Европейское право и право Европейского Союза. Понятие общеевропейского правового пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим событием в развитии европейского права стала разработка Конституции Европейского Союза. В 2003 году специально созванный Конвент подготовил проект договора, учреждающего Конституцию для Европы. Серьёзные изменения происходят в европейской системе защиты прав человека. Хартия основных прав Европейского Союза, подготовленная специально созванным в этих целях Конвентом, содержит положения, которые во многом повторяют постановления Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Содержание

Введение………………………………………………….…..3
1. Европейское право.
Понятие и концепция………………………………....4
2. Право Европейского Союза.
Понятие и концепция…………………………….…..21
3. Общеевропейское правовое пространство.
Понятие и концепция………………………….……..25
4. Взаимоотношения……………………………………34
Заключение………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Европейское право и право Европейского союза.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

     ОДЕССКАЯ  НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     на  тему

     Европейское право и право Европейского Союза. Понятие общеевропейского правового  пространства. 
 
 
 

                       Студента 

           Одесса 2010

 

      Содержание

 

         Введение………………………………………………….…..3

  1. Европейское право.

           Понятие и концепция………………………………....4

  1. Право Европейского Союза.

           Понятие и концепция…………………………….…..21

  1. Общеевропейское правовое пространство.

           Понятие и концепция………………………….……..25

  1. Взаимоотношения……………………………………34

         Заключение………………………………………………….42

         Список  литературы…………………………………………44

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

        Европейское право  – одна из самых динамичных правовых систем современности. За минувшее пять лет, оно претерпело  ряд существенных изменений, связанных с углублением  процесса европейской интеграции, разработкой и введением в действие новых основополагающих актов, образующих правовую основу функционирования и развития интеграции. В декабре 2000 года торжественно провозглашена Хартия основных прав Европейского союза – заметная веха на пути демократизации европейских интеграционных образований. В 2001 году принят новый учредительный договор, получивший по месту подписания наименование Ниццского. В соответствии с этим Договором, вступившим в силу в 2003 году, внесены существенные изменения в институциальную структуру, в процесс формирования и функционирования отдельных институтов Европейского Союза. С 1 мая 2004 года в состав Европейского Союза вошли ещё 10 государств. Общее число членов Европейского Союза достигло 25-ти. Европейский Союз стал ведущим мировым экономическим центром, резко усилил своё политическое влияние на мировой арене, объединив государства, население которых составляет около полумиллиарда человек. 

     Важнейшим событием в развитии европейского права  стала разработка Конституции Европейского Союза. В 2003 году специально созванный Конвент подготовил проект договора, учреждающего Конституцию для Европы. Серьёзные изменения происходят в европейской системе защиты прав человека. Хартия основных прав Европейского Союза, подготовленная специально созванным в этих целях Конвентом, содержит положения, которые во многом повторяют постановления Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В то же время она формулирует целый ряд новых прав, известных как права и свободы нового поколения, связанные с общественным прогрессом  и научно-техническими достижениями.

     I. ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

     Европейское право - новое явление в мире. Оно  возникло и сложилось во второй половине XX в. буквально на глазах у живущих  ныне людей и потому не может конкурировать не только с традиционными отраслями права, такими, как гражданское или конституционное право, известными еще со времен Древнего Рима, но и с появившимися значительно позже. Европа и весь мир длительное время развивались, не испытывая потребности в праве, которое сегодня называется европейским.

     Европейское право является одновременно как  продуктом, так и инструментом интеграции, развернувшейся в Западной Европе. Сегодня интеграцию вообще, а экономическую  интеграцию в особенности, называют велением времени, вновь открытым законом истории. Интеграция стала, чуть ли не главной идеей, стержнем программ многих политических партий и общественных движений, притягательным лозунгом, вокруг которого собирают своих сторонников современные лидеры. Отношение к интеграции зачастую предопределяет повороты во внешней и внутренней политике государств, существенно влияет на судьбы народов. Понятно поэтому, что о проблемах интеграции рассуждают, спорят не только специалисты, теоретики и практики, но и миллионы простых граждан. И, - что весьма характерно, - интерес к проблемам интеграции не ослабевает, а па-оборот, возрастает.

     Интеграционные  процессы развиваются ныне почти  повсеместно, на многих континентах  земного шара. Сравнительно недавно  была создана Северо-Американская зона свободной торговли, ранее возникла Латиноамериканская зона свободной торговли. На севере Южной Америки шесть стран образовали Андскую группировку. АСЕАН, представлявший прежде чисто политическую организацию, трансформируется в значительной части в структуру экономического сотрудничества. Развиваются интеграционные тенденции в Африке.

     Объективные потребности интеграции, помноженные  на историческую общность народов и  сложившиеся между ними связи, привели  к тому, что на территории бывшего Советского Союза появилось Содружество Независимых Государств1. Развитие интеграции стало предметом первостепенной заботы России и других бывших союзных республик СССР. В рамках СНГ принято множество деклараций, конвенций, соглашений, других правовых актов, создан ряд структур, в том числе Совет глав государств, Исполнительный секретариат. Как сказано в Уставе СНГ, Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами (ст. 1).

     Интеграционные  процессы в рамках СНГ проходят неровно, спотыкаясь на ухабах истории. Государства  избрали неодинаковые модели интеграции и потому продвигаются вперед на разных скоростях. Интересы создания единого экономического пространства объединили четыре государства: Россию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Успехи в реализации намеченных планов, несомненно, будут способствовать дальнейшему развертыванию интеграции бывших советских республик, строящих ныне свои отношения на основе взаимного уважения принципов суверенного равенства и добровольности.

     И все же наиболее очевидным и убедительным подтверждением объективной природы  и практической целесообразности интеграции стал опыт Западной Европы. Именно здесь достигнуты самые впечатляющие результаты, подтверждающие правильность избранного направления развития. В Западной Европе найдены и апробированы эффективные экономические, политические и правовые решения, предопределившие как содержание, так и формы интеграционных процессов. Далеко не все и не сразу шло гладко, но объединившиеся страны продемонстрировали способность преодолевать неудачи и трудности, наращивать потенциал интеграции. Для интеграции в Западной Европе характерна устойчивость основ в сочетании с динамизмом развития; этот регион не стоял на месте, а приспосабливался к меняющимся обстоятельствам, стремился дать быстрые ответы на вызов времени.

     Пример  Западной Европы поражает, даже если оперировать  одними только количественными показателями. Как известно, вначале на интеграционных принципах объединились шесть стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург), затем к ним примкнули еще три (Великобритания, Дания, Ирландия). После того как в сообщества вступили Греция, Испания и Португалия, совместно интеграцию осуществляли уже 12 государств, а теперь их стало 15 (добавились Австрия, Швеция и Финляндия). На этом подсчеты не заканчиваются, поскольку по некоторым проектам можно ожидать, что единой структурой Европейского союза будет охвачено 25-28 стран.

     Из  Западной Европы пришли новые термины, которые стремительно ворвались  не только в профессиональный, но и  в обиходный лексикон. Пожалуй, самым  популярным стал термин «интеграция» - от латинского integratio, что означает восстановление целого, воссоединение. Оперировать прежними понятиями, подобными «международному сотрудничеству» или даже «европейскому сотрудничеству» оказалось уже трудно, поскольку они не отражали суть новых явлений. Более того, понятие «интеграция» сегодня прямо противостоит понятию межгосударственного сотрудничества на основе принципов международного права. Интеграция понимается, прежде всего, как выход за пределы такого сотрудничества, вплоть до создания единой структуры, отличающейся наднациональными (надгосударственными) чертами1.

     Уже многим становятся понятными такие, например, понятия, как «общий рынок», «таможенный союз», «свободное движение товаров, финансов, услуг и людей» и т.д. Люди быстро свыклись с официальным  титулом интегрированной Европы как «Сообщества», а теперь в дополнение освоили еще одно понятие - «Европейский союз». Судя по всему, движение вперед не остановится, а поскольку потенциал интеграции поистине неисчерпаем, можно ожидать, что терминология нашего времени будет пополняться.

     Самые главные аргументы в пользу или  против интеграции, как всегда, следует  искать в статистике. И эти аргументы  достаточно красноречивы. Сегодня, когда  Европейский союз объединяет 15 европейских  государств, па его территории, составляющей более 2 млн. кв. км, проживают около 380 млн. человек. На долю Европейского союза приходится более 20% мирового экспорта, а это значит, что Западная Европа по данному показателю вышла на первое место в мире. Для сравнения отметим, что на долю США в мировом экспорте приходится 15%, а на долю Японии - 10%.

     Экономика Европейского союза носит развитой характер. В сфере услуг (банки, коммерция, транспорт, страхование, коммуникации, гостиницы и др.) занято примерно 60% всех работающих в странах, входящих в Союз, в промышленности - 33%, а в сельском хозяйстве - 7%.

     Интеграция  в Западной Европе на всех своих  этапах характеризовалась высоким  уровнем правового регулирования. Собственно говоря, она и началась с права. Ее базовые принципы, основные институты и направления развития были определены в учредительных договорах, которые играют роль своего рода конституции Европейского союза. Интеграция развертывалась на хорошо разработанной правовой основе, образуемой важнейшими правовыми актами. Наконец, в европейских сообществах имеется своя судебная система, функционирующая в соответствии с нормами материального и процессуального права сообществ.

     Европейское право, с одной стороны, служит главным  регулятором интеграции, способствует ее развитию, а с другой - отражает и воплощает ее результаты и потребности. И чем теснее европейское право (как и любое другое право) связано с происходящими в обществе процессами, чем полнее и точнее оно отражает условия и потребности развития, тем успешнее влияет на регулируемые им процессы. Иначе право может стать малодейственным, пассивным фактором общественного развития или, что совсем плохо, превратиться в тормоз прогресса, стать барьером на пути решения неотложных задач, поставленных самой жизнью.

     Конечно, далеко не все в развитии интеграции зависит от права. Очень многое предопределяется политической волей государств-участников, заданным курсом интеграции, поставленными конкретными задачами. Иными словами, в развитии европейского права постоянно просматривается идеология интеграции. И если общая стратегия - установка на развертывание интеграционных процессов остается в принципе неизменной, то тактика интеграции - вещь изменчивая. Наряду с объективными факторами это объясняется во многом мерой готовности тех или иных стран к интеграции, различиями в подходах к определению ее сроков и этапов, выбору модели ее организации.

     Если  проследить развитие интеграционных процессов  в Западной Европе, можно прийти к выводу, что с самого начала были сформулированы и выдвинуты  три основных подхода и, соответственно, три организационные модели. Они со временем не только не отпали, а стали  отработанными, впитали в себя накопленный опыт и получили дополнительные аргументы в свою пользу. Сегодня эти подходы и основанные на них организационные модели определяют содержание и характер споров, ведущихся вокруг выбора путей интеграции на каждом ее новом этапе.

     Первый  подход состоит в том, чтобы до конца использовать модель международной  организации, строить отношения  на базе международного права. Этот подход можно назвать функционалистским. Он отличается большой долей прагматизма и сводится к тому, чтобы обеспечивать, прежде всего, свободу торговли и только постепенно, на отдельных участках интеграции переходить к более тесному экономическому сотрудничеству. Что касается создания наднациональных структур и наделения их соответствующими полномочиями, то такое возможно и полезно только на тех участках интеграции, где для этого созрели необходимые предпосылки.

     Второй  подход - движение к федералистской модели, что подразумевает скорое усиление государственных, наднациональных черт в организационной структуре и праве сообществ. Подобное развитие иной раз уподобляют становлению единого государства, части которого сохраняют значительно более широкую самостоятельность и свободу действий, чем в традиционной федерации. Но, так или иначе, движение идет по пути к Соединенным Штатам Европы, в которых наряду с единым экономическим пространством, общим рынком будет осуществляться политическое сотрудничество.

Информация о работе Европейское право и право Европейского Союза. Понятие общеевропейского правового пространства