АНТИКРИЗИСНЫЕ
МЕРЫ СТРАН СНГ
ВВЕДЕНИЕ
- СНГ переживает
явно не лучшие времена. Кризис усилил
центробежные тенденции в Содружестве
Независимых Государств.
- Общеизвестны
трудности во взаимоотношениях России
с Украиной. Авария в газотранспортной
системе стала причиной конфликта между
Россией и Туркменистаном. Не все безоблачно
в отношениях с Азербайджаном. Наконец,
«молочный» конфликт России с Беларусью
образовал еще одну «трещину» в Содружестве.
Поэтому перспективы СНГ с таким багажом
конфликтов и на фоне экономического кризиса
представляются явно неоднозначными.
- В августе 2009 года
завершается годичный срок оформления
выхода Грузии из СНГ.
- Анализ антикризисной
политики Туркменистана, состояния экономики
этой страны оказался невозможным по причине
полной информационной закрытости данной
страны.
- Чтобы лучше оценить
перспективы СНГ, важно провести не только
сравнительную оценку текущих экономических
показателей, но и проанализировать оперативность
и эффективность совместных действий,
которые пытаются предпринимать страны
СНГ.
Социально-экономические
результаты в январе-апреле 2009
года
(в % к январю-апрелю 2008
года)
Совместные
действия
- Еще одним документом,
посвященном антикризисным действиям,
является План по реализации совместных
мер государств-членов ЕврАзЭС по преодолению
последствий мирового финансового кризиса.
В рамках этой же организации 4 февраля
2009 года на внеочередном заседании Межгоссовета
ЕврАзЭС было принято решения об учреждении
Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере
10 млрд. долл. США. Позднее, 20 мая 2009 года,
на седьмом заседании ЕврАзЭС Министр
финансов России А. Кудрин отметил, что
в целях преодоления негативных последствий
мирового финансово-экономического кризиса,
создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС и объявил,
что взнос России в этот фонд составит
$7,5 млрд, Казахстана - $1 млрд, Киргизии
- $1 млн, Таджикистана - $1 млн, Армении -
$1 млн. Белоруссия не будет донором антикризисного
фонда ЕврАзЭС в связи с отсутствием свободных
денежных средств. Планируется, что фонд
начнет работу в течение трех месяцев.
На специальные счета управляющей компании,
которой должен стать Евразийский банк
развития, должно быть внесено 10% от объявленных
взносов.
Азербайджан
- 16 января 2009 года
на заседании Кабинета министров
Азербайджана Президент Азербайджана
Ильхам Алиев обнародовал пакет антикризисных
мер
- Цель: свести к
минимуму воздействие мирового экономического
кризиса на Азербайджан и предотвратить
это воздействие по всем возможным направлениям.
- предотвращение
искусственного роста цен и ускорение
их снижения посредством усиления контроля
за потребительским рынком и конкуренции;
- усиление антимонопольной
деятельности;
- предотвращение
незаконного вмешательства со стороны
государства;
- контроль Национальным
банком, министерствами финансов и экономического
развития над управлением ввозимых в страну
финансовых средств и их участие в принятии
соответствующих решений;
- усиление приоритетов
государственной инвестиционной программы
(в частности, приоритетными названы проекты
улучшения условий жизни вынужденных
переселенцев, программы помощи предприятиям-экспортерам);
- усиление государственного
контроля над вложением основного капитала;
- выполнение социальных
обязательств (в частности – выплата в
ближайшие месяцы задолженности по зарплатам);
- усиление продовольственной
безопасности.
- помощь реальному
сектору экономики посредством реструктуризации
инвестиционных государственных программ.
Особое внимание уделяется поддержке
крупных компаний и предприятий-экспортеров.
- кредитование:
продолжение кредитования предпринимателей,
увеличение объема льготных кредитов,
субсидирование фермеров и выдача им удобрений
на льготных условиях.
- реализация наиболее
приоритетных государственных инвестиционных
программ;
- размещение части
валютного запаса, хранящегося за рубежом,
в самые надежные, сильные местные банки,
направление этих средств и контроль за
размещением только в реальный сектор
экономики, в области, принятые государством
как приоритетные,
При обнародовании
пакета антикризисных мер, Президент Азербайджана
заявил, что при изыскании средств на антикризисный
план Азербайджан не будет обращаться
ни к одному иностранному финансовому
источнику и будет защищать свою независимую
позицию.
Тем не
менее, в 2008 году Всемирный банк выделил
Азербайджану $450 миллионов на ремонт и
реконструкцию железных дорог.
Судя по основным социально-экономическим
результатам за январь-апрель 2009 года
по сравнению с соответствующим периодом
2008 года, Азербайджану удается достаточно
эффективно противостоять экономическому
кризису.
Казахстан
Политическое решение
о необходимости утверждения пакета антикризисных
мер, финансируемых из средств Национального
и накопительных пенсионных фондов было
принято Президентом Республики Казахстан
Н. Назарбаевым 13 октября 2008 г. Антикризисный
план был подготовлен Правительством
к 25 ноября 2008 г., План мероприятий по его
реализации – к 30 декабря 2008 года. 13 января
2009 года правительство Республики Казахстан
на своем заседании утвердило этот план
мероприятий. При этом премьер-министр
Казахстана, Карим Масимов, обратил внимание,
что документ Плана остается живым и будет
при необходимости изменяться в соответствие
с экономической ситуацией в стране и
мире.
- смягчение негативных
последствий глобального кризиса на социально-экономическую
ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой
основы для будущего качественного экономического
роста.
- Задачи:
Для достижения цели Правительство,
Национальный Банк и Агентство по финансовому
надзору выявило необходимость решения
следующих пяти задач:
- стабилизация
финансового сектора;
- решение проблем
на рынке недвижимости;
- поддержка малого
и среднего бизнеса;
- развитие агропромышленного
комплекса;
- реализация инновационных,
индустриальных и инфраструктурных проектов.
- Согласно объемам
направляемых средств на поддержание
экономики и охвату мероприятий, акцент
делается на поддержании финансового
сектора экономики.
- дополнительная
капитализация четырех системообразующих
банков с целью утверждения ими адекватных
резервов и усиления процесса кредитования
внутри страны, с последующим выходом
государства из их капитала на рыночных
условиях;
- создание фонда
стрессовых активов с целью реструктуризации
активов банка посредством выкупа проблемных
активов;
- предоставление
дополнительных источников ликвидности
на своевременное обслуживание обязательств
банков (в частности, расширение спектра
инструментов по обеспечению по операциям
РЕПО);
- меры по усовершенствованию
государственного регулирования финансовых
рынков (изменение метода расчета капитализации
банков, усиление требований к управлению
рисками и внутреннему контролю)
- − проработка
механизма функционирования накопительной
пенсионной системы в новых условиях (меры
по сохранности пенсионных накоплений
и увеличению финансовой грамотности
населения)
- реализация программы
ипотечного кредитования и развития жилищного
сектора, за счет средств которой будут
предоставляться займы на завершение
недостроенных жилых комплексов в городах
Алматы и Астане через банки второго уровня;
- меры по обеспечению
доступности жилья (право выкупа по установленной
цене, финансирование строительства арендного
жилья, предоставление приоритетным категориям
населения предварительных жилищных займов
по процентной ставке, не превышающей
4% годовых).
- кредитование
предприятий малого и среднего бизнеса
из Фонда «Самрук-Казына», в том числе
микрокредитование предприятий сельской
местности и сельских предпринимателей;
- предоставление
доступа малым и средним предприятиям
к государственным заказам государственных
органов, государственных холдингов и
национальных компаний в рамках действия
нового закона «О государственных закупках»;
- меры по снижению
административных барьеров для развития
предпринимательства;
- инвестиции
на поддержку экспортно-ориентированных
секторов: зерновой сектор, переработка
мясной и молочной продукции и производство
плодовоовощных культур (инвестирование
в развитие аграрных предприятий и инфраструктуры);
По
реализации инновационных,
индустриальных и инфраструктурных
проектов:
- продолжение реализации
Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»;
- утверждение правительством
предельных тарифов по группам энергопроизводящих
организаций (на срок от 7 лет, с корректировкой
на инфляцию);
- отмена платы
за подключение к электросетям;
- дополнительный
комплекс мер по энергосбережению и использованию
возобновляемых источников энергии.
- меры по сохранению
реальных доходов населения, увеличению
социальных выплат, пенсий и заработной
платы работникам бюджетной сферы (в 2009-2011
годах на 25%), социальных пособий (на 9% ежегодно);
- при необходимости,
создание новых рабочих мест и обеспечение
занятости на общественных работах;
- продолжение формирования
Правительством стабилизационных фондов
товаров первой необходимости;
Реализация Плана позволит оказать финансовую
поддержку экономике Казахстана на сумму
2 172 млрд. тенге: за счет средств Национального
фонда – 1 200 млрд. тенге; мер Национального
Банка – 350 млрд. тенге; снижения налоговой
нагрузки в рамках действия нового Налогового
кодекса – 500 млрд. тенге; создания Фонда
стрессовых активов – 122 млрд. тенге.
- Из средств
Национального фонда будет направлено:
4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге) на стабилизацию
финансового сектора, из них 1 млрд. долл.
США (125 млрд. тенге) в виде приобретения
простых акций четырех системообразующих
банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка,
Альянс банка и БТА банка) и 3 млрд. долл.
США (355 млрд. тенге) в форме субординированного
долга и через покупку привилегированных
акций, не дающих права голоса; 3 млрд. долл.
США (360 млрд. тенге) на развитие жилищного
сектора; 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге)
на поддержку малого и среднего бизнеса
(70 % - на рефинансирование текущих проектов
и 30 % – на реализацию новых); 1 млрд. долл.
США (120 млрд. тенге) на развитие агропромышленного
ком-плекса; 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге)
на реализацию инновационных, индустриальных
и инфраструктурных проектов.