Возникновение и развитие страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

В Древней Греции и Римской империи также можно найти примеры страхования, основанные на принципах взаимности. В качестве классического примера в литературе приводится страховое дело в Древнем Риме, где постепенно складывались коллегии, союзы по профессиональному или религиозному признаку со своими уставами. Эти коллегии помимо религиозных и товарищеских целей преследовали еще и цели вспоможения, являясь своего рода похоронными классами.

Содержание

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 3
КОНКУРЕНЦИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ 8
РОЛЬ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

СТРАХОВАНИЕ 1.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

     Возникновение и развитие страхования в России

 

     Первоначальные  формы страхования возникли в  глубокой древности. Еще в рабовладельческом  обществе были добровольные соглашения, в которых можно различить  черты современного договора страхования. Страхование имеет длительную историю, на протяжении которой оно из некоммерческого эволюционировало в коммерческий тип.

     Для самых ранних форм страхования характерным  было взаимное страхование, в основе которого заложена идея коллективной взаимопомощи. Уже в те времена был заложен важный принцип страхования - страховая защита не должна служить обогащению. Задолго до нашей эры были попытки установления нормативов распределения риска законодательно. Примеры таких форм страхования можно найти в Вавилонии, законах царя Хаммурапи (ок. 1760 г. до н.э.), в которых предусматривалось заключение соглашения между погонщиками и купцами о совместном несении убытков, которые могли случиться в пути от нападения разбойников, падежа верблюдов, краже и т.п.[9, c. 53].

     В Древней Греции и Римской империи также можно найти примеры страхования, основанные на принципах взаимности. В качестве классического примера в литературе приводится страховое дело в Древнем Риме, где постепенно складывались коллегии, союзы по профессиональному или религиозному признаку со своими уставами. Эти коллегии помимо религиозных и товарищеских целей преследовали еще и цели вспоможения, являясь своего рода похоронными классами.

     В Средние века страхование стали осуществлять цехи и гильдии. Постепенно цеховое страхование перешло к более совершенной форме создания страховых денежных фондов путем уплаты регулярных страховых взносов членов сообщества в свои кассы. По мере развития товарно-денежных отношений натуральное страхование уступило место страхованию в денежной форме. Раскладка ущерба в денежной форме значительно расширила возможности взаимного страхования.

     Для развития страхования имеет существенное значение тот период, когда страховые  операции получили коммерческий характер, когда предприниматель-страховщик, противостоя множеству страхователей, стал вести дело для получения  прибыли. Этот процесс, прежде всего, совершился в морском страховании в XIV в. в Италии, которой принадлежала тогда гегемония в торговле по берегам Средиземного моря. Морское страхование развилось из морского займа. Это особый вид сделки, освобождавший купца (корабельщика) полностью или частично от большого риска, падавшего на него. Отношения маклеров с транспортерами концентрировались на бирже, куда стекались все сведения об опасностях отдельных морских путей, о годности кораблей, о качествах экипажа.

     Существенным  толчком к развитию страхования имущества от огня явился Большой Лондонский пожар 1666 г. Именно после этого трагического события был учреждена первая в мире страховая компания, появилось страхование от огня.

     Принято считать, что страхование жизни  также зародилось в Великобритании. Именно здесь в 1762 г. появилась страховая компания Equitable Life Assurance Society, занимающаяся страхованием жизни по сей день. Это общество одним из первых начало использовать в своей деятельности актуарные расчеты, что повысило эффективность страхования. К концу XVIII в. в Западной Европе насчитывалось уже около 100 различных видов имущественного и личного страхования.

     Со  второй половины ХIХ в. начался новый  период в общей истории страхования. Он характеризуется прежде всего  тем, что государство выступает  на арену страховой деятельности, сначала в виде одного из конкурентов  частных страховщиков. Видя громадное экономическое и социальное значение страхования, государство решило использовать выгоды страхования в своих интересах. Для него особенно важным является накопление капиталов, поступающих на сравнительно продолжительное время в распоряжение страховщика. Страховые капиталы создали новый источник для помещения государственных фондов, столь важный при современном колоссальном развитии государственного кредита [4, c. 26].

     Страховое дело в России начало развиваться  в конце XVIII в., т.е. значительно позже, чем в развитых европейских странах, которые с самого начала делали упор на морское страхование, в отличие от России, где первым и наиболее распространенным видом страхования было страхование от огня. В большинстве российских городов и деревень тогда не существовало и намеков на страхование. Хотя некоторые дома в Петербурге и были застрахованы, но они страховались за границей — в Англии. Экономические потребности в страховании за пределами натурального помещичьего хозяйства частично удовлетворялись услугами иностранных страховых обществ. Продажей страховых полисов занимались страховые агенты, выполнявшие посреднические функции от имени и по поручению таких обществ. Продажа страхового полиса как разновидность внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом означала вывоз денег за рубеж, что отрицательно влияло на состояние платежного баланса страны в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Именно этими причинами диктовалось введение государственной страховой монополии, которая мерами протекционистского характера отгораживала страну от проникновения иностранных страховщиков, преследуя одновременно чисто фискальные цели. Желая освободить Россию от иностранных страховщиков и наладить собственное страхование, правительство России предпринимало попытки к организации государственного страхования. При Екатерине II был сделан первый шаг в этом направлении. Манифест от 28 июня 1786 г. об организации Государственного заемного банка запрещал страховать имущество в иностранных страховых компаниях [13, c. 48].

     Страховая операция заемного банка, распространявшаяся только на города, и обеспечивала страхованием лишь строения, принимаемые банками  в качестве залога под выдаваемые ссуды. Для этой цели тогда же при банке была открыта Страховая экспедиция — первая страховая организация в России. Механизм страхования был лишь простым придатком кредитной деятельности. Выдача кредитов со стороны Заемного банка без предварительного страхования объекта залога в Страховой экспедиции категорически запрещалась. Хотя в целом деятельность Страховой экспедиции по проводимым операциям носила безубыточный характер, казенно-бюрократическая процедура оформления договоров, искусственно ограниченная только объектами залога в государственном Заемном банке, существенным образом тормозила развитие страхования в стране. В 1822 г. к моменту закрытия Страховой экспедиции в ней оказались застрахованными всего 95 строений на сумму в 1,6 млн руб. ассигнациями [10, c. 65] .

     В 1835 г. было учреждено первое в России страховое общество «Жизнь», которое стало заниматься личным страхованием. Следующий этап развития российского страхового рынка начался после отмены крепостного права в 1861 г. и проведения целого ряда экономических реформ в области земельных отношений, денежно-кредитной системы и др.

     Всего к концу XIX в. в России работало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земские страховые организации и общества взаимного страхования.

     Революционные события 1917 г. резко изменили всю  систему страховой защиты населения. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:

     1) установление государственного  контроля над всеми видами  страхования; 2) объявление страхования  во всех видах и формах государственной страховой монополией.

     Первым  законодательным актом советской  власти, посвященным страхованию, стал Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении государственного контроля над всеми  видами страхования, кроме социального», которым был образован Совет  по делам страхования. Наряду с контрольными функциями Совет должен был проводить новую страховую политику приближения к потребностям беднейших слоев населения, устранения конкуренции страховщиков, обращения излишков чистой прибыли в казну и изыскания новых способов повышения доходов казны от страхового дела. По делам страхования был образован Комиссариат.

     Великая Отечественная война подорвала  существующую страховую систему, но не разрушила ее. В 1950-х гг. были внесены  коррективы в систему обязательного  имущественного страхования. С 1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений и организаций, состоящих на местном бюджете. Таким образом, весь государственный сектор хозяйства был освобожден от страхования.

     Демонополизация коснулась и системы Госстраха  СССР. Страховым организациям республик, краев и областей предоставлялось  право наряду с едиными по стране видами страхования проводить специфические  для региона виды имущественного и личного страхования. Акционерные, кооперативные и иные страховые организации как альтернативные по отношению к Госстраху получили выход на страховой рынок индустриально развитых стран [8, c. 13].

     Особенностью  формирования российского страхового рынка стало массовое появление  новых, преимущественно небольших, компаний, не имеющих опыта страхования. Российский страховой рынок изначально отличался значительными региональными  диспропорциями. К настоящему времени сложилось крайне неравномерное распределение страховых компаний по регионам России.

     Страховой рынок в России только развивается, в государственном реестре страховщиков в 2005 г. было зарегистрировано около 950 страховых организаций, однако не все они реально занимались страхованием.

     В России имеется большой потенциал  для развития страхования жизни. А совершенствование страхового рынка продолжается и в наши дни.

     Конкуренция на страховом рынке

 

     Основным  этапом анализа конкуренции на страховом  рынке является оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. 

     Поскольку конкурентная среда формируется  не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов:

  • соперничество среди конкурирующих на данном рынке операторов ("центральный ринг") - ситуация в отрасли;
  • конкуренция со стороны услуг, являющихся заменителями - влияние услуг-заменителей;
  • угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов;
  • позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей.

   Каждая  из рассматриваемых сил конкуренции  может оказывать различное как  по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность. 

   Основные  факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице 1.

 

Таблица.1

Факторы конкуренции на страховом  рынке 

№ п/п Факторы конкуренции Признаки проявления факторов на рынке
1 2 3
1. Ситуация в отрасли
1.1 Число и мощность страховых компаний, конкурирующих  на рынке Имеется группа равных по мощности страховых компаний или имеется одна или более  страховых компаний, явно превосходящая  исследуемую по мощности.
1.2 Изменение платежеспособного  спроса Платежеспособный спрос на услуги падает, прогноз неблагоприятен.
1.3 Степень стандартизации услуг, предлагаемых на рынке Компании-конкуренты не специализированы по видам страховых  услуг. Услуги компании и услуги-конкуренты практически взаимозаменяемы.
1.4 Издержки переключения клиента с одного страховщика на другого Издержки переключения клиента с одного страховщика  на другого минимальны, т.е. вероятность  ухода клиентов к конкурентам  и наоборот велика.
1.5 Барьеры ухода  с рынка (затраты компании на перепрофилирование) Издержки ухода  компании с рынка данных услуг  велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети и др.).
1.6 Барьеры проникновения  на рынок Начальные затраты  для развертывания работ на рынке  данных услуг невелики.
1.7 Ситуация на смежных рынках (рынки услуг с близкими сферами применения) Уровень конкуренции  на смежных рынках высок.
1.8 Стратегии конкурирующих  фирм (поведение) Отдельные фирмы  осуществляют или готовы к осуществлению  агрессивной политики укрепления своих  позиций за счет других конкурентов.
1.10 Привлекательность рынка данного страхового продукта Имеется явно расширяющийся  спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз
2. Влияние потенциальных конкурентов
2.1 Трудности входа  на отраслевой страховой рынок Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли не высока. Эффективный масштаб может быть достигнут достаточно быстро. Страховые компании отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль
2.2 Доступ к  каналам распределения Создание собственной  сети распространения или привлечение  имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны "новичков"
2.3 Отраслевые  преимущества Страховые компании отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т.д.
3. Влияние покупателей
3.1 Статус покупателей Покупателей в  страховой отрасли много. Это  как физические так и юридические  лица
3.2 Значимость  страхового продукта для покупателя Какие нужды  удовлетворяет тот или иной страховой  продукт для конкретного потребителя.
3.3 Стандартизация страхового продукта Продукт стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей  к новому продавцу незначительна.

Информация о работе Возникновение и развитие страхования в России