Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа
С каждым годом количество правовых связей граждан и юридических лиц Республики Беларусь с иностранными субъектами неуклонно возрастает. Это связано в первую очередь, с открытием границ и увеличением экономического оборота между Республикой Беларусь и другими государствами. В процессе различных правоотношений субъекты белорусского права, находясь на территории другого государства или принимая в Республике Беларусь иностранцев и лиц без гражданства, не всегда правильно оценивают свой правовой статус и своих контрагентов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
I. Физические лица как субъекты международного частного права………………………………………………………………...5
II. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве………………………………………………………………..11
III. Особенность правового положения государства как субъекта международного частного права…………………………………16
VI. Международные организации как субъекты международного частного права……………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..28
- Гражданский процессуальный кодекс от 11 января 1999г. (раздел Х «Международный гражданский процесс»);
- Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;
- Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь;
- и др.
II. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
Юридические лица являются основными субъектами международного частного права. При рассмотрении вопросов, связанных с правовым статусом данного вида субъектов, необходимо иметь в виду, что при их изучении основополагающим критерием является разделение всех действующих на территории конкретной страны юридических лиц на две группы: «свои», или принадлежащие к данному государству, и «чужие», т.е. принадлежащие к иностранному государству. Отечественные юридические лица являются предметом правового анализа в первую очередь гражданского права и примыкающим к нему иных отраслей. Так, например, гл 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь целиком посвящена вопросам, связанным с понятием и видами юридического лица, объемом гражданских право- и дееспособности и т.д. [21, стр.86].
Для международного частного права характерен интерес к иностранным юридическим лицам, что не случайно, ибо законодательство всех без исключения стран содержит положения, особенным образом регулирующие правовой статус и деятельность иностранных юридических лиц на своей территории, что связано в первую очередь с защитой экономических интересов соответствующего государства. Нормы, содержащие данные положения, сосредоточены в основном в актах публичного характера. Кроме внутреннего законодательства нормы, определяющие вопросы деятельности иностранных юридических лиц, могут быть сформулированы и в международно-правовых документах, таких как резолюции Совета Безопасности ООН, решения иных международных организаций. Это происходит, к примеру, в случае введения санкций в отношения государства-правонарушителя. При отмене санкций соответственно прекращается действие и тех норм, которые затрагивали частноправовую деятельность юридических лиц соответствующего государства [18, стр.112]
Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:
1) статуса организации в качестве юридического лица;
2) организационно-правовой формы юридического лица;
3) требований к наименованию юридического лица;
4) вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,
в том числе вопросов правопреемства;
5) содержания правоспособности юридического лица;
6) порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренних отношений, в том числе отношения юридического лица
с его участниками;
8) способности юридического лица отвечать по своим обязательствам [20, стр.146].
«Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления налогов; создания ее стороны государства правового регулирования в отношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае если, например, юридическое лицо является белорусским, то личный статус его будет определяться белорусским правом; для немецкого - применимо немецкое право и т.п.
Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностранного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изменяют его национальности.
Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности и содержатся разные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статус) юридических лиц.
Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности (или часто именуемые в юридической литературе - доктрины определения национальности):
критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;
критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридическою лица;
критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извлекает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления);
критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица [19,стр.69].
На практике возможно сочетание различных критериев для определения вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как правило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежание двойного налогообложения).
В Республике Беларусь применяется принцип инкорпорации: любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, считается белорусским, то есть имеет «белорусскую» национальность. При этом встречающееся в настоящее время в обиходе, а ранее в нормативных актах такое понятие, как «совместное предприятие», означает лишь учреждение данного предприятия белорусскими и иностранными лицами и наличие в уставном фонде такого предприятия иностранного капитала. Национальность «совместного предприятия», так же, как и любого предприятия, учрежденного только иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на территории Республики Беларусь, будет белорусской, поскольку данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории Республики Беларусь [20, стр.98]
Принцип инкорпорации в Республике Беларусь нашел отражение в п.1 ст.1112 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в которой содержится положение о том, что гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридическое лицо учреждено в Республике Беларусь, то его правоспособность будет определяться по белорусскому праву и юридическое лицо будет иметь белорусскую национальность..
Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между белорусским и немецким (или другим иностранным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является белорусским или немецким, необходимо дать дополнительные характеристики относительно национальности (в частности, указать, какое правило стороны избрали для определения национальности).
Правовое положение иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь определяется белорусским законодательством и международными договорами, участниками которых является Беларусь.
Иностранные юридические лица могут быть учредителями и участниками создаваемых в Беларуси хозяйственных обществ и товариществ. Они вправе осуществлять внешнеторговую деятельность в республике в соответствии с нашим законодательством.
Важной сферой деятельности иностранных юридических лиц является инвестирование с их стороны капиталов в белорусскую экономику [19, стр. 72].
Создание и регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с гл.15 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь и Декретом Президента Республики Беларусь №11 от 16 марта 1999г., в редакции от 17 декабря 2007г.
Наше государство заключило достаточно большое количество двусторонних торговых соглашений, в которых предусматривается взаимное предоставление определенного правового режима юридическим лицам договаривающихся государств.
Согласно ст.ст.45-47 Гражданского кодекса и ст.ст. 81,83 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь юридические лица, в том числе с иностранным и смешанным капиталом, прежде чем приступить к хозяйственной деятельности, подлежат обязательной регистрации.
Иностранные юридические лица, имеющие постоянные деловые связи с белорусскими предприятиями, учреждениями и организациями, могут учреждать в Республике Беларусь свои представительства. Законодательством нашей страны предусмотрен разрешительный порядок открытия таких представительств. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 №929 (редакция от 27.12.2007г.) утверждено Положение «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций».
Разрешение на открытие представительства в первую очередь выдается иностранным фирмам, которые хорошо себя зарекомендовали в качестве деловых партнеров белорусских предприятий и организаций, заключили с ними крупномасштабные сделки, важные коммерческие соглашения и т.п.
III. Особенность правового положения государства как субъекта международного частного права
В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов международного частного права), государство, будет субъектом международного частного права только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет [16,стр.77].
Участие государства в отношениях, регулируемых международным частным правом, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.
В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств:
судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);
иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);
иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);
иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства) [17, стр.119].
Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.
До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвенции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.
Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридические лица, вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых государство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).
Информация о работе Физические лица как субъекты международного частного права