Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:24, реферат
Субъект международного (публичного) права - носитель прав и обязанностей по международному праву, способный участвовать в международном правотворческом процессе .
1. Субъекты международного права
1.1 Понятие и виды субъектов международного права. Эволюция международной правосубъектности
1.2 Международная правосубъектность «сложных» государств и межгосударственных образований
1.3 Международная правосубъектность белорусско-российского Союзного государства
Список использованных источников
Договор о создании
Союзного государства от 8 декабря 1999
г. после ратификации его двумя
сторонами и взаимного обмена
ратификационными грамотами вступил
в силу. Но это не означает, что
Союзное государство (далее - СГ) уже
создано. Предстоит большая работа
по формированию его органов, впереди
разработка и принятие Конституционного
Акта, референдумы, внесение дополнений
и изменений в конституции
двух стран. Лишь после полного выполнения
Программы действий, подписанной
главами двух государств одновременно
с Договором, можно говорить о
завершении процесса создания СГ. Какое
же место займет это СГ на международной
арене, какое влияние оно будет
оказывать на развитие мирового сообщества?
Как будет обстоять дело с международной
правосубъектностью этого СГ? Станет
ли оно суверенным и равноправным
участником международного общения
или будет обладать международно-правовым
статусом, схожим со статусом международных
межправительственных организаций
или межгосударственных объединений
по типу Содружества Независимых
Государств, Европейского Союза (Европейских
сообществ) и т.п.?
Обратимся к тексту
Договора от 8 декабря 1999 г. В нем
ничего не говорится о возможном
создании единого ведомства иностранных
дел. Напротив, в ст. 44 предусмотрено
участие в работе Совета Министров
на паритетных началах министров
иностранных дел государств-
Среди вопросов, отнесенных
к совместному ведению СГ и
государств-участников в области
внешней политики, связанных с
осуществлением Договора от 8 декабря
1999 г., фигурируют принятие в состав
СГ других государств, проведение согласованного
курса на укрепление СНГ, взаимодействие
в международном сотрудничестве
по военным и пограничным
Из приведенного
текста мы можем сделать однозначный
вывод о том, что международная
правосубъектность как
Итак, обмен ратификационными
грамотами состоялся. Договор о
создании Союзного государства вступил
в силу. Но равнозначно ли это
провозглашению СГ? Появился ли на международной
арене новый субъект
Тем более что
в ст. 6 Договора от 8 декабря 1999 г. говорится:
«1. Каждое государство-участник
сохраняет с учетом добровольно
переданных Союзному государству полномочий
суверенитет, независимость, территориальную
целостность, государственное устройство,
Конституцию, государственный флаг,
герб и другие атрибуты государственности.
2. Государства-участники
сохраняют свое членство в
ООН и других международных
организациях. Возможность единого
членства в международных
Таким образом, членами
ООН и других международных
После опубликования
Совместного заявления и
В Договоре от 8 декабря
1999 г. (ч. 2 ст. 6) было найдено разумное
прагматичное решение оставить вопрос
о едином членстве в международных
организациях на усмотрение государств
- участников СГ. Очевидно, что в каждом
конкретном случае должны будут учитываться
интересы как СГ, так и образующих
его государств, в том числе
и чисто практические соображения.
Вряд ли следует ожидать, что в
нынешних условиях ООН и другие межправительственные
организации охотно согласятся с
введением своеобразного «
Особый интерес
представляет раздел VII Договора от 8 декабря
1999 г., названный «Заключительные
положения». В нем отмечается, что
положения Договора, «поэтапная реализация
которых может потребовать
Предполагается, что
по предложению Высшего
Поскольку в ст.63
Договора от 8 декабря 1999 г. была зафиксирована
поэтапность его претворения
в жизнь, одновременно с Договором
была подписана Программа действий
Республики Беларусь и Российской Федерации
по реализации положений Договора о
создании Союзного государства. Задача
этой Программы состоит в
В документе подчеркивается,
что выполнение этой Программы ознаменует
завершение процесса создания СГ с
единым экономическим пространством,
единой транспортной системой, единой
таможенной территорией, единой денежной
единицей, общим бюджетом, отмечается,
что государства - участники СГ проводят
тесно согласованную политику в международных
делах в сфере обороны, безопасности, борьбы
с преступностью, в социальных и культурных
областях.
Следует особо отметить,
что в тексте Договора от 8 декабря
1999 г. нет и намека на предстоящую
инкорпорацию Республики Беларусь в
состав Российской Федерации. Не просматривается
и тенденция к проведению так
называемой «автономизации». Нет и
явных признаков асимметрии, ставящей
Республику Беларусь в заведомо неравноправное
положение. Правда, вызывает некоторое
беспокойство обозначенная в Программе
действий Республики Беларусь и Российской
Федерации по реализации положений
Договора о создании Союзного государства
задача по введению в СГ единой денежной
единицы и формировании единого
эмиссионного центра. Особую озабоченность
вызывают заявления о возможности
введения в качестве единой денежной
единицы российского рубля. Эти
моменты требуют самого тщательного
изучения в плане обеспечения
подлинного суверенного равенства
двух государств на всех этапах интеграции.
В самом тексте Договора
о создании Союзного государства, если
и присутствуют некоторые элементы
асимметрии, то они не представляют
какой-либо опасности для Республики
Беларусь, а напротив, направлены на
сглаживание неблагоприятных
Лишь наличие реализуемого
в достаточно жесткой форме правила
«одно государство - один голос», применяемого
на завершающей стадии принятия решений
в руководящих органах СГ, может
обеспечить сохранение суверенитета и
международной
В белорусско-российской
федерации, если она будет создана
без применения «блокирующих механизмов»,
устраняющих последствия
Список использованных
источников
субъект публичный
право международный
1. Бровка, Ю.П. Международная
правосубъектность БССР / Ю.П. Бровка.
- Минск, 1967.
2. Гуреев, С.А. К
вопросу о субъектах
3. Курдюков, Г.И. Государства
в системе международно-
4. Международное
публичное право. Общая часть:
учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.];
под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова,
Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496
с.
5. Моджорян, JI.A. Основные
права и обязанности государств
/ JI.A. Моджорян. - М., 1965.
6. Моисеев, А.А.
Суверенитет государства в
7. Фельдман, Д.И. Основные
тенденции развития
8. Хлестова, И.О. Юрисдикционный
иммунитет государства / И.О. Хлестов.
- М., 2007.
9. Черниченко, С.В.
Международное право: