Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Форма правления -- это способ организации структуры и взаимо-отношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Введение
Глава 1. Понятие формы государственного правления
Глава 2. Монархия
2.1 Абсолютная монархия
2.2 Конституционная монархия
Глава 3. Республика
3.1 Президентская республика
3.2 Парламентская республика
3.3 Смешанная республика
Заключение
Список использованной литературы
Сословно-представительное собрание состояло из духовенства, дворянства и представителей так называемого третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев). Это были, как правило, совещательные органы при монархе, занимающиеся законодательной деятельностью и контролем над финансами. Наряду с центральными органами сословного представительства создавались и местные сословно-представительные органы (провинциальные штаты во Франции, ландтаги отдельных земель в Германии, губские и земельные избы в России).
В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.
При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева - М.: Право и Закон, 1996 - 424 с. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Нацио-нальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещатель-ные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конститу-ционной или парламентской оболочкой.
По существу, монарх вла-ствует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламент-ских органов: их решения не вступают в силу без согласия монар-ха, но по форме в такой монархий есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституций на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некото-рых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответст-венности правительства перед парламентом (по традиции прави-тельство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте чис-ленно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматрива-ется как особая форма мусульманского института аш-шура -- со-вещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский низам, дарованный монархом. Подлинной же конституцией считаются две священные книги му-сульман -- Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранив-шиеся монархии такого рода полуабсолютными.
Большинство из рассматриваемых монархий имеют теократи-ческие черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в араб-ских монархиях (кроме Марокко), в султанате Бруней. Это -- тео-кратические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. К их числу принадлежат и королевство Бутан в Гималаях, хотя теократические черты в данном случае выражены сла-бее. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии иг-рает семейный совет. Он, в частности, определяет преемника мо-нарха (это не обязательно старший сын), может заставить монарха отречься от престола. Связи органов государства с населением имеют своеобразный характер. Во-первых, они определяются ре-лигиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основывают-ся на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонние, хотя сущест-вует Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной мере через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят аз членов королевской семьи (губернаторы) и других при-ближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетво-рение монаршего дома.
Особое место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадле-жит, как отмечалось, коллегиальному органу -- Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающе-го 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем и до Временной конституции 1971 г. имеет значительные властные полномочия.
Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.
Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах См.: Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко - М.: Зерцало, 1996. - С. 96 - 100..
В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.
Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.
Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.
В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковым были Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.
В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V - IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.
В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки -- президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.
Иногда министры образуют Совет министров во главе с админи-стративным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается прези-дент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа -- правительства, они со-ставляют кабинет президента, его совещательный орган. В пре-зидентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).
Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некото-рых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по пар-тийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии пар-ламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, кото-рая победила на президентских выборах, а не на выборах в парла-мент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых стра-нах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы при-нимает только парламент, но президент имеет право отлагательно-го вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая пар-тия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответ-ственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впро-чем, и в парламентских республиках.