Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:34, доклад
Европейский Союз является важнейшей частью политической жизни Европы. Деятельность ЕС охватывает широкий спектр политических, экономических и социальных проблем и основную роль играет деятельность институционального треугольника ЕС- Европейский Парламент ,Совет ЕС и Европейская Комиссия. Важное значение имеет Европейский парламент, который, как никакой другой орган ЕС, способствует процессу европейской интеграции.
Введение
I.Основные положения о Европарламенте…………………..…...3
А Место Европейского парламента в системе органов ЕС………3
В Европейский парламент в настоящее время:………………...…11
1.Организация работы………………………………………..11
2.Структура Парламента……………………………………..15
3.Состав и порядок формирования………………………….22
4.Политические группы……………………………………...24
II.Деятельность Европейского парламента в области защиты прав человека……………………………………………………………26
А' Роль Европейского парламента в области защиты прав человека……………………………………………………………..26
В' Премия «За свободу мысли» имени А.Д.Сахарова……………30
Заключение………………………………………………………….……36
Библиография……………………………………………………….……37
Состав и порядок формирования Европарламента
Первоначально Европарламент (точнее - Ассамблея Европейских сообществ) формировался из парламентских делегаций, избираемых национальными парламентами. Постепенному расширению полномочий Европарламента способствовало изменение порядка его избрания-с 1979 г. Европарламент избирается непосредственно населением государств-членов ЕС, сроком на 5 лет в соответствии с законодательством национальных государств. Ст. 190 Договора о ЕС предусматривает, что избрание осуществляется на основе всеобщего прямого избирательного права. В настоящее время порядок избрания депутатов Европарламента существенно различается в разных странах: в Великобритании- по мажоритарной системе относительного большинства (за исключением Северной Ирландии, от которой 3 депутата избираются по полупропорциональной системе), во Франции – по пропорциональной системе, в Италии- по пропорциональной системе с учётом прав областей, национальных и языковых меньшинств, в Германии- по пропорциональной системе в многомандатных избирательных округах. Такая система вполне оправдана, поскольку позволяет учесть национальные особенности: федеральный характер национальных государств, наличие языковых меньшинств и традиции (например, двухпартийная система Великобритании). Поэтому попытки унификации национальных законодательств в части выборов в Европарламент обычно оказываются неудачными.
Выборы 2009 г. проводились в рамках Ниццкого договора, устанавливающего количество депутатов Европарламента на уровне 736 делегатов (согласно ст. 190 EG-Договора). Столь значительное число парламентариев усложняет в организационном отношении работу Европарламента. Поэтому предпринимаются определённые усилия, направленные на ограничение числа парламентариев. Так, Амстердамским Договором в 1997 г. в ст. 189 Договора о ЕС предусмотрено, что общее число депутатов не должно превышать 700. Однако это пожелание нельзя рассматривать в полном смысле в качестве правовой нормы. Действительное число членов Европарламента устанавливает статья 190, которая определяет количество представителей, избираемых в каждом государстве. Таким образом, ограничение численности депутатов числом 700- это лишь пожелание государств-членов ЕС, которое намерены учитывать при внесении изменений в статью 190 Договора о ЕС. Историческое значение будут иметь выборы в Европарламент 2014 г.: после избрания нового Председателя в полную силу действия вступит Лиссабонский договор, который устанавливает количество парламентариев на уровне 751 человека, включая не имеющего голоса председателя, и меняет распределение количества представителей по странам.
Представители в Европарламент избираются не на паритетной основе, а с учётом численности населения: ФРГ- 99, Франция, Италия и Великобритания- по 72, Испания и Польша- 50, Румыния-33, Нидерланды-25, Венгрия, Чехия, Бельгия, Греция и Португалия- по 22, Швеция-18, Австрия и Болгария- 17, Словакия, Дания и Финляндия- по 13, Ирландия и Литва -12, Латвия-8, Словения-7, Люксембург, Кипр и Эстония-6, Мальта-5.
Политические группы в Европарламенте
Как уже отмечалось, депутаты Европарламента представляют по существу не национальные интересы, а общие интересы народов объединённой Европы, поэтому в Европарламенте нет национальных фракций- депутаты объединяются в соответствии со своими политическими убеждениями. На заседании первой Ассамблеи в 1952 г. минимальное число депутатов, необходимое для создания политической группы, было установлено в количестве 9 депутатов, то есть 12% от общего числа (78 депутатов). Впоследствии число депутатов увеличилось, увеличилась и численная квота для создания политической группы, оставаясь, правда, на уровне 12%. С увеличением числа представленных в Парламенте партий возникла необходимость понижения квоты до 5% (1973 г.). Минимальное количество депутатов, необходимое сейчас для создания политической группы, составляет 23 депутата от одной страны (4,4%), либо 18 депутатов (3,5%), если они представляют не менее 2 государств, и 12 (2,3%), если они представляют не менее 3 государств.
На сегодняшний день в Европарламенте действуют 7 политических групп:
Наравне с фракциями в Европарламенте работают 28 независимых депутата, как правило, это члены радикальных движений.
Согласно Регламенту, политические группы Европейского парламента имеют право:
Политические группы представлены в бюро в лице вице-председателей Парламента и в расширенном бюро в лице председателя группы. Они активно участвуют в подготовке повестки дня, формировании комиссий Европарламента, обсуждении кандидатуры Председателя парламента и т.д.
Что касается финансирования деятельности политических групп, каждая из них получает субсидию от Европарламента, состоящую из двух частей: равная для всех групп базовая субсидия и дополнительная субсидия, пропорциональная численности каждой группы и числу представленных в группе языков. В последнее время получила распространение практика создания рабочих групп по отдельным вопросам внутри одной политической группы или между несколькими близкими по духу группами. Число таких образований достигло уже 45, что вызывает большую озабоченность у администрации Парламента, так как требует дополнительных организационных усилий. С другой стороны, это свидетельствует о растущей активности политических групп в Европейском парламенте.
Статья 191 Договора о ЕС гласит: «Политические партии на европейском уровне являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они содействуют формированию европейской идентичности и выражению политической воли граждан Союза».
Деятельность в области защиты прав человека
Роль Европейского парламента в области защиты прав человека
В отношении к мировому сообществу Союз продвигает ценности и интересы, способствующие защите его граждан. Это необходимо для мира, безопасности, защиты окружающей среды, солидарности между народами, свободной и справедливой торговли, борьбы с бедностью, защиты прав человека, их строгого соблюдения и развития международного права.
Члены Европарламента получили право оказывать гуманитарную помощь, которая оказывает защиту жертв человеческой деятельности и стихийных бедствий в государствах- нечленах ЕС. Как единственное демократически непосредственно избранное европейское учреждение, Европейский парламент стремится гарантировать, что права и свободы защищены и реализуются в пределах и вне Европейского союза.
В пределах Европейского парламента функционирует несколько постоянных комитетов, которые ведут дела по вопросам защиты и соблюдения прав человека и основных свобод в Европейском союзе и за его пределами. Межпарламентские делегации обсуждают защиту прав человека с парламентариями государств- нечленов ЕС.
Европарламент неоднократно призывал к абсолютному мораторию на смертную казнь посредством резолюции ООН. Таким образом Парламент хочет показать универсальную ценность человеческой жизни и достоинства.
Европейский парламент активно поддерживает учреждение и действия международных судов, таких как Международный уголовный Суд или Специальный суд для Сьерра-Леоне и специальные трибуналы, уполномоченные расследовать военные преступления в Руанде и бывшей Югославии.
17 февраля 2011 г. Европарламент на заседании в Страсбурге проголосовал за принятие резолюции «О верховенстве закона в России», которая на этапе обсуждения вызвала недоумение в Госдуме РФ. Документ принят по итогам дебатов 15 февраля о ситуации с соблюдением законности в РФ. «Несколько судебных процессов и тяжб последних лет поставили под сомнение независимость и беспристрастность судебных институтов в Российской Федерации», - говорится в резолюции.
Мотивируя необходимость принятия документа, европейские депутаты выразили озабоченность суровым приговором по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева (фигуранты дела ЮКОСа 30 декабря 2010 г. приговорены к 14 годам лишения свободы).
Европарламент призвал российские власти сделать всё от них зависящее для учреждения в стране судебной системы, соответствующей обещаниям президента РФ о справедливом и прозрачном правосудии. В резолюции также упоминается арест оппозиционных активистов, в том числе Бориса Немцова, 31 декабря после их участия в санкционированном митинге на Триумфальной площади в Москве.
Европейские депутаты напомнили российским властям о необходимости уважать права человека и верховенство закона на Северном Кавказе. Европарламент вновь призвал власти России найти и привлечь к суду убийц российских журналистов и правозащитников: Натальи Эстемировой, Андрея Кулагина, Заремы Садулаевой, Алика Джабраилова, Макшарипа Аушева, Станислава Маркелова, Анастасии Бабуровой и Анны Политковской.
В документе сказано и о ситуации с гибелью в СИЗО юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. Его арестовали в ноябре 2008 г. по обвинению в уклонении от уплаты налогов. 16 ноября 2009 г. Магнитский скончался в следственном изоляторе Матросская тишина. Его смерть вызвала большой общественный резонанс. В итоге Следственный Комитет РФ возбудил уголовное дело по ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному) и ст. 293 УК РФ (халатность).
Европарламент высказался за придание большей эффективности и результативности консультациям между ЕС и РФ по правам человека, которые, как считают парламентарии, должны проводиться с участием российских министров юстиции, внутренних и иностранных дел, и представителей Европарламента.
Российских властей призвали «соблюдать все решения Европейского суда по правам человека и принять меры по борьбе с нарушениями в отдельных случаях, в частности, путем обеспечения того, чтобы расследование велось эффективно и приводило к привлечению к ответственности виновных лиц». Европарламент обратился с просьбой к Совету ЕС и Еврокомиссии оказать России помощь с целью «укрепить независимость судебной системы и органов, ответственных за обеспечение исполнения закона, а также улучшить способность судебной системы противостоять политическому и экономическому давлению».
В резолюции Европарламента осуждается теракт в московском аэропорту Домодедово, совершенный смертником 24 января 2011 г. В результате взрыва 36 человек погибли, около 200 были ранены.
Депутаты Европарламента поручили направить принятую резолюцию в правительство и парламент России для ознакомления.
На каждом пленарном заседании в Страсбурге члены Европарламента рассматривают положения о соблюдении прав человека в различных регионах. Парламент регулярно принимает резолюции с обращением к учреждениям ЕС или правительствам для незамедлительного принятия мер, чтобы положить конец нарушениям основных прав и свобод человека. Европейский парламент издает годовой отчёт о положении соблюдения прав человека в мире.
В
сентябре 2008 г. Европарламент призвал
запретить рекламу, которая способствует
навязыванию гендерных