Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:24, реферат
Субъект международного (публичного) права - носитель прав и обязанностей по международному праву, способный участвовать в международном правотворческом процессе .
1. Субъекты международного права
1.1 Понятие и виды субъектов международного права. Эволюция международной правосубъектности
1.2 Международная правосубъектность «сложных» государств и межгосударственных образований
1.3 Международная правосубъектность белорусско-российского Союзного государства
Список использованных источников
Специалисты в области
международного публичного права в
различных странах, как правило,
трактуют внешнеполитические полномочия
государств - членов федераций в
качестве полномочий, делегированных
федеральным центром. Не следует
забывать, что членство в ООН, предопределившее
широкое признание
Подобная неблагоприятная
ситуация может возникнуть и в
том случае, если Республика Беларусь
не будет инкорпорирована в состав
Российской Федерации, а станет членом
объединенной белорусско-российской федерации,
т.е. «внешним» по отношению к
России субъектом федерации. Перспективы
сохранения для Республики Беларусь
ее международной
Особо следует остановиться
на перспективах создания белорусско-российской
конфедерации. В каком-то смысле учреждение
такого образования представляет собой
наилучший вариант. Международная
правосубъектность государств —
членов конфедерации никакого сомнения
не вызывает, возможность выхода из
конфедеративного союза сохраняется.
Разумеется, хорошо структурированная
конфедерация могла бы быть выгодна
для Республики Беларусь в силу причин,
главным образом, экономического порядка.
Но для Российской Федерации она
далеко не столь желательна, как
по политическим, так и по экономическим
соображениям.
Конфедеративные отношения
характеризуются принятием
1.3 Международная
правосубъектность белорусско-
В конце 1998 г. был
сделан существенный шаг по пути углубления
политической интеграции двух стран. 25
декабря 1998 г. в московском Кремле президенты
Республики Беларусь и Российской Федерации
подписали Декларацию и Совместное
заявление. В этих документах была поставлена
задача создания союзного государства
при сохранении суверенитета Республики
Беларусь и Российской Федерации. Каким
же образом на практике эта задача
может быть реализована?
Нам представляется,
что для решения данной проблемы
необходимо еще раз тщательным образом
изучить имеющийся опыт создания
различных межгосударственных объединений,
а также определиться с конечной
целью интеграционных усилий, для
чего, очевидно, потребуется выяснить
юридическую природу такого понятия,
как «союзное государство».
Строго говоря, Союзное
государство - это не что иное, как
федерация. А это означает, что:
1) таком формировании
т.н. «компетенция компетенции»
2) существует запрещение
«сецесии» государств-членов, т.е.
права на свободный выход из
Союза, выход в одностороннем
порядке;
3) ля государств-членов
устанавливается ограниченный
Возникает вопрос: а
как же дело обстояло в Союзе Советских
Социалистических Республик с 1944 по
1991 год? Действительно, в советской
юридической литературе неоднократно
подчеркивалось, что СССР - федерация
уникальная, федерация «высшего типа»,
федерация, в которой и Союз ССР
и каждая входившая в него союзная
республика в равной мере обладали
государственным суверенитетом
и международной
На самом деле,
конечно, все обстояло намного сложнее.
СССР был уникальным государством и,
может быть, даже не государством вообще,
а скорее неким симбиозом, заслуживавшим
наименования «партия-государство». Все
принципиальные решения в этом квазигосударстве
принимались в Политбюро ЦК РКП(б),
ВКП(б), КПСС. В годы брежневского «застоя»
дело дошло даже до того, что сплошь
и рядом внешнеполитические функции
главы Советского союзного государства
(с молчаливого согласия ведущих
мировых держав) исполнял ех officio генеральный
секретарь ЦК КПСС. Однако, следует
отметить, что в те времена мы
имели дело с двумя сторонами
одной и той же медали. На одной
стороне положение de facto - жесткий
централизованный партийно-государственный
механизм, использующий в качестве
чистой бутафории
Возникает вопрос: а
каковы перспективы восстановления
СССР или создания в постсоветском
пространстве иного образования, подобного
Советскому Союзу? На наш взгляд, в
современных условиях подобные перспективы
не просматриваются даже в отдаленном
будущем.
И не только потому,
что не представляется реальным воссоздание
«суперпартии власти» типа КПСС, но
и в силу изменения демографической
ситуации, как в пределах всей постсоветской
территории, так и той ее части,
которая в той или иной степени
тяготеет к ускоренной интеграции (Россия,
Беларусь, Армения). В Советском Союзе
крупнейшая из союзных республик - РСФСР
- занимала бесспорное первое место
и по численности населения, и
по величине территории, и по валовому
национальному продукту, и по другим
критериям. Но в то же время остальные
14 республик в своей совокупности
были вполне соизмеримы с РФ, и это
обеспечивало необходимый баланс -
служило дополнительным фактором, обеспечивавшим
устойчивость всего этого уникального
образования, представлявшего собой,
с юридической точки зрения, как
мы уже отмечали, нечто среднее
между Союзным государством и
Союзом государств.
Сейчас ситуация
совершенно иная. Некое подобие Советского
Союза (под иным, разумеется, наименованием)
можно воссоздать в обозримом
будущем, по крайней мере, лишь в
пределах территории нынешних Республики
Беларусь и Российской Федерации. А
это означает, что соотношение
между субъектами нового образования
будет иным - примерно 1:15 по численности
населения и 1:70 по величине территории.
Как в таких условиях обеспечить
полное юридическое равенство этих
субъектов?
Задача представляется
чрезвычайно трудной. Но тем не менее
она реально поставлена и намечена
к разрешению в ближайшем будущем.
25 декабря 1998 г. президенты Республики
Беларусь и Российской Федерации
подписали Декларацию о дальнейшем
единении Беларуси и России, в которой
поставлена задача «продолжить поэтапное
движение к добровольному объединению
в союзное государство при
сохранении национального суверенитета
государств - участников Союза». В Совместном
заявлении, подписанном двумя президентами
в тот же день, отмечалось, что
и после создания в 1999 г. Союзного
государства Беларусь и Россия остаются
суверенными и полноправными
членами международного сообщества,
сохраняют все права и
Что все это должно
означать? Иными словами, предполагается
создание федерации или конфедерации?
Нам представляется,
что речь идет все же о создании
конфедерации. Во-первых, для конфедераций
характерно безоговорочное сохранение
национального (государственного) суверенитета
каждого государства-участника. Во-вторых,
именно государства - члены конфедеративного
Союза государств остаются после
создания конфедерации «суверенными и
полноправными членами
Разумеется, на пути
к конфедерации придется преодолеть
ряд сложностей, связанных с почти
полным отсутствием современных
прецедентов. В XX в. на земном шаре не существовало
конфедераций «в чистом виде». Можно
лишь предположить всю сложность
предстоящих усилий по преодолению
двух крайностей — опасности скорого
распада проектируемой
Попытаемся дать
какое-то объяснение употреблению в
тексте Декларации и Совместного
заявления от 25 декабря 1998 г. не вполне
удачного, на наш взгляд, термина
«союзное государство». Вполне возможно,
что составители этих документов
вовсе не исходили из необходимости
создания общей федерации, хотя в
классическом понимании понятие
«союзное государство» равнозначно
понятию «федеративное
Союз Республики
Беларусь и Российской Федерации
мог бы быть представлен в международных
межправительственных организациях универсального
характера в качестве наблюдателя
наряду с СНГ, ЕС, ЛАГ и др. Такой
уровень представительства
В документах, подписанных
в Москве 25 декабря 1998 г., говорится
о стремлении двух стран делегировать
создаваемому союзному Центру «широкие
полномочия в социально-экономической
области, в сфере внешней политики,
обеспечения обороны и
Нельзя не отметить,
что перспективы белорусско-
В течение длительного
времени в работах советских
ученых-правоведов господствовал единый
и достаточно жесткий подход к
определению сущности федерации
как формы государственного устройства,
а также к вопросу о
Между тем, в наши
дни нельзя не заметить, что то, что
казалось некоторым вполне очевидным
в начале XX в., в начале XXI столетия
воспринимается в несколько ином
свете. Опыт последних десятилетий
свидетельствует, что именно федерации,
созданные с целью реализации
права наций на самоопределение,
построенные по национальному признаку,
оказываются неустойчивыми, склонными
к распаду. Федерации же, базирующиеся
на стремлении лишь обеспечить оптимальную
сочетаемость общенациональных и местных
интересов в рамках относительно
однородных в этническом отношении
территорий, оказываются устойчивыми,
стабильными и процветающими. Это
обстоятельство, как нам кажется,
ныне нельзя не учитывать при выборе
формы государственного устройства,
к достижению которой следует
стремиться в процессе интеграции.