Европейский союз: структура и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является структура Европейского союза и тенденции его развития.
Цель работы - изучить организационную структура Европейского Союза, выявить проблем и определить перспективы развития Европейского Союза.

Содержание

1.Европейский союз
1.1 Государства члены
1.2 Организационная структура
2.Проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

У Европейской Комиссии существует ряд основных функций, к которым  относятся исполнительная, охранительная, инициативная.

Лиссабонский договор также  вносит изменения в количественный состав участников Европейской Комиссии: вместо одного представителя от каждого государства, в состав новой Европейской Комиссии, которая будет действовать с 2014 года, войдут 2/3 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы ротации между государствами-членами ЕС.  Такая система начнет работать со следующего состава Европейской Комиссии, если только «Евросовет единогласно не примет иного решения», как сказано в Лиссабонской Договоре. Председатель Европейской Комиссии избирается большинством голосов Европарламента по представлению Европейского Совета. После этого Совет по предложению избранного председателя одобряет список государств-членов Еврокомиссии.[7]

Европейский парламент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданамигосударств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.[22]

В соответствии с Лиссабонский Договором  новый состав Европарламента, который будет избираться в 2014 году, будет состоять из 750 депутатов и председателя Парламента. Распределение мест в Парламенте будет происходить по принципу «снижающейся пропорциональности». Председатель Европейского Парламента избирается сроком на 2,5 года, то есть на половину срока полномочий европейского Парламента. Обычно этот пост занимает представитель крупнейшей фракции. Депутаты Европарламента объединяются во фракции не по принадлежности к государству-члену ЕС, а по политическим взглядам. органом представительства фракций в Европарламенте является Конференция представителей. Этот орган состоит из председателя Европарламента и председателей фракций. Функции Конференции представителей заключаются в планировании текущей деятельности Европарламента, проведение консультаций с государствами при назначении председателя Европейской Комиссии. Европейский Парламент работает в сессионном режиме. Открывается каждая сессия во второй вторник марта и состоит из 11 ежемесячных сессий, каждая из которых длится неделю. Комитеты Европарламента собираются по мере необходимости обсуждения того или иного вопроса.[7]

С момента основания  парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в  результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.[7]

К функциям, которые осуществляет Европейский Парламент, относятся  законодательная, контрольная, бюджетная.

К законодательной функции относится  издание нормативно-правовых актов. Европейский Парламент издает регламенты и директивы с согласия Совета. В разных сферах государственной  деятельности у Европарламента разные полномочия. В некоторых сферах европейский Парламент принимает нормативно-правовые кта совместно с Советом. Кроме этого, существует процедура консультативного принятия акта, при которой Совет принимает нормативно-правовой акт, а Европейский Парламент может лишь воспользоваться правом отлагательного вето. Контрольная функция Европарламента – это осуществление контроля за деятельностью Европейской Комиссии и других институтов ЕС. Бюджетная функция Европейского Парламента заключается в обсуждении и принятии бюджета совместно с Советом.

Кроме вышеперечисленных функций  Европейский Парламент абсолютным большинством дает согласие на вступление нового государства-члена ЕС, дает согласие на заключение международных договоров, назначает Омбудсмена, членов европейской  Комиссии, счетной палаты и дирекции Европейского Центрального Банка. В соответствии с Лиссабонским договором Европейскому Парламенту поручено избрание председателя Европейской Комиссии.[7]

Совет – межправительственный институт ЕС, состоящий из должностных лиц исполнительной власти государств-членов ЕС. Чаще всего в Совет входят министры. Особенности этого института в том, что Совет не имеет единственного состава. В зависимости от круга рассматриваемых вопросов в Совет входят соответствующие министры от государств-членов ЕС. Министры выражают и защищают позицию своего государства, имеют связь и взаимодействие с органом, который их направляет. Председателем Совета является государство-член ЕС, представители которого возглавляют все формации Совета. Государства-члены ЕС председательствуют в Совете в порядке очередности в течение полугода. Совет работает в сессионном режиме, в течение года в среднем проходит около 100 сессий, которые длятся 1-2 дня. Кроме официальных сессий есть неформальные заседания Совета. Голосование производится с учетом того, что у каждого министра есть определенное количество голосов, которые распределяются в зависимости от населения государства-члена ЕС, которое он представляет. Лиссабонский договор внес ряд изменений в систему голосования, принятую в Совете. Квалифицированным большинством считается голоса как минимум 55%членов Совета, а это как минимум 15 государств-членов ЕС, которые представляют как минимум 65% населения ЕС. Блокирующим меньшинством в соответствии с положениями Лиссабонского договора становятся четыре государства-члена ЕС. Такая система будет применяться.[7]

Совет играет ключевую роль в тех  областях европейской интеграции, где  принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры  Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Некоторые исследователи (С. Хикс) рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.[25]

Судебный институт ЕС – Суд Европейского Союза, включающий в себя Суд Европейских Сообществ (Суд), Трибунал и Судебные палаты. Суд образуется из 27 судей и 8 генеральных адвокатов. Генеральные адвокаты призваны содействовать Суду. В их полномочия входит проведение независимых расследований и предоставление доказательств по делу. У каждого государства-члена ЕС есть один судья-гражданин.[6]

Решения Суда являются обязательными  для всех лиц и государств-членов ЕС. К юрисдикции Суда относятся  следующие дела: споры между государствами-членами  ЕС, споры между государствами-членами  ЕС и Европейской Комиссией, трудовые споры и гражданско-правовые споры. Кроме судебных полномочий у Суда существует преюдициальная юрисдикция. Это означает, что национальные суды государств-членов ЕС могут направлять запросы в Суд по поводу законности того или иного положения в отношении какого-либо конкретного дела, по которому национальный суд собирается вынести решение. Суд в свою очередь отвечает на запрос исходя не из существа дела, а из сути соответствующего положения. Таким образом, в случае исполнения преюдициальных полномочий Суд не решает за национальные суды как им разрешить спор субъектов, потому что это было бы расценено как вмешательство в судебный процесс, к которому Суд не имеет отношения, а лишь дает консультацию по поводу законности и обоснованности применения положений законодательства ЕС. Помимо вышеизложенных функций, Суд также осуществляет функции контроля не вступивших в силу международных договоров, рассматривает вопросы отрешения от должности должностных лиц, иски об обжаловании решений, действий и бездействий должностных лиц, а также Суд является кассационной инстанцией по отношению к Трибуналу и Судебным палатам.[7]

Трибунал является судом  первой инстанции, не имеет своего статута, его правовое положение и функции  закреплены в решении Совета. К  юрисдикции Трибунала относятся споры между служащими Союза и самим ЕС, иски к институтам ЕС от физических и юридических лиц. Судебные палаты были учреждены с целью разгрузить Суд и Трибунал. Это судебные органы специальной юрисдикции, каждая из таких создаваемых палат рассматривает дела о нарушениях в какой-то конкретной сфере. На данный момент создана только одна Судебная палата  - трибунал по делам публичной службы.[7]

Европейская Система  Центральных Банков состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и Национальных Центральных Банков. ЕЦБ был основан в 1998 году для ведения монетарной политики ЕС. С момента вступления в силу Лиссабонского договора ЕЦБ получил статус института ЕC. ЕЦБ независим от других институтов ЕС и имеет право издавать акты, обязательные для исполнения Национальными Центральными Банками.

Финансовая политика (налоги и государственные расходы) остается на усмотрение правительств государств-членов ЕС. Несмотря на это  обстоятельство, государства-члены  ЕС берут на себя обязательство соблюдать положения Пакта о стабильности и процветании.

Счетная палата - контрольный орган ЕС, учрежденный в 1992 году. В состав Счетной палаты входят 27 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Членов Счетной палаты назначает Совет после проведения консультаций с Европарламентом. В компетенцию Счетной палаты входит: проведение аудиторских проверок всех доходов и расходов сообщества и его органов, осуществление контроля за исполнением бюджета, предоставление расчетной ведомости Совету и Европарламенту, консультирование Совета по некоторым финансовым вопросам. По итогам года Счетная палата должна предоставлять отчет, в котором содержится оценка правильности управления финансами. Во исполнение своих полномочий Счетная палата наделена правом создавать внутренние палаты в своей структуре, которые занимаются подготовкой отчетов и заключений.[7]

Экономический и социальный комитет  — консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором. Экономический и социальный комитет состоит из 344 членов, называемых советниками. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Члены Комитета назначаются  Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа  своих членов Председателя сроком на 2 года. Комитет собирается 1 раз в  месяц в Брюсселе.[23]

Комитет регионов  является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.[11]

Европейский омбудсмен или Евроомбудсмен,  — уполномоченный по правам человекаЕвропейского союза; должность, введённая Маастрихтским договором в 1995 году. Он уполномочен принимать жалобы от граждан Союза, физических или юридических лиц, резидентовгосударств-членов на неудовлетворительное качество деятельности институтов или учреждений Союза. В ответ на жалобу, или по собственной инициативе, уполномоченный проводит расследование. Институты ЕС обязаны предоставлять ему любую информацию и доступ к соответствующим документам. Обнаружив факты нарушений, он извещает учреждение, о котором идёт речь, и посылает ему свои рекомендации. Учреждению-получателю даются три месяца на то, чтобы дать подробный ответ, после чего уполномоченный направляет окончательный отчёт в Европейский парламент или соответствующим учреждениям. Кроме того, он извещает заявителя о результатах своего расследования. Европейского омбудсмена назначает Европейский парламент сроком на пять лет. Ежегодно уполномоченный отчитывается в Европарламенте о результатах всех расследований, проведённых в течение года.[10]

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных  организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно  регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц. Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права. Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.[11]

Информация о работе Европейский союз: структура и тенденции развития