Физические лица как субъекты международного частного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

С каждым годом количество правовых связей граждан и юридических лиц Республики Беларусь с иностранными субъектами неуклонно возрастает. Это связано в первую очередь, с открытием границ и увеличением экономического оборота между Республикой Беларусь и другими государствами. В процессе различных правоотношений субъекты белорусского права, находясь на территории другого государства или принимая в Республике Беларусь иностранцев и лиц без гражданства, не всегда правильно оценивают свой правовой статус и своих контрагентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
I. Физические лица как субъекты международного частного права………………………………………………………………...5
II. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве………………………………………………………………..11
III. Особенность правового положения государства как субъекта международного частного права…………………………………16
VI. Международные организации как субъекты международного частного права……………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..28

Работа содержит 1 файл

kursovaya_po_mchp!!!!!!!.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Участие Республики Беларусь в гражданско-правовых отношени­ях закреплено в главе 5 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Учитывая, что в п.3 ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь содер­жится общая норма, распространившая гражданское законодательство Республики Беларусь на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, сле­дует распространять и на участие Республики Беларусь в гражданско-правовых отношени­ях международного характера.

От имени Республики Беларусь в гражданские правоотношения могут вступать органы государственной власти в соответствии с компе­тенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Со­гласно Конституции Республики Беларусь, органами государственной власти являются Президент Республики Беларусь, Национальное Собрание, Правительство Республики Беларусь, а также местные органы исполнительной власти. Таким образом, если Министерство экономики Республики Беларусь заключает договор меж­дународной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником дого­вора является государство — Республика Беларусь со всеми вытекаю­щими юридическими последствиями.

Государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента. И государства достаточно часто это делают. Чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными гражданами и юридическими лицами, отказываются от своего иммунитета.

Отказ от иммунитета, чтобы быть юридически действительным, подчиняется некоторым правилам:

1. Отказ должен быть явно выражен в письменной форме: соответствующим органом государства в одностороннем порядке, при заключении сделки в самом ее тексте, в международном договоре и пр.;

2. Отказ не может быть подразумеваемым, он не может следовать из конклюдентных действий (если в инвестиционном соглашении с участием государства стороны договорились передавать все споры для разрешения в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, то из этого не следует вывод об отказе от иммунитета);

3. Отказ от иммунитета не может толковаться расширительно. Государство свободно в своей воле: оно может отказаться от иммунитета в целом в отношении одной сделки, но это не может толковаться таким образом, что государство отказалось от иммунитета в отношении всех сделок, совершаемых на территории данного иностранного государства;

4. Если государство дало согласие быть истцом в иностранном судебном процессе, то это не означает, что в отношении к нему могут быть применены принудительные меры по предварительному обеспечению иска или по принудительному исполнению решения иностранного суда и т. д.[18, стр.127].

Из прошлой советской практики известны отказы советского государства от иммунитета. Главным образом это было связано с работой торговых представительств на территории иностранных государств. Торговые представительства открывались на основе соглашений, заключаемых СССР с соответствующим иностранным государством, в которых оговаривались пределы отказа от иммунитета. Правовой основой такого отказа было Положение о торговых представительствах СССР за границей 1989 г., которое сохраняет определенную юридическую силу и в настоящее время и в котором в частности предусматривалось, что торговые представительства в качестве ответчика могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных представительствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении которых государство в международных договорах или путем одностороннего заявления выразило согласие на подчинение торгового представительства суду страны пребывания по указанным спорам.

Добровольный отказ от иммунитетов следует из определенных действий компетентных органов государства. Об этом говорится в ст.553 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Концепция  абсолютного иммунитета государства исходит из того, что иммунитеты государства могут быть сняты только в таком порядке. Концепция абсолютного иммунитета поддерживалась СССР, социалистическими государствами. В настоящий момент практически не осталось государств, которые ей следуют безоговорочно. Большинство стран мира придерживается концепции ограниченного иммунитета.

Сложным является вопрос о снятии иммунитетов без согласия государства. Такая возможность обосновывается концепцией ограниченного иммунитета – в некоторых случаях и при определенных условиях иммунитеты могут  быть сняты в принудительном порядке.

Концепция ограниченного иммунитета закреплена нормами международного права (об ограничении иммунитетов государств говорится в Европейской конвенции 1972г. об иммунитете государств), а также актами национального законодательства (соответствующие законы приняты в государствах Западной Европы, США, Австралии).

Большое значение в концепции ограниченного иммунитета имеет деление актов государства на частные (коммерческие) и публичные (некоммерческие). Считается, что иностранное государство пользуется иммунитетом только в тех случаях, если оно совершает суверенные действия: например, направляет дипломатические делегации, открывает консульства и т.д. Если же иностранное государство совершает действия коммерческого характера, т.е. ведет торговую деятельность, заключает коммерческие сделки и т.д., то оно иммунитетом не пользуется. К источникам международного права по вопросам иммунитетов государств относятся: Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету удов 1926г., Европейская конвенция об иммунитете государств 1972г., а также конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004г.

В Республике Беларусь в последнее время происходит постепенный отказ от концепции абсолютного иммунитета. Концепция абсолютного иммунитета закреплена в ст.553 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь: «Предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящегося в Республике Беларусь, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов данного государства (отказ от иммунитета).

Положения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь допускают в определенных случаях возможность снятия иммунитета  без отказа от него. Абзац 1 ст.239 предусматривает: «Иностранное государство, выступающее в качестве суверена, обладает судебным иммунитетом от предъявленного к нему иска в хозяйственном суде, привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, и принятия по отношению к нему хозяйственным судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на такое имущество в порядке принудительного исполнения судебного постановления допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь». Таким образом, в соответствии с первым предложением абз.1 ст.239 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь иммунитеты признаются за иностранным государством только, если оно совершает суверенные действия. Иначе иммунитеты могут быть сняты. Второе предложение абз.1 ст.239 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь означает, что иммунитеты государственной собственности снимаются исходя из принципов концепции абсолютного иммунитета.

Следует полагать, что концепция ограниченного иммунитета получит дальнейшее развитие в праве Республики Беларусь. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества 14 ноября 2003г. приняла постановление «Об имплементации международных норм и принципов в сфере обеспечения иммунитета государства и его собственности в законодательства государств – членов ЕврАзЭС (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений Европейской конвенции о государственном иммунитете 1972г.)» В этом документе государствам – членам ЕврАзЭС  было рекомендовано имплементировать международные нормы и принципы, базирующиеся на концепции ограниченного иммунитета [20, стр.129].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Международные организации как субъекты международного   частного права

Международные организации, прежде всего межправительственные, межгосударственные, создаются государствами на основе международно-правового договора и являются органами сотрудничества государств или его координации. Международно-правовое соглашение констатирует учредительный акт международной организации, которая существует и действует в области международного публичного права. Вместе с тем международная организация не может осуществлять свою международно-правовую деятельность без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота, - она должна получать от субъектов услуги связи, энергосбережения, пользоваться почтовыми, телеграфными, железнодорожными, космическими и прочими объектами и предприятиями, равно как и многими другими благами и институтами в своей повседневной жизни. В этом случае международная организация становится субъектом международного частного права [19, стр.90].

Для того чтобы существовать реально в гражданско-правовых отношениях, международные организации должны быть включены в рассматриваемую хозяйственную, правовую, административную и т.д. систему в качестве составной единицы, т.к.  вне связей с какой-либо национальной правовой системой конкретного государства ни одно образование существовать не может. Надлежащей формой подобного существования в юридическом и экономическом плане выступает институт юридического лица.

В отдельных государствах международные организации обладают статусом национального юридического лица страны своего местопребывания без каких-либо изъятий, ограничений в ту или иную сторону. Вместе с тем, когда имеется в виду предоставить тому или иному юридическому лицу подобного рода исключительный режим, между государством пребывания  и международной организацией может быть заключен соответствующий международный договор. Например, на основании ст.2002 Договора «О создании Североамериканской зоны свободной торговли (САДСТ)» штаб-квартира организации находится в г. Торонто (Канада). В силу этого, участвуя в гражданском обороте, для целей выполнения задач уставной деятельности, эта международная организация является юридическим лицом канадского права.

Хозяйственная деятельность международных организаций в современных условиях носит достаточно широкий характер. Например, МАГАТЭ, будучи специализированным учреждением ООН, осуществляет наряду с контролем и координацией сотрудничества государств непосредственные научные исследования в области ядерной энергетики. В рамках этого направления деятельности МАГАТЭ развернула систему перепоручения проведения исследований национальным институтам соответствующих стран. С целью конкретной разработки тем в этой области МАГАТЭ заключает с национальными институтами договоры, которые имеют гражданско-правовую природу [16, стр.116].

Безусловно, что подобные инструменты сотрудничества были бы невозможны, если бы международная организация не имела статуса юридического лица – полноправного субъекта гражданско-правовых отношений в национально-правовой системе конкретного государства. Предусматривается, что международная организация становится правосубъектным в юридическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах, конституирующих ее, прежде всего, как субъект международного публичного права.

Согласно законодательству Республики Беларусь международные организации на территории республики обладают специальным статусом. Так, согласно ст.1 Гражданского кодекса и в соответствии со ст.13 Налогового кодекса Республики Беларусь они относятся к отдельной  категории плательщиков, а согласно ст. 1.16. Закона № 347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» международные организации относятся к нерезидентам Республики Беларусь.

Таким образом, правовое положение международных организаций существенно отличается от правового положения иностранных юридических лиц.

Во-первых, международные организации не имеют национальности;

Во-вторых, их хозяйственная деятельность определяется учредительными документами;

В-третьих, вступая в гражданско-правовые отношения, она не подчиняет свои отношения национальному праву какого-либо государства.

Собственность этих организаций пользуется иммунитетами, она не может быть без согласия данной организации подвергнута отчуждению, аресту и другим мерам принудительного характера. Иммунитет международных организаций закреплен в соответствующих международных соглашениях о создании этих организаций.

Иски к международным организациям по гражданско-правовым  спорам не подсудны суду страны пребывания. В то же время сама организация вправе обращаться с иском о защите своих прав и законных интересов в суд страны пребывания.

Международная организация вправе отказаться от иммунитетов лишь в единственном случае – при страховании своих транспортных средств на случай причинения материального ущерба третьим лицам [20, стр.111].

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав тему субъекты международного права, можно сделать следующие выводы: субъекты занимают центральное положение в международном частном праве.

Информация о работе Физические лица как субъекты международного частного права