Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:25, контрольная работа
Диплома́тия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.
1.История развития дипломатии, характеристика источников дипломатического права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 2
2. Международно - правовое регулирование дипломатических отношений 12
3. Правовое положение международных представительств в РФ .. . . . . . . . 14
4. Правовое положение представительства МИД РФ в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .20
Некоторые
германские дипломаты, в частности
имевший в свое время большое
влияние в германском министерстве
иностранных дел Фридрих
Комиссия
международного права ООН на своей первой
сессии в 1949 г. в числе ряда вопросов, подлежащих
кодификации, назвала вопросы дипломатических
и консульских сношений. В 1958 г. был составлен
проект конвенции о дипломатических сношениях
и иммунитетах, который лег в основу Конвенции
о дипломатических сношениях 1961 г., принятой
в Вене, а в 1961 г.- проект конвенции о консульских
сношениях и иммунитетах, который лег
в основу конвенции, сформулированной
на конференции в Вене в 1963 г. Далее комиссия
международного права ООН рекомендовала
международному сообществу Конвенцию
о правовом положении специальных миссий
и Конвенцию о представительстве государств
в их отношениях с международными организациями
универсального характера, которые были
приняты соответственно в 1969 и в 1975 гг.
Следует отметить также Конвенцию о предотвращении
и наказании преступлений против лиц,
пользующихся международной защитой 1973
г.
Конвенциями универсального характера,
оказывающими влияние на договорную практику
государства по этому вопросу, являются
Венская конвенция о дипломатических
сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских
сношениях 1963 г. и Конвенция о привилегиях
и иммунитетах ООН 1946 г.
К действующим многосторонним конвенциям,
регулирующим вопросы дипломатической
и консульской деятельности, кроме Венской
конвенции о дипломатических сношениях
1961 г., прежде всего, относятся: Гаванская
конвенция о дипломатических чиновниках
1928 г., Каракасская конвенция о консульских
функциях 1911 г., Гаванская конвенция о
консульских чиновниках 1928 г., Общая конвенция
о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.,
Конвенция о привилегиях и иммунитетах
специализированных учреждений 1947 г.,
регламенты международных встреч и конференций.
В качестве примера конвенции регионального
характера можно привести конвенции о
правоспособности, привилегиях и иммунитетах
СЭВ 1985 г. [9].
Кроме этого, нормы, посвященные вопросам
дипломатического права, содержатся в
двусторонних договорах, прежде всего,
в многочисленных консульских конвенциях,
торговых договорах, соглашениях об установлении
дипломатических или консульских отношений,
регламентах международных организаций
и конференций.
В настоящее время Венская конвенция является
основным международным правовым документом,
определяющим статус и функции дипломатического
представительства при главаре государств.
Конвенция состоит из преамбулы и 53 статей.
Преамбула конвенции констатирует, что
конвенция способствует развитию дружеских
отношений между государствами независимо
от различий в их государственном и общественном
строе, то есть формулирует принцип мирного
сосуществования. Далее в преамбуле специально
подчеркивается соответствие данной конвенции
целям и принципам Устава ООН в отношении
суверенного равенства государств, поддержания
международного мира и безопасности и
содействия развитию дружественных отношений
между государствами. Наконец, преамбула
утверждает теорию функциональной необходимости
привилегий и иммунитетов, поскольку здесь
прямо говорится, что они предоставляются
не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения
эффективного осуществления функций.
Гаванская конвенция о дипломатических
чиновниках и Гаванская конвенция о дипломатическом
убежище 1928 г., а также Конвенция о дипломатических
чиновниках от 20 февраля 1928 г. отражает
обычаи и практику многих государств,
содержит, как говорится в преамбуле, "принципы,
в общем принятые всеми нациями".
Участниками Конвенции на 1988 г. являлись
следующие государства: Бразилия (1929),
Мексика (1929), Панама (1929), Никарагуа (1930),
Венесуэла (1932), Доминиканская Республика
(1932-с оговорками), Коста-Рика (1933), Куба
(1933), Уругвай (1933), Колумбия (1936), Эквадор
(1936), Чили (1939-с оговорками), Гаити (1941),
Перу (1941), Сальвадор (1956). Особенность действия
этой конвенции заключается в том, что
многие латиноамериканские государства
- участники данной конвенции являются
одновременно участниками общей конвенции
о дипломатических сношениях и иммунитетах,
выработанной в Вене в 1961 г.
Следует отметить, что ряд положений этих
конвенций аналогичны, ряд положений дополняют
друг друга, а несколько положений отличаются
друг от друга.
Многосторонние соглашения о режиме дипломатической
деятельности основываются на общепризнанных
принципах современного международного
права: суверенное равенство, уважение
суверенитета и невмешательство во внутренние
дела, взаимность и ответственность за
нарушение международного права.
В заключении хотелось бы отметить, что
особенностью современных международных
отношений является взаимозависимость
государств перед лицом глобальных проблем,
с которыми столкнулось человечество
и от решения которых зависит его выживание.
Их решение возможно только на путях взаимной
безопасности, на путях сотрудничества
государств. Решать общечеловеческие
глобальные проблемы силами одного государства
или группы государств невозможно. Необходимо
сотрудничество в общемировом масштабе,
тесное конструктивное взаимодействие
большинства стран. Сотрудничество на
основе полного равноправия, уважения
суверенитета каждого, на основе добросовестного
выполнения принятых обязательств, норм
международного права - таково категорическое
требование времени, в котором мы живем.
Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов., также в России действует Консульский Устав - свод правил, регулирующих организацию и работу консульских учреждений, а также определяющих функции и порядок их отправления консульскими должностными лицами. В РФ действует К. у. бывшего СССР, утвержденный 25 июня 1976 г.
Имеются
также внутригосударственные нормативные
акты, такие как Указ Президента РФ от
16 марта 1996 г. «О координирующей роли МИД
РФ в проведении единой внешнеполитической
линии РФ», Указ Президента РФ от 14 марта
1995 г., утвердивший Положение о посольстве
РФ. Конституция Российской Федерации; Положение
о Министерстве иностранных дел РФ; Положение
о Представительстве Министерства иностранных
дел Российской Федерации на территории
Российской Федерации (утв. Приказом МИД
РФ от 11 марта 2002 г. N 2792); Федеральный закон
РФ от 04.02.1999 г. "О координации международных
и внешнеэкономических связей субъектов
РФ"; Тарифы сборов за услуги, оказываемые
МИД РФ и представительствами МИД РФ на
территории РФ (утв. Приказом МИД РФ от
12.12.2005 г. № 19640); Инструкция о работе с обращениями
граждан и приеме посетителей в Представительстве
Министерства иностранных дел Российской
Федерации на территории Российской Федерации
(утв. Приказом МИД РФ от 26 июля 2004 г. N 10986);
Положение о регистрации в Министерстве
иностранных дел Российской Федерации
организаций в целях оказания им консульских
услуг (утв. Постановлением Правительства
РФ от 01.10.1998 г. № 1142).
2. Международно - правовое регулирование дипломатических отношений.
Особого
внимания в этом вопросе заслуживает
Венская конвенция о дипломатических
сношениях — один из основных нормативно-правовых
актов в области дипломатического права. Она была принята на
международной конференции в Вене,
которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года.[11] В конференции приняло
участие 81 государство (СССР был также
представлен БССР и УССР),
около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция
регламентирует все основные вопросы
дипломатического права: регламентируются
виды и функции дипломатических миссий,
процедура назначения главы дипломатического
представительства, классы глав таких
представительств, раскрывается понятие дипломатического
иммунитета.
Согласно
ст. 51 Конвенции, она вступала в силу
на тридцатый день после сдачи
на хранение двадцать второй ратифицированной
грамоты или акта о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных
Наций Это произошло 24 апреля 1964 г. Конвенция
состоит из 53 статей и включает также два
факультативных протокола: о приобретении гражданства
Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции. При этом со стороны СССР при ратификации была сделана оговорка по статье 11 (пункт 3) Конвенции, которая касается численности персонала дипломатических представительств: этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством аккредитования. Кроме того, Советский Союз сделал заявление по ст. 48 и 50, в которых идёт речь об ограничениях для ряда стран быть участниками Конвенции, отметив их дискриминационный характер.[5] Согласно статье 48 Конвенции, её участниками могут быть только государства-члены ООН или специализированных учреждений, государства-участники Статута Международного Суда, а также другие государства, которые были приглашены Генассамблеей ООН стать участниками Конвенции. В результате, от участия в конференции, на которой была выработана Конвенция, были отстранены ряд социалистических стран — ГДР, МНР, КНДР и ДРВ.[14]
14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия — участница). В Конвенции подчеркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, несет ответственность посылающее государство.
Конвенции о специальных миссиях 1969 года, в которой зафиксированы международные обычаи, сложившиеся в данной области. Ее нормы относятся главным образом к миссиям, посылаемым одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения определенных вопросов или выполнения определенной задачи. Однако ст. 6 Конвенции несколько расширяет сферу ее действия, распространяя ее нормы и на специальные миссии, которые могут быть направлены в какое-либо государство двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего общий интерес.
В ст. 21 Конвенции предусматривается, что глава государства, возглавляющий специальную миссию, а также глава правительства, министр иностранных дел и другие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии, пользуются в принимающем государстве или третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом. Практически конвенция оставляет регулирование международных отношений, возникающих в связи с выездом указанных лиц в составе специальных миссий, за международным обычаем.
21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Данная конвенция применима ко всем специализированным учреждениям системы ООН с учетом некоторых изменений, предусматриваемых в особых приложениях, разрабатываемых самими этими учреждениями с целью отражения их специфики.
3. Правовое положение международных представительств в РФ.
Зарубежные органы внешних сношений — это те органы, которые осуществляют свою деятельность за рубежом; их принято делить на постоянные и временные. К постоянным относятся дипломатические представительства государств (посольства или миссии), консульские представительства, представительства при международных организациях; к временным — специальные миссии и делегации на международных конференциях.
Наиболее важным зарубежным органом внешних сношений является дипломатическое представительство государств (посольство), функции и деятельность которого регулируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Основными функциями посольства являются: представительство своего государства; защита интересов своего государства и граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; поощрение дружественных отношений между своим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки и др. (ст.3, п.1).
Дипломатическое
представительство может
Глава дипломатического представительства является высшим представителем для граждан и юридических лиц своего государства в стране пребывания. Он приступает к исполнению своих обязанностей, как правило, после вручения им верительной грамоты, т.е. документа, удостоверяющего его личность и статус; она подписывается главой государства и в ней содержится просьба к главе принимающего государства “верить” обладателю верительной грамоты как лицу, представляющему главу другого государства. Совокупность глав дипломатических представительств в одном государстве называют дипломатическим корпусом.
Дипломатическое представительство состоит из главы представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала. Членами дипломатического представительства могут быть только граждане своего государства. Граждане страны пребывания могут входить в состав обслуживающего персонала только с согласия их страны.
Представительства
государств при международных организациях
создаются, прежде всего, при Организации
Объединенных Наций, при ее специализированных
учреждениях, при региональных организациях
и др. Функции таких представительств
состоят в следующем: обеспечение
представительства посылающего
государства и охрана его интересов;
поддержание связей с международной
организацией; сообщение своему
правительству информации о
ее деятельности. Привилегии и иммунитеты
представительств государств при ООН
в основном сходны с дипломатическими
с учетом специфики представительства.
По Конвенции 1975 г., “О представительстве
государств в их отношениях с международными
организациями универсального характера”
правовой статус представительств
и персонала аналогичен предусмотренному
Венской конвенцией 1961 г. “О дипломатических
сношениях”. В Конвенции 1975 г. определяется
также правовой статус делегаций
в органах международных