РФ…………………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..13
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..14

Работа содержит 1 файл

конст. право зар. стран.docx

— 50.26 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Общая характеристика исполнительной власти, как института власти…………………………………………………………………………………4

1.1. Определение исполнительной власти…………………………………………4

1.2. Функции исполнительной власти……………………………………………...4

ГЛАВА 2. Политические и государственные режимы Италии и Казахстана……………………………………………………………………………6

2.1. Политический и государственный режимы Италии………………………….6

2.2. Политический и государственный режимы Казахстана…………………….6

2.3. Сопоставление политических и государственных режимов Италии и  Казахстана……………………………………………………………………………7

ГЛАВА 3. Исполнительная власть в Италии и в Казахстане, как институт определяемый политическим и государственным режимами……………………8

3.1. Исполнительная власть в Италии………………………………………….......8

3.2. Исполнительная власть в Казахстане………………………………………...10

3.3. Сравнительный анализ института исполнительной власти в Италии и           в Казахстане………………………………………………………………………...11

3.4. Сравнение института исполнительной власти в Италии и в Казахстане с исполнительной властью в РФ…………………………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..13

СПИКОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..14

 

Введение.

       Данная  контрольная работа посвящена исполнительной власти в Италии и в Казахстане. Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть сложность этого института не только с учетом общетеоретического материала, показывающего, какой должна быть исполнительная власть, но и с учётом практического воплощения политических идей на примере Италии и Казахстана.

       Целью работы является сравнительный анализ института исполнительной власти в странах с различными формами правления – Италии и Казахстане. Для достижения цели будут выполнены следующие задачи: рассмотрены понятие и функции исполнительной власти, как института власти; сопоставлены политические и государственные режимы Италии и Казахстана; будет проведён сравнительный анализ конституционных положений о порядке формирования, полномочиях и ответственности органов исполнительной власти в обеих странах, а так же сравнение с исполнительной властью в Российской Федерации.

       Характеризуя  степень научной разработанности рассматриваемой темы можно отметить недостаточное количество полных и явных исследований. В учебниках и монографиях представлен общий материал об исполнительной власти в Италии и в Казахстане, без сравнительного анализа или же сопоставления. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой теме, а так же самостоятельном сравнительном анализе конституций Италии и Казахстана.

       В работе использованы последние редакции конституций: Конституция Италии 1947 года с изменениями и дополнениями от 2 октября 2007 года; Конституция Казахстана 1995 года с изменениями и дополнениями от 21 мая 2007 года; Конституция РФ 1993 года с учетом поправок от 30 декабря 2008 года.

 

       

Глава 1.

Общая характеристика исполнительной власти, как института  власти.

1.1. Определение исполнительной власти

     Понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей, которой занимались Д. Локк и Ш.Л. Монтескье. Сегодня можно сказать, что исполнительная власть представляет собой абстрактную политико-правовую категорию, указывающую на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы и обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов.

     По  мнению профессора А.Н. Соколова, «исполнительную власть следует определить весьма просто: она охватывает всю государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной, ни к судебной власти».1 Проф. Ю.Н. Старилов конкретизирует определение понятия исполнительной власти: «исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции».2

     В целом можно сказать, что исполнительная власть – это одна из ветвей власти, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. 

1.2. Функции исполнительной власти

     Сущность  исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и государственном управлении, раскрывается через ее функции.

     К основным функциям этой ветви государственной  власти можно отнести: осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики; административное правоприменение; подзаконодательное регулирование; административный контроль за соблюдением правовых норм; осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация); непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция), а так же информационное обеспечение органов государственной власти.

     Функции исполнительной власти реализуются  через конкретные функции ее органов, которые напрямую связаны с объемом государственных полномочий, которые предоставляются органам исполнительной власти согласно Конституции конкретного государства. 

 

Глава 2.

Политические и государственные режимы Италии и Казахстана.

2.1. Политический и государственный режимы Италии

       Для определения политического и  государственного режимов Италии необходимо обратится к её Конституции, ст.1 которой гласит: «Италия демократическая Республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его   в формах и в границах, установленных Конституцией»3. Отсюда видно, что Италия – страна с демократическим политическим режимом. Государственный же режим тесно связан с формой правления, закреплённой в следующих статьях Конституции: абз. 1  ст. 83 «Президент Республики  избирается  парламентом на совместном заседании его членов» и абз. 1 ст. 94 «Правительство должно получить доверие обеих палат». Ст. 94 закрепляет политическую ответственность правительства перед парламентом, что, согласно проф. С.Ю. Кашкину, является главным признаком парламентарной республики. При парламентарной республике возможны два государственных режима – парламентарный и министериальный4. О государственном режиме Италии можно судить по тому, что итальянское правительство занимает позицию более слабую по отношению к парламенту: каждая из палат может требовать ухода его в отставку5, т.е. резолюция парламента о недоверии правительству влечёт за собой отставку последнего. Из вышесказанного следует, что Италия – демократическая парламентская республика с парламентарным государственным режимом.

2.2. Политический  и государственный режимы Казахстана

       Для определения политического и  государственного режимов Казахстана так же обращаемся к Конституции. В п.1 ст.1 Конституции Казахстана говорится о его политическом режиме: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы»6. Форма правления, с помощью которой можно определить государственный режим обозначена в п.1 ст.2: «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления». По утверждению проф. С.Ю. Кашкина в государстве с президентской формой правления может быть только дуалистический государственный режим, при котором преобладание конкретного парламента или президента качества государственного режима сильно не меняет7. Однако, стоит отметить, что в Казахстане президент занимает более сильную позицию, чем парламент. Более подробно этот момент будет рассмотрен позже. Итак, Казахстан – это демократическая президентская республика с дуалистическим государственным режимом.

2.3. Сопоставление  политических и государственных  режимов

Италии  и  Казахстана

       Италия и Казахстан, согласно их Конституциям, являются демократическими республиками. Однако стоит отметить, что демократический режим Казахстана относится к молодым (провозглашён первой суверенной Конституции Казахстана 1993 года), тогда как в Италии демократическая Конституция была принята ещё в 1947 году.

       Государственные режимы (т.е. фактические системы отношений власти, зачастую отличающиеся или противоположные конституционным моделям) Италии и Казахстана сильно разнятся. В Италии власть в государстве в большей степени принадлежит парламенту, а внутри него – различным партиям. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в политических традициях Италии силён представительный (демократический) элемент. В Казахстане же при дуалистическом государственном режиме, всё же преобладает президентская власть (особенно если учесть, что текущий президент Н.Назарбаев на 2010 год руководит Казахстаном 21 год). Это связано с тем, что принципы демократии не близки национальным политическим традициям Казахстана, который фактически (хотя и не декларировано) развивается по азиатскому политическому типу. 

Глава 3.

Исполнительная  власть в Италии и в Казахстане, как институт определяемый политическим и государственным режимами.

3.1. Исполнительная  власть в Италии

       В Италии, как в парламентарной стране, исполнительная власть поделена между президентом и правительством8, которым соответственно посвящены разделы II и III части II Конституции Италии 1947 года.

       Согласно  ст. 83 и ст. 85, президент республики избирается парламентом на совместном заседании его членов на 7 лет. Полномочия президента достаточно обширны: ст. 87 - он направляет палатам послания, назначать выборы палат парламента, подписывает законы, назначает народный референдум, в случаях, указанных законом, назначает должностных лиц государства, принимает дипломатических представителей; ст. 88 - заслушав председателей палат Парламента, может распустить обе палаты или одну из них; ст.92 - назначает председателя Совета министров и, по его предложению, министров; ст. 135 - назначает 1/3 судей Конституционного суда Италии.

       Однако, говоря о властных полномочиях президента нельзя не обратить внимание на абз. 1 ст. 89, который гласит: «Никакой акт Президента Республики не действителен, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны». Этот конституционный принцип позволяет предположить, что президент Италии главенствует, но не правит. Эту же мысль подтверждает абз. 1 ст. 90: «Президент Республики не ответствен за действия, совершенные во время исполнения своих функций, исключая государственную измену или посягательство на Конституцию».

       Исходя  из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что фактически исполнительной властью в Италии обладает правительство, состоящее из председателя совета и министров. Формированию правительства посвящены ст. 92 и ст. 94, согласно которым президент назначает председателя Совета министров и министров, по представлению последнего, после чего в течение 10 дней правительство должно получить доверие парламента. Однако, как отметил проф. А.А. Мишин, председатель Совета министров назначается на должность президентом лишь формально, фактически же президент согласует назначение с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями9. Председатель руководит деятельностью правительства и на практике является «человеком №1» в стране, что необходимо для восполнения конституционной «политической безответственности» президента; он представляет Италию на международной арене, а так же контрассигнует все законы, подписываемые президентом.

Информация о работе Исполнительная власть в Италии и в Казахстане: сравнительный анализ