Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:34, доклад
Европейский Союз является важнейшей частью политической жизни Европы. Деятельность ЕС охватывает широкий спектр политических, экономических и социальных проблем и основную роль играет деятельность институционального треугольника ЕС- Европейский Парламент ,Совет ЕС и Европейская Комиссия. Важное значение имеет Европейский парламент, который, как никакой другой орган ЕС, способствует процессу европейской интеграции.
Введение
I.Основные положения о Европарламенте…………………..…...3
А Место Европейского парламента в системе органов ЕС………3
В Европейский парламент в настоящее время:………………...…11
1.Организация работы………………………………………..11
2.Структура Парламента……………………………………..15
3.Состав и порядок формирования………………………….22
4.Политические группы……………………………………...24
II.Деятельность Европейского парламента в области защиты прав человека……………………………………………………………26
А' Роль Европейского парламента в области защиты прав человека……………………………………………………………..26
В' Премия «За свободу мысли» имени А.Д.Сахарова……………30
Заключение………………………………………………………….……36
Библиография……………………………………………………….……37
Европейский парламент.
Права человека.
Премия
За свободу мысли имени А.Д.
Французский Университетский колледж
Специальность: Право
Студентки 1 курса
Кондакова Евгения
Якупова Регина
Москва 2011
Содержание:
Введение
А Место Европейского парламента в системе органов ЕС………3
В Европейский парламент в настоящее время:………………...…11
А' Роль Европейского
парламента в области защиты прав человека…………………………………………………………
В' Премия «За свободу мысли» имени А.Д.Сахарова……………30
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Европейский Союз является важнейшей частью политической жизни Европы. Деятельность ЕС охватывает широкий спектр политических, экономических и социальных проблем и основную роль играет деятельность институционального треугольника ЕС- Европейский Парламент ,Совет ЕС и Европейская Комиссия. Важное значение имеет Европейский парламент, который, как никакой другой орган ЕС, способствует процессу европейской интеграции.
Основные положения о Европарламенте
Место в системе органов ЕС
Европарламент- представительный и законодательный орган Европейского Сообщества, основанный в 1957 г. Представительный характер обеспечивается непосредственным избранием его населением стран-членов ЕС. В качестве законодательного органа Европарламент представляет собой скорее не парламент, а его нижнюю палату, роль верхней палаты выполняет Совет. При этом следует отметить, что в отличие от национальных государств полномочия Европарламента как нижней палаты в законодательном процессе значительно менее обширны, чем полномочия Совета как верхней палаты.
Кого же представляет Европарламент? Есть точка зрения, что он представляет народы государств, объединённых в Сообщество. Однако с такой точкой зрения нельзя согласиться безоговорочно. Европарламент отдельных наций не представляет. Понимание его в качестве представительства отдельных народов противоречит порядку формирования Европарламента: нации здесь представлены крайне непропорционально, пропорциональность соблюдается не применительно к представительству нации, а применительно к численности населения стран-членов ЕС- именно население Европы и представляет Европарламент. Такому пониманию нисколько не препятствует и ст. 189 Договора о ЕС, в соответствии с которой «Европарламент, состоящий из представителей народов государств, объединившихся в Сообществе, осуществляет полномочия, возложенные на него Договором». Очевидно, что речь не идёт о представительстве государств, т.к. национальное государство в Европарламент не представлено, не представлены в нём и национальности в этническом аспекте. «Представительство народов» - ничто иное, как представительство населения объединённой Европы.
С первых же лет существования Европейского парламента его полномочия постоянно расширяются. Так, начиная с 1960-х г. Еврокомиссия передает ему значительную часть полномочий по контролю деятельности многих органов Сообщества. В 1970-х гг. расширились полномочия, позволившие Европарламенту оказывать большее влияние на формирование бюджета Сообщества. С середины 1970-х гг. и особенно во второй половине 1980-х гг. было усилено право Европарламент влиять на назначение ряда должностных лиц, в частности Председателя Еврокомиссии.
Европейский парламент имеет 3 основные функции: законодательная, бюджетная и контроль Европейской комиссии.
В законотворческом процессе Европейского парламента выделяют процедуру консультации, процедуру согласования, процедуру сотрудничества, а также соучастие в придании силы договорам о вступлении в Европейское сообщество и соглашениям об ассоциированном членстве.
Процедура консультации. Право издания правовых норм принадлежит органам, представляющим правительства государств-членов- Совету министров и в определённой степени Комиссии ЕС -полномочия Европарламента сводятся к праву высказывать своё мнение о проектах решений, принимаемых уполномоченными на то органами. И практика показывает, что в тех случаях, когда Европарламент не соглашается с предложениями законодательного характера, они подвергаются изменениям в указанных пунктах. Процедура консультаций с Европейским парламентом обязательна при принятии правил о свободе передвижения товаров внутри Сообщества через границы государств-членов, о совместной сельскохозяйственной политике, при издании правовых норм с целью экономического и социального сближения, о проведении совместной политики в области исследований, при выработке норм по охране окружающей среды.
Процедура консультации начинается с того, что законотворческие органы - Совет и Комиссия- передают в Европейский парламент проекты правовых норм, затем они рассматриваются компетентной парламентской комиссией, она докладывает свои соображения парламенту, который принимает Законодательную резолюцию. Парламент может согласиться с законопроектом, тогда Председатель Европарламента передает в Совет или Комиссию текст предложения в том виде, в каком он одобрен Парламентом.
Заключения Парламента не носят обязательного характера. Совет может учесть, а может и не учесть высказанное Парламентом мнение. Но избежать обращения в Парламент Совет и Комиссия не могут. Необходимость проведения консультаций обеспечивается тем, что если законотворческие органы не обратились за консультацией в Европейский парламент в тех случаях, когда они в соответствии с договорами обязательны, то принятый ими акт не имеет силы и аннулируется.
Процедура согласования выработана в начале 1970-х г.г. после расширения полномочий Европарламента: установлено, что делегации Европарламента и Совета встречаются в июле каждого года- до того, как Совет официально представляет проект бюджета в Европарламент. Таким образом, Совет имеет возможность внести проект бюджета Сообщества уже с учётом позиции Европарламента, поскольку в состав его делегации входят представители основных политических групп. Вторая встреча делегаций проводится в конце ноября- когда Европарламент уже официально высказал свои замечания по бюджету, и Совет должен внести поправки в бюджет для представления в Европарламент. Процедура согласования установлена и для облегчения прохождения проектов той категории правовых норм, действие которых будет иметь определённые финансовые последствия. Принятие процедуры согласования стало свидетельством возрастающей роли Европейского парламента в механизме Сообщества.
Процедура сотрудничества, введённая Единым европейским актом в 1986 г., даёт Европейскому парламенту возможность оказывать большее влияние на принятие правовых норм, относящихся к внутреннему рынку, социальной политике, экономической и социальной интеграции, исследовательской деятельности и техническому развитию, то есть к тем направлениям деятельности ЕС, которые вызывают наибольший интерес населения Европы.
Процедура сотрудничества обязала Совет и Еврокомиссию теснее взаимодействовать с Европарламентом. Отныне при рассмотрении правовых норм, относящихся к указанным областям, в Европарламенте проводится не одно, а 2 чтения. В результате первого чтения определяется позиция Парламента по внесённым предложениям, мотивировав и противопоставив свои аргументы той части заключения Парламента, с которой он не согласен. Совет и Еврокомиссия должны предоставить Европарламенту всю необходимую ему информацию. Затем Европарламент приступает ко второму чтению и в 3-месячный срок должен принять решение и либо согласиться с возражениями Совета, либо внести в них поправки, либо отклонить проект.
Если поправок нет, то Совет принимает норму в окончательном виде, определённом в Общей позиции. Если же Парламент предложил внести поправки, то Комиссия может пересмотреть Общую позицию и представить исправленный вариант в Совет. Для одобрения представленного Комиссией документа достаточно квалифицированного большинства в Совете, но для того, чтобы Совет не согласился с предложением Комиссии, необходимо единогласие.
Эффективности процедуры сотрудничества свидетельствует тот факт, что половина поправок, предложенных Европейским парламентом в первом чтении, принимается Советом. Число принятых Советом поправок, предложенных Парламентом во втором чтении, составляет около 25%. Таким образом, Европейский парламент является в определённой мере соучастником создания европейского права.
К числу положений, расширяющих роль Европейского парламента в управлении делами Сообщества, особое значение принадлежит процедуре соучастия Европарламента в заключении договоров о принятии новых членов и соглашений об ассоциированном членстве. Для вступления в ЕС нового европейского государства или присвоении статуса ассоциированного члена необходимо согласие Европейского парламента, который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов.
Парламент вправе рассматривать наиболее значимые международные соглашения, заключаемые от имени Европейского сообщества. Еврокомиссия и Совет обязаны информировать Европарламент для ознакомления с его мнением по поводу этих соглашений.
Осуществление бюджетных полномочий занимает важнейшее место в работе Европейского парламента. Нужно отметить, что первоначально в учредительных договорах Сообщества было установлено, что Европарламент мог только лишь предлагать изменения бюджета, право же принятия бюджета принадлежало Совету после консультации с Комиссией. С 1975 г. положение Договора о порядке принятия бюджета изменено: Европарламент получил право отклонения бюджета в целом, которое использовал дважды — в 1980 г. и в 1985 гг. Тогда государства-члены обратились с жалобами в Суд Сообщества с тем, чтобы добиться утверждения бюджета 1986 г. Суд же подчеркнул необходимость консенсуса в принятии бюджета между Советом и Европарламентом.
Проект бюджета разрабатывается Советом с участием Комиссии и направляется в Европарламент, который и принимает бюджет. Европарламент вправе внести поправки в бюджет, которые вступают в силу после одобрения квалифицированным большинством Совета. Совет, в свою очередь, вправе внести изменения в поправки, предложенные Европарламентом. В этом случае бюджет считается принятым, если Европарламент в течение 15 дней не отвергнет его большинством 3/5 от числа голосовавших членов. Тем же квалифицированным большинством Европарламент может принять бюджет с отклонением изменений, внесённых Советом в поправки Европарламента. Если к началу финансового года бюджет не принят, расходы производятся в соответствии с бюджетом прошлого года (ст. 273 Договора о ЕС). В соответствии со ст. 275 Договора о ЕС Комиссия представляет ежегодно Совету и Европарламенту отчёт об исполнении бюджета. Отчёт Комиссии об исполнении бюджета утверждается Европарламентом, действующим по рекомендации Совета (ст. 276). Вместе с тем следует отметить, что финансовые полномочия Европарламента менее обширны, чем полномочия Совета. Так, финансовые регламенты, определяющие процедуры составления и исполнения бюджета, финансовую отчётность и др. (ст. 279) принимаются Советом в рамках консультационной процедуры (т.е. без согласия Европарламента, а лишь только после консультаций с ним).
Таким образом, теперь право формирования бюджета принадлежит фактически не только Совету, но и Европарламенту. Однако проблема распределения полномочий между ними до сих пор до конца не урегулирована.