Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Форма правления -- это способ организации структуры и взаимо-отношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Введение
Глава 1. Понятие формы государственного правления
Глава 2. Монархия
2.1 Абсолютная монархия
2.2 Конституционная монархия
Глава 3. Республика
3.1 Президентская республика
3.2 Парламентская республика
3.3 Смешанная республика
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время президентская республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается модификациям. Воз-никает президентская республика с некоторыми чертами парла-ментской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-мини-стру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах -- и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственное затруднена и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (на-пример, в Египте, если недоверие подтверждено путем референду-ма избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конститу-ции 1995 г.) правительство ответственно перед парламентом толь-ко в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него долж-ны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жест-ких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвер-тая часть однопалатного парламента).
На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет пра-вительство, если он видит такую необходимость и соответствую-щее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам. В Египте таких фактов не было, да и вряд ли возможно: абсолютное боль-шинство (более 90%) депутатов принадлежат к партии президента (в настоящее время -- президента Мубарака), и они вряд ли выра-зят недоверие «своему» министру, назначенному «своим» прези-дентом. В докладе на одном из международных симпозиумов кон-ституционалист из Латинской Америки С. Нино, говоря о возмож-ности вотума недоверия министрам в некоторых странах этого региона, также не приводит фактов о такой ответственности.
Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государст-венной, а то и партийно-государственной власти. Выше мы уже упоминали концепции и практики партии-государства, о пожиз-ненных президентах в президентско-монократических республи-ках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где президент возглавлял и государственный аппа-рат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форм условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революци-онный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президен-том (иногда -- исполняющим обязанности президента, иногда -- временным президентом). Это -- милитарно-президентская рес-публика. Это -- временная форма, но в отдельных странах до пере-хода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).
В различных видах президентской республики прямые и об-ратные связи органов государства с заселением имеют свои осо-бенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода уп-равления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократаческой республике для таких связей используется единственная огосударствленная пар-тия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента - идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, деятельность которого более открыта для населения (иногда - вплоть до интимных сторон, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1993 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях Президен-та Клинтона), с другой -- парламент. На местах нередко в каче-стве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и пря-мых, и обратных связей.
Смешанная (полупрезидентская) республика. Впервые полупрези-дентская республика (таково утвердившееся в литературе не со-всем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президент-ской власти, но должен был учитывать длительные традиции пар-ламентаризма в стране. См.: Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева - М.: Юрист, 1996. - С. 135 - 142. Название «полупрезидентская» не означа-ет слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действи-тельно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-
Как и в прези-дентской, в полупрезидентской республике действует сравнитель-но «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: прези-дент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), испол-нительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и огра-ниченную -- перед парламентом. Двойная ответственность прави-тельства -- специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.
В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:
- президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность проти-вопоставлять себя парламенту;
- вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;
- правительство несет ответственность перед президентом, ко-торый может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.
Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупре-зидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них -- ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше -- в России, еще слож-нее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых дру-гих странах. В России для решения вопроса об отставке Правитель-ства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по ини-циативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух воту-мов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначе-нием даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президен-том, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматри-вается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и неко-торых других странах получение такого согласия обязательно.
Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особен-ности, которые не присущи первым. Основная из них: особый ста-тус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президент-ской республике и по традиции -- в парламентарной. По Консти-туции России 1993 г. исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава го-сударства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахста-не, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной влас-ти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов, а по Конституции Республики Беларусь 1996 г. -- ар-битр не только в государстве, но и в обществе. Германские иссле-дователя X. Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительст-ва не прямо, а опосредованно.
Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Вспомни исторический опыт - в начале ХХ века промышленный рывок совершили страны, где-либо не было монархии, либо освободившиеся от самодержавного гнёта - США, СССР, Франция, Великобритания, где власть окончательно перешла в руки парламента.
Прочная стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх по-жизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына-преемни-ка (это имеет место и в других формах монархии на Востоке), он назначает и смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и методы управления. Стабильность прави-тельства (министров) обеспечивается во всех формах президент-ских республик, ибо парламент не формирует его (это делает пре-зидент), а иногда парламента вовсе нет. Однако во всех этих случа-ях ответственность исполнительной власти перед парламентом имеет крайне неразвитый характер, а ее наиболее острые формы (вотум недоверия и др.) отсутствуют. Введение этих форм ответст-венности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. Правительство, министры испытывают слабое давление парламента и через него - общественного мнения. В парламентарной монархий и парламентарной республике партийная принадлежность министров, состав правительства полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания, преж-де всего через парламент. Однако это ведет к значительному недо-статку -- нестабильности правительства. Партийные коалиции распадаются, часть членов правящей партии (хотя это бывает очень редко) может примкнуть к оппозиции и правительство может быть свергнуто. В послевоенной Италии (на 1998 г.) смени-лось 56 составов правительства» каждое из них существовало в среднем год с небольшим (правда, часто новые правительства воз-главляли прежние лидеры).