Каждой
учетной карточке присваивается
регистрационный номер. Материалы
на каждую семью формируются в
дело со дня подачи лицом ходатайства
о признании вынужденным переселенцем.
В него включаются: ходатайство, протоколы
или выписки из них, учетная карточка,
карточка переучета, а также другие документы,
поданные заявителем или членами его семьи
в орган миграционной службы (заявления
на выплату единовременного денежного
пособия, о предоставлении ссуды, экземпляр
договора о предоставлении ссуды и пр.).
Ежегодно
территориальным органом миграционной
службы либо по соглашению с ним
органом исполнительной власти по месту
жительства вынужденных переселенцев
проводится переучет вынужденных переселенцев.
Переучет
осуществляется обычно методом опроса
вынужденных переселенцев. При необходимости
от граждан может быть потребовано предоставление
паспорта, свидетельства о рождении на
несовершеннолетних детей, удостоверения
вынужденного переселенца, а также справки
с места жительства и других документов.
При
переезде на новое место жительства на
территорию другого субъекта РФ либо при
переезде из одного района в другой в пределах
территории РФ вынужденный переселенец
обязан сняться с учета. Снятие с учета
производится органом миграционной службы
места выезда.
При
переезде на новое место жительства вынужденному
переселенцу выдается направление и заверенная
копия учетной карточки или выписка из
нее для предоставления в орган миграционной
службы по месту прибытия. Этот орган делает
в ней соответствующую запись после сообщения
о прибытии вынужденного переселенца
к новому месту жительства, поскольку
вынужденный переселенец обязан по прибытии
к новому месту жительства в месячный
срок встать на учет в органе миграционной
службы. При этом он подает заявление,
к которому прикладывает направление
и копию учетной карточки либо выписку
из нее.
Работник
органа миграционной службы места прибытия
в присутствии прибывших заполняет
новую учетную карточку, которой
присваивается регистрационный
номер данного субъекта РФ.
Орган
миграционной службы также формирует
дело на прибывшую семью вынужденного
переселенца. При этом повторно подача
ходатайства и оформление протокола о
признании вынужденным переселенцем уже
не производится.
Заключение
Согласно
Конвенции о статусе беженцев
1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.),
беженцем является лицо, которое опасается
стать жертвой преследований по признаку
расы, религии, гражданству, принадлежности
к определенной социальной группе или
политических убеждений, находится вне
страны своего гражданства и не может
или не желает пользоваться защитой этой
страны вследствие таких опасений или,
не имея гражданства, находится вне страны
своего обычного места жительства в результате
подобных событий, не может вернуться
в нее
Беженцы,
согласно Конвенции, имеют право на имущество,
авторские и промышленные права, право
на ассоциации, право на обращение в суд,
право заниматься предпринимательством
и работать по найму и другие права.
Особое
внимание Конвенция уделяет социальному
обеспечению и правительственной помощи
беженцам. Государства не облагают беженцев
налогами, кроме тех, которые могут взиматься
с собственных граждан.
Государства
— участники Конвенции сотрудничают
с ООН в области обеспечения
прав беженцев. Верховному комиссару
ООН по делам беженцев поручено наблюдение
за выполнением международных конвенций
по делам беженцев.
В
1993 г. главы государств Азербайджана,
Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии,
России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана,
принимая во внимание критическую ситуацию,
сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев
и беженцев на территории бывшего Союза
ССР, подписали Соглашение о помощи беженцам
и вынужденным переселенцам.
В
соответствии с Соглашением (ст. 1) беженцем
признается лицо, которое, не являясь
гражданином страны, предоставившей убежище,
было вынуждено покинуть место своего
постоянного жительства на территории
другой страны — участницы Соглашения
вследствие совершенного в отношении
него или членов его семьи насилия или
преследования в иных формах либо реальной
опасности подвергнуться преследованию
по признаку расовой или национальной
принадлежности, вероисповедания, языка,
политических убеждений, а также принадлежности
к определенной социальной группе в связи
с вооруженными и межнациональными конфликтами.
Беженцем не может признаваться лицо,
совершившее преступление против мира,
человечности или другое умышленное уголовное
преступление.
Вынужденным
переселенцем признается лицо, которое,
являясь гражданином страны, предоставившей
убежище, было вынуждено покинуть место
своего постоянного жительства на территории
другого государства-участника вследствие
совершенного в отношении него или членов
его семьи насилия или преследования в
иных формах либо реальной опасности подвергнуться
преследованию по признаку расовой или
национальной принадлежности, вероисповедания,
языка, политических убеждений, а также
принадлежности к определенной социальной
группе в связи с вооруженными и межнациональными
конфликтами.
Государства
выезда обязались:
- осуществлять
эвакуацию населения из зон вооруженных
и межнациональных конфликтов, предоставляя
возможность для его беспрепятственного
добровольного выезда на территорию одной
из сторон Соглашения;
- обеспечивать
личную и имущественную безопасность
эвакуирующихся, добиваясь прекращения
огня, соблюдения охраны общественного
порядка во время эвакуации;
- решать вопросы
финансового, материально-технического,
продовольственного, медицинского и транспортного
обеспечения эвакуирующихся.
Государство,
предоставившее убежище, берет на себя
обязательства:
- обеспечивать
для беженцев и вынужденных переселенцев
в местах их временного размещения необходимые
социально-бытовые условия;
- оказывать
беженцам и вынужденным переселенцам
содействие в трудоустройстве в соответствии
с принятым в каждом из государств-участников
законодательством о занятости населения.
- содействовать
беженцам и вынужденным переселенцам
в истребовании и выдаче документов, необходимых
для решения вопросов, связанных с гражданством,
свидетельств о браке, рождении, трудовых
книжек и других документов, необходимых
для решения вопросов пенсионного обеспечения,
подтверждения трудового стажа, выезда
за границу и т.д.
Государство
выезда возмещает беженцам и вынужденным
переселенцам стоимость оставленного
или утраченного ими на его территории
жилья и другого имущества, компенсирует
ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры
материальной компенсации определяются
по расценкам государства выезда.
Создается
Межгосударственный фонд помощи беженцам
и вынужденным переселенцам. Консультативный
совет по труду, миграции и социальной
защите населения государств — участников
СНГ оказывает содействие в реализации
Соглашения.
Список
использованных источников и литературы
Нормативно-правовые
акты
- Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская
газета, 1993, 25 дек.
- О статусе
беженцев: Конвенция (Женева, 28 июля 1951
г.) // Гражданин и право. - 2002. - № 6.
- О порядке
выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию:
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N
114-ФЗ// СЗ РФ. - 1996. - № 34. - Ст.4029.
- О беженцах:
Закон РФ в редакции Федерального закона
от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в Закон РФ "О беженцах"
(с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа,
7 ноября 2000 г.)// Ведомости Съезда народных
депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -
1993. - № 12. - Ст.425.
- О вынужденных
переселенцах: Закон РФ в редакции Федерального
закона от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ "О
вынужденных переселенцах" (с изменениями
от 7 августа 2000 г.)// Ведомости Съезда народных
депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -
1993. - № 12. - Ст.427.
- Правила пользования
жилыми помещениями, содержания жилого
дома и придомовой территории в РСФСР,
утвержденные постановлением Совета Министров
РСФСР от 25 сентября 1985 г. № 415 (в редакции
постановления от 23 июля 1993 г. № 726)// Собрание
постановлений Правительства РСФСР. -
1986. - № 2. - Ст.10; Собрание актов Президента
и Правительства РФ. - 1993. - № 31. - Ст.2860.
- Положение
о порядке работы с иностранными гражданами
и лицами без гражданства, прибывающими
и находящимися в России в поисках убежища,
определения их правового статуса, временного
размещения и пребывания на территории
РФ, утвержденное постановлением Правительства
РФ от 8 сентября 1994 г. № 1021 (в редакции
постановления от 16 декабря 1994 г. № 1382)//
СЗ РФ. - 1994. - № 21. - Ст.2385; № 34. - Ст.3612.
- Правила регистрации
и снятия граждан РФ с регистрационного
учета по месту пребывания и по месту жительства
в пределах РФ, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 с
изменениями, внесенными постановлениями
Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 512,
от 14 февраля 1997 г. № 172 и от 12 марта 1997 г.
№ 290// СЗ РФ. 1995. - № 30. - Ст.2939; 1996. - № 18. -
Ст.2144; 1997. - № 8. - Ст.952; № 11. -Ст.1328.
- Постановление
Правительства РФ от 28 мая 1998 г. № 523 "О
свидетельстве о рассмотрении ходатайства
о признании беженцем на территории РФ
по существу"// СЗ РФ. - 1998.- № 22. - Ст.2475.
- Постановление
Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 679 "Об
утверждении Общего положения о месте
временного содержания лиц, ходатайствующих
о признании беженцами"// СЗ РФ. - 1998.
- № 27. - Ст.3196.
- Инструкция
о порядке работы по признанию лиц вынужденными
переселенцами, их учету и переучету на
территории РФ, утвержденная приказом
ФМС России от 31 марта 1997 г. № 19 // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. - 1997. - № 11. - С.4-20.
Научная
литература
- Авакьян С.А.
Российское гражданство: опыт и проблемы//Законодательство.
– 1997. - № 6. - С.23-29.
- Андриченко
Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства
о вынужденных переселенцах и о беженцах.
- М.: Юрид. лит., 1998. – 187 с.
- Ануфриева
Л. П., Бекяшев Д. К., Бекяшев К. А. Международное
публичное право. – М., 2007. – 721 с.
- Беженцы /
Под ред. А.Г. Здравомыслова. - М., 1993. – 97
с.
- Бекназар
Юзбашев, Тигран Б. Права человека и международное
право. – М., 1996. – 328 с.
- Воронина
Н. А. Международное право и проблемы правового
регулирования положения внутриперепещенных
лиц // Юрист-международник. 2005. № 3.
- Гай С. Гудвин-Гилл.
Статус беженца в международном праве.
- М., 1997. – 261 с.
- Жеребцов
А.Н. Правовое регулирование статуса беженцев
и вынужденных переселенцев в субъектах
Российской Федерации: Автореф. дис.: канд.
юрид. наук. - Волгоград, 1999. – 23 с.
- Ибрагимов
А.М. Понятие и критерии установления беженцев
в международном праве//Российский юридический
журнал. – 1997. - № 2 – С.24-27.
- Карташкин
В.Л. Права человека в международном и
внутригосударственном праве. - М., 1995.
– 335 с.
- Каткова
Н.Н. Некоторые аспекты законодательства
Российской Федерации о беженцах // Право
и жизнь. - 1998. - № - 16. – С.23-24.
- Каткова
Н.Н. Правовой статус беженцев в Российской
Федерации // Право и жизнь. - 1999. - № 19. –
С.32-33.
- Каткова
Н.Н. Правовой статус беженцев в Российской
Федерации (конституционно-правовой аспект):
Автореф. дис.: канд. юрид. наук. - М., 1999.
– 26 с.
- Козлова
Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право
России: Учеб. - М., 1995. – 523 с.
- Литвинова
Г.И., Михалева Н.А. Правовая защита беженцев
и вынужденных переселенцев в России //
Государство и право. - 1992. - № 4. – С.15-17.
- Международное
публичное право: Учебник / Под ред. К. А.
Бекяшева. - М., 2007. – 538 с.
- Пожидаева
М. В. Права неграждан и запрещение дискриминации
в современном международном праве // Международное
публичное и частное право. 2005. № 4.
- Радул В.В.
Правовой статус беженцев и вынужденных
переселенцев в Российской Федерации:
Автореф. дис.: канд. юрид. наук. - М., 2001.
– 25 с.
- Тоцкий Н.Н.
Введение в миграционное право / Отв. ред.
Н.А. Михалева. - М.: Диалог-МГУ, 1999. – 123 с.
- Ястребова
А. Ю. Международно-правовая защита беженцев:
Автореф. дис. : канд. юрид. наук. - М., 1991.
– 21 с.